Центральная Азия: курс на развитие в эпоху турбулентности

На X Азиатской конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай», проходящей в Самарканде, корреспондент УзА беседовал с руководителем Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Ириной Звягельской, которая считает, что в нашей стране созданы и используются все возможности для давно ожидаемых реформ, а сами реформы уже дают положительные результаты. 
 
— Ситуацию в Центральной Азии часто рассматривают сквозь призму вызовов, ставших результатом как общего состояния дел в мире, так и конфликтов на региональном уровне и быстро меняющейся обстановки в отдельных странах. Неопределённость, связанная с ослаблением международных институтов и системы контроля над вооружениями, возросший уровень конфликтности на Ближнем Востоке, сохраняющаяся напряжённость в Афганистане, радикализация и распространение террористическими исламистскими организациями идеологии насилия не могут не оказывать влияния на Центральную Азию.
Параллельно существуют проблемы, связанные с развитием национальных государств. Речь идёт о новом поколении граждан, которые заинтересованы в большей справедливости, наличии социальных лифтов, открытости своих стран, возможности получить хорошее образование и высокую квалификацию, чтобы оказаться востребованными на современном рынке труда.
Если традиционные вызовы требуют известных классических мер реагирования – укрепления военных потенциалов каждого государства, институтов коллективной безопасности и двусторонних стратегических отношений между государствами, то вызовы современного развития предполагают проработку адекватных ответов. Обеспечение развития, конкурентоспособности, быстрой адаптации к использованию прорывных технологий становятся важнейшими элементами безопасности государств в мире, где слабые и недостаточно развитые экономики, политические системы и общества могут отстать навсегда. Как представляется, такого рода вызовы в Центральной Азии воспринимаются всё более серьёзно.
В современной ситуации глобальные игроки сохраняют своё влияние в регионе, и от них будут зависеть темпы и направления его развития. Однако успешность их политики непосредственно связана с потребностями самого региона. Помимо военно-технического сотрудничества, всё большим спросом в Центральной Азии пользуются развитие торгово-экономических связей, инвестиции, «мягкая сила» (открытие высших учебных заведений, культурные обмены).
По мере становления и развития центральноазиатских государств опыт независимого существования транслировался в политическую зрелость, в период продвижения собственных интересов. Примером в этом отношении может служить Узбекистан. Благодаря главе государства Шавкату Мирзиёеву здесь реформы затрагивают все основные сферы политической и социально-экономической жизни.
Срединное положение Узбекистана, который граничит со всеми странами Центральной Азии, даже чисто географически выделяет его особую роль в регионе, что уж говорить об экономическом и демографическом потенциале, наличии ресурсов и человеческого капитала, индустриальных мощностях.
Во внешней политике Узбекистан является примером того, как с помощью дипломатии можно решать острые и давно требующие решения вопросы межрегионального взаимодействия, которые создавали высокий уровень недоверия. Прежде всего, речь идёт об урегулировании пограничных проблем с соседями.
Узбекистан всё больше использует имеющиеся у него возможности для продвижения политических договорённостей и за пределами Центральной Азии. Особого внимания заслуживает его дипломатия в Афганистане, нацеленная на политические договорённости о мирном урегулировании.
Во внешнем мире Узбекистан придерживается политики диверсификации, сохраняя и развивая взаимовыгодные связи со всеми международными игроками (Россией, США, Европой, Китаем, Индией, ближневосточными и азиатско-тихоокеанскими партнёрами).
Расширение и углубление его связей с Россией стоит отметить особо. Только объём двусторонних соглашений ныне превышает 27 млрд долларов. Здесь работает более тысячи российских предприятий. Заметные достижения имеются в сфере научно-образовательного сотрудничества. Следует подчеркнуть высокий уровень доверительности сложившихся отношений, взаимное уважение интересов, которые не являются идентичными, хотя в целом достаточно близки.
Наличие в регионе устойчивых светских режимов, к которым относится Узбекистан, сдерживающий проявления религиозного экстремизма и радикализма, может стать условием для формирования в будущем в центре Евразии особой модели государственного строительства и межгосударственного взаимодействия, совмещающей курс на политическую и социально-экономическую модернизацию с бережным сохранением культурных традиций.
Беседовал Гайрат Хонназаров. 

 

УзА