Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 7 ноября провел видеоселекторное совещание, посвященное исполнению прогноза поступлений в государственный бюджет, эффективности принимаемых мер по выявлению и задействованию дополнительных возможностей для развития предпринимательства и малого бизнеса, а также актуальным задачам в этом направлении.
В настоящее время во всем мире предприниматели, средний и малый бизнес являются опорой устойчивого развития экономики. В развитых странах субъекты предпринимательства составляют более 90 процентов от общего числа предприятий и обеспечивают работой более 50 процентов трудоспособного населения. По итогам 2018 года в Узбекистане в этой сфере были заняты 76,3 процента населения.
Вместе с тем субъекты предпринимательства вносят существенный вклад в валовый внутренний продукт. Доля этой сферы в ВВП Узбекистана составляет 59,4 процента.
В нашей стране развитие предпринимательства и малого бизнеса сегодня является одним из приоритетов государственной политики. Как отмечал Президент Шавкат Мирзиёев, прогресса и процветания мы сможем достичь только благодаря активному предпринимательству, неустанному труду и целеустремленности.
В результате коренных реформ по поддержке предпринимателей и улучшению деловой среды в составляемом Всемирным банком рейтинге “Ведение бизнеса — 2020” Узбекистан занял 69-е место, поднявшись на семь позиций, и вошел в число 20 лучших государств-реформаторов. Впервые наша страна поднялась на восьмое место в мире по удобству открытия новых предприятий.
Благодаря созданным возможностям за минувшие десять месяцев нынешнего года создана 91 тысяча новых субъектов предпринимательства, что вдвое больше, чем в 2018 году.
Однако многое еще предстоит сделать для дальнейшего развития сферы.
Следует устранить недостатки, указанные в отчете “Ведение бизнеса – 2020”, в частности, повысить удобство получения земли, разрешений на строительство и регистрацию имущества.
В связи с этим на видеоселекторном совещании отмечена необходимость предоставления земельных участков предпринимателям через онлайн-аукцион, обеспечения электронного обмена данными между ведомствами для регистрации имущества. Предложено усовершенствовать государственную регистрацию права на имущество с учетом международного опыта.
Президент указал хокимам, что половину своего рабочего времени они должны выделять на создание новых субъектов малого бизнеса, выявление и практическое содействие в решении проблем предпринимателей, а также резко раскритиковал безразличное и безответственное отношение многих руководителей к этим вопросам.
Об этом отчетливо свидетельствует анализ 26 тысяч обращений, поступивших в Приемные Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей. Почти половину этих заявлений можно было решить непосредственно на районном уровне, но бездеятельность ответственных лиц вынудила граждан обратиться в вышестоящие ведомства.
Больше всего таких случаев зафиксировано в Самаркандской, Ташкентской, Хорезмской, Андижанской, Джизакской и Кашкадарьинской областях. В связи с этим хокимам всех областей и районов дано указание в двухдневный срок принять Обращение к предпринимателям, в котором они должны лично гарантировать предпринимателям, что впредь им не будут чинить каких-либо препятствий, все руководители на местах будут оказывать им тесное содействие и каждодневно заниматься волнующими их вопросами.
Обращение имеет целью донести до нашего народа мысль: все силы будут брошены на содействие предпринимателям. Оно должно быть объявлено в средствах массовой информации, социальных сетях, размещено на баннерах в многолюдных местах. В нем также необходимо будет указать номера телефонов хокимов, руководителей секторов и ответственных ведомств.
Кроме того, территориальным рабочим группам необходимо выезжать на места, правильно организовывать работу и решать проблемы предпринимателей.
Как известно, ответственными за финансирование государственных программ развития предпринимательства были определены «Народный банк», «Микрокредитбанк» и «Агробанк», для этих нужд им было выделено достаточно ресурсов.
На совещании руководители указанных финансовых организаций и территориальных рабочих групп отчитались о принимаемых мерах по изысканию и задействованию новых резервов в сфере бизнеса.
Указано на слабое взаимодействие между Агентством по развитию малого бизнеса и предпринимательства, Приемными Премьер-министра по рассмотрению обращений предпринимателей, Торгово-промышленной палатой, Бизнес-омбудсманом, коммерческими банками и другими уполномоченными ведомствами.
Все проблемные вопросы касательно сферы должны решаться в тесном взаимодействии хокимиятов, Агентства по развитию малого бизнеса и предпринимательства, Торгово-промышленной палаты, Фонда поддержки предпринимательства и банков.
Глава государства отметил, что необходимо дать мощный толчок проводимой на местах работе по созданию новых производств и налаживанию системы оказания услуг с участием предпринимателей.
Сегодня объемы производства в 49 районах и сферы услуг в 63 районах страны находятся на очень низком уровне. Это свидетельствует о том, что их потенциал, земельные, сырьевые и трудовые ресурсы не задействованы в полной мере.
Поэтому организованы и закреплены за отраслями постоянные рабочие группы Министерства экономики и промышленности по развитию промышленности и услуг на местах.
Этим структурам поручено изучить потенциал каждого района и города, разработать программу по созданию новых мощностей, развитию инфраструктуры и сервиса на 2020 год. При реализации программы важно сбыть почти 1,5 тысячи объектов государственной собственности и с государственной долей, а также восстановить деятельность 70 тысяч предпринимателей.
Государственному таможенному комитету поручено наладить с 1 января следующего года выдачу разрешений и сертификатов для экспорт-импортных операций в электронном виде через таможенную информационную систему “Одно окно”.
Определены также задачи по дальнейшему улучшению позиций нашей страны в рейтинге “Ведение бизнеса — 2020”, в частности упрощению системы выдачи разрешений и сертификации.
В устойчивом развитии страны, поддержке социальной сферы важную роль играют поступления в государственный бюджет.
На видеоселекторном совещании Налоговому комитету поручено внедрить в ноябре-декабре текущего года новую систему полного взимания налогов в ряде районов и городов, налоговые поступления в которых не соответствуют их потенциалу.
Как известно, совместно с Международным валютным фондом, Всемирным банком, зарубежными и отечественными экспертами был разработан проект Налогового кодекса в новой редакции. С 1 октября текущего года ставка налога на добавленную стоимость снижена с 20 до 15 процентов.
Следующий этап реформ в налоговой политике – совершенствование налогового администрирования.
В связи с этим отмечена необходимость принять меры по предотвращению “теневой” деятельности и уклонения от уплаты налогов, применяя современные методы и информационные технологии. Для всех сфер будут разработаны “дорожные карты” по резкому сокращению «теневой» экономики.
Кроме того, следует взять под контроль введение в строй 145 новых крупных мощностей, которые должны уже в текущем году начать выпуск продукции и принести дополнительный доход в государственный бюджет.
В обеспечении устойчивости бюджета важную роль играют платежи за услуги, оказанные населению и юридическим лицам.
Как сообщалось ранее, с 2020 года коренным образом изменится порядок формирования местных бюджетов, регионы получат самостоятельность в принятии решений о расходах. В связи с этим впредь хокимияты должны создавать больше субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, чтобы увеличить доходы местного бюджета, самостоятельно собирать налоги. Этим усилится их ответственность.
Президент затронул еще один актуальный вопрос. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2019 года были внедрены рыночные механизмы в систему выращивания зерна, производства муки и хлеба.
Начиная с 15 октября цены на пшеницу и муку были либерализованы, и в целях поддержки социально уязвимых слоев населения каждому получателю пособий ежемесячно выплачивается компенсация в размере 50 тысяч сумов.
Созданы достаточные резервы для гарантированного обеспечения формовым хлебом, месячный объем производства муки увеличился с 122 тысяч до 142 тысяч тонн. В настоящее время 1 килограмм муки в Ташкенте реализуется на бирже по 2300-2400 сумов, в розницу одна буханка хлеба продается за 1500-1700 сумов.
На совещании отмечено, что в отдельных областях цена на хлеб остается высокой.
В связи с этим хокимам всех областей, районов и городов указано на необходимость взять за основу опыт города Ташкента, ежедневно анализировать все процессы от реализации муки на бирже до продажи хлеба в розницу, принять меры по полному обеспечению потребности населения в хлебе.
Поручено приложить все усилия для снижения себестоимости производства хлеба на местах, своевременно и в полном объеме выплачивать компенсацию социально уязвимым гражданам. Кроме того, отмечена необходимость создания запасов муки и других продовольственных продуктов на зиму в горных и отдаленных населенных пунктах.
По обсужденным на видеоселекторном совещании вопросам заслушаны отчеты и предложения хокимов и ответственных руководителей.