21 декабря в Ташкенте продолжило свою работу второе пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Третий день работы пленарного заседания начался с рассмотрения Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием правовых основ корпоративных отношений».
Отмечалось, что в последние годы проводятся последовательные реформы по дальнейшему совершенствованию организационно-правовых основ деятельности коммерческих организаций, ликвидации некоторых видов организационно-правовых форм юридических лиц, утративших свое значение, и внедрению современных методов корпоративного управления.
При этом возникает необходимость совершенствования корпоративных отношений и управления юридическими лицами, введения новых типов институтов в гражданско-правовые отношения и определения их правового статуса, а также упразднения устаревших или малозначимых либо утративших свое значение организационно-правовых форм юридических лиц.
Обсужденным законом предусматриваются ликвидация форм унитарного предприятия и общества с дополнительной ответственностью, требования о государственной регистрации учредительного договора общества с ограниченной ответственностью, установление правового статуса таких институтов, как корпоративный договор, консорциум и договор консорциума.
Кроме того, закрепляется требование раскрытия решений наблюдательных советов хозяйственных обществ о выпуске акций, корпоративных облигаций и иных ценных бумаг как существенного факта в соответствии с правовыми документами.
Предусматривается опубликование уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг информации касательно государственной регистрации выпуска ценных бумаг, а также выдачи лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
По мнению сенаторов, данный закон способствует упрощению деятельности хозяйственных обществ, совершенствованию корпоративных отношений, внедрению более надежных средств защиты прав участников и акционеров обществ, предотвращению бюрократии в корпоративных отношениях посредством отмены ряда процедур и требований, утративших свою значимость на практике.
По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.
Далее обсуждался Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы обеспечения сейсмической безопасности».
Отмечалось, что в стране принимаются системные меры по совершенствованию сферы градостроительства и обеспечению сейсмической безопасности объектов.
За последние три года Инспекция по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства установила государственный контроль за строительством почти 100 тысяч объектов.
Тем не менее учащаются также случаи несоблюдения некоторыми строителями установленных норм. Так, если в 2022 году было выявлено более шести тысяч случаев, связанных с нарушением градостроительного законодательства, то в 2023 году – почти восемь тысяч, а за 11 месяцев 2024 года этот показатель составил почти девять тысяч.
На основании выявленных недостатков приостановлены строительные работы на более четырех тысячах объектов, всего за три года проведено около 1,5 тысячи работ по сносу.
Кроме того, растет количество случаев осуществления предпринимателями незаконного строительства. В частности, за минувший период 2022–2024 годов на более 13 тысячах объектов строительство было начато без государственной регистрации.
Подобные недостатки обусловлены наличием различных организационных и правовых пробелов: осуществлением строительных работ без разрешения, несоблюдением генерального плана, правил приемки в эксплуатацию объектов и низкой эффективности установленных административных штрафов за самовольный снос или реконструкцию подвала и первого этажа многоквартирных домов.
В законодательстве также не установлена ответственность за невыполнение указаний, данных проектировщиком, что становится причиной несоблюдения заказчиком требований Инспекции по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и проектировщиков. Растет количество случаев преобразования в нежилой объект несущей части подвала и первого этажа многоквартирных домов путем их самовольного сноса или реконструкции.
Разрушения, вызванные сильными землетрясениями, произошедшими в последние годы в других странах, в частности Турции, Марокко и Сирии, требуют реализации в нашей стране ряда адресных мер, направленных на обеспечение сейсмической безопасности, повышение сейсмостойкости зданий и сооружений.
Особенно актуальной становится реализация на регулярной основе целенаправленных программ и научных исследований в области защиты населения и территорий от сейсмической опасности.
Законом в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, а также в Закон Республики Узбекистан «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» вносятся соответствующие изменения, предусматривающие повышение качества строительства, предупреждение незаконного строительства зданий и сооружений, а также обеспечение строгого соблюдения требований градостроительного законодательства.
Так, в статью 2293 Уголовного кодекса вносятся изменения, предусматривающие возникновение уголовной ответственности за нарушение правил выдачи разрешения на эксплуатацию завершенных строительных объектов и их приемки в эксплуатацию, строительство зданий и сооружений без разрешения Инспекции по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, изменение и (или) реконструкцию несущих конструкций в многоквартирных домах с нарушением законодательства и нормативных документов в области технического регулирования в случае их совершения после применения административного взыскания за такие же действия.
Отдельно устанавливается уголовная ответственность за нарушения законодательства о градостроительстве, повлекшие смерть человека или иные тяжкие последствия.
Предусматривается также возможность освобождения от ответственности лица, которое впервые совершило преступление, связанное с изменением и (или) реконструкцией несущих конструкций в многоквартирных домах с нарушением законодательства и добровольно устранило произведенное изменение или нарушения, а также их последствия.
Усиливаются и установленные штрафные санкции за нарушение требований градостроительного законодательства.
По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.
Вместе с тем на очередном пленарном заседании в центре всеобщего внимания был Закон «О внесении изменения в статью 135 Уголовного кодекса Республики Узбекистан в связи с ужесточением мер наказания за преступление торговли людьми».
Отмечалось, что проводится системная работа по защите прав, свобод и законных интересов граждан, противодействию торговле людьми, обеспечению всесторонней защиты потерпевших.
В результате систематизирована работа по противодействию торговле людьми, государственная поддержка потерпевших от данного преступления, правовая защита граждан Республики Узбекистан за рубежом подняты на уровень государственной политики.
Особо подчеркивалось, что ужесточаются меры наказания за совершение преступления торговли людьми путем похищения, применения насилия или угрозы его применения либо других форм принуждения.
Кроме того, в ходе обсуждения отмечалось, что законом предлагается внести изменения, предусматривающие более строгие меры наказания для лиц, совершивших преступление торговли людьми в отношении беременной женщины.
Сенаторы подчеркнули, что реализация данного закона послужит предупреждению преступлений, связанных с торговлей людьми, эффективной борьбе с ними, определению соразмерного наказания за подобные деяния, а также эффективной защите прав детей и женщин.
По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.
На втором пленарном заседании Сената также обсуждался Закон «О внесении дополнений и изменения в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине».
Закон направлен на защиту прав и законных интересов потребителей страховых услуг.
В действующем законодательстве орган регулирования и контроля страховой деятельности освобожден от уплаты государственной пошлины по рассматриваемым в судах делам, связанным с операциями по обязательному страхованию, однако эти льготы не определены для потребителей, то есть для страховщиков (застрахованных лиц, выгодоприобретателей, потерпевших), что приводит к снижению их доверия к страховой деятельности.
Только в 2023 году в департамент развития страхового рынка Национального агентства перспективных проектов поступило около двух тысяч обращений, связанных с недовольством действиями страховых компаний по видам обязательного страхования. Более 1600 из этих обращений написаны владельцами транспортных средств. В обращениях граждане выражали недовольство тем, что несмотря на то, что произведено обязательное страхование транспортных средств, страховые деньги не были выплачены.
Если судами не удовлетворены иски, предъявленные гражданами, они уплачивают государственную пошлину за свой счет. В результате этот гражданин, думая, что окажется в трудном финансовом положении, в большинстве случаев не обращается с иском в суд.
Обсужденный закон устанавливает освобождение страховщиков (застрахованных лиц, выгодоприобретателей, потерпевших) от уплаты государственной пошлины в гражданском и хозяйственном судах по искам, вытекающим из договоров обязательного страхования.
Кроме того, в законе закрепляется норма, предусматривающая освобождение субъектов предпринимательства и иных юридических лиц от уплаты государственной пошлины за государственную перерегистрацию при изменении их местонахождения (почтового адреса) в результате образования или упразднения административно-территориальных единиц, изменения их границ или подчиненности.
Принятие данного закона послужит усилению правовых мер защиты законных интересов субъектов предпринимательства и иных юридических лиц, предотвращению излишних затрат в их деятельности, а также созданию благоприятных условий для защиты прав и законных интересов потребителей страховых услуг.
Закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании рассмотрен и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Пересматриваются некоторые утратившие свое значение и устаревшие нормы ряда законов, а также определяются механизмы реализации их некоторых норм.
В частности, Закон «О защите прав потребителей» дополняется нормами относительно деятельности самозанятых лиц, обязательного указания в сведениях о товарах (работах, услугах) даты изготовления в соответствии с нормативно-правовыми актами или нормативными документами в области технического регулирования.
Из Закона «Об оценочной деятельности» исключается требование об уставном капитале оценочных организаций.
Согласно вносимому в Закон «О специальных экономических зонах» изменению, отменяется обязанность приложения к инвестиционной заявке копии документа, удостоверяющего личность заказчика.
В Закон «О правах лиц с инвалидностью» вносятся изменения, направленные на закрепление прав лиц с инвалидностью в процедурах, связанных с проведением медико-социальной экспертизы.
Вместе с тем в Закон «О приватизации государственного имущества» вносится дополнение, согласно которому приватизация государственных объектов недвижимости, расположенных на территории малых промышленных, молодежных промышленных и предпринимательских зон, осуществляется в соответствии с отдельными актами законодательства Республики Узбекистан.
По мнению сенаторов, данный закон послужит устранению излишних административных процедур и устаревших механизмов регулирования в законодательных актах, приведению их норм в соответствие с действующим законодательством.
После обсуждения закон одобрен сенаторами.
Кроме того, на пленарном заседании обсуждался Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Отмечалось, что в стране проводится системная работа по привлечению частного сектора в сферу оказания услуг, связанных с экспортом сельскохозяйственной продукции, созданию в этом направлении благоприятных условий для субъектов предпринимательства.
Вместе с тем возникает необходимость в создании дополнительных удобств при вывозе подкарантинной продукции с территории Республики Узбекистан, дальнейшем упрощении процедур по обеззараживанию (фумигации) такой продукции, расширении участия частного сектора в осуществлении данной деятельности.
Обсужденным законом расширяются полномочия Кабинета Министров и Агентства по карантину и защите растений в области карантина растений.
В частности, предусматривается, что порядок лицензирования деятельности по фумигации экспортируемой подкарантинной продукции определяется Кабинетом Министров.
Теперь в полномочия Агентства по карантину и защите растений входит и выдача лицензий на осуществление деятельности по фумигации подкарантинной продукции, вывозимой из Республики Узбекистан. Устанавливается государственная пошлина за лицензирование деятельности по оптовой и розничной торговле минеральными удобрениями и химическими средствами, используемыми для защиты растений, и фумигации вывозимой из Республики Узбекистан подкарантинной продукции. Принятие закона повысит эффективность деятельности за счет передачи мероприятий по фумигации экспортируемых подкарантинных продуктов частному сектору.
Вместе с тем закон создает возможности для формирования конкурентной среды в деятельности по фумигации экспортируемой подкарантинной продукции и предоставления услуг в соответствии со спросом частного сектора.
Закон одобрен сенаторами.
На втором пленарном заседании Сената также рассмотрен Закон «О внесении дополнения и изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
Отмечалось, что при охране и использовании животного мира существует запрет на содержание отдельных видов диких животных физическими лицами. Наряду с этим утвержден перечень диких животных, запрещенных к содержанию физическими лицами в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или в неволе.
Подчеркивалось, что в результате того, что в законодательных актах не установлена ответственность за незаконное содержание гражданами диких животных, включенных в данный список, встречаются случаи грубого нарушения правил содержания диких животных. Так, в 2022–2024 годах зафиксировано шесть случаев серьезной опасности жизни и здоровью граждан.
Данным законом в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности вносятся изменения, устанавливающие ответственность за содержание диких животных, запрещенных к содержанию физическими лицами в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или в неволе, за причинение вреда здоровью людей, имуществу юридических и физических лиц, а также предусматривается усиление ответственности за нарушение правил содержания животных.
В частности, Кодекс дополняется новой статьей 921, согласно которой содержание диких животных, запрещенных к содержанию физическими лицами в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или в неволе, влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти базовых расчетных величин с конфискацией этих животных.
Если такое правонарушение повлекло причинение вреда здоровью людей, имуществу юридических и физических лиц при отсутствии признаков преступления, предусматривается наложение штрафа на граждан от тридцати до пятидесяти базовых расчетных величин с конфискацией этих животных.
Кроме того, нарушение правил содержания животных в городах и других населенных пунктах, а равно непринятие должностными лицами мер
по отлову и содержанию бесхозных животных влечет наложение штрафа на граждан от трех до пяти, а на должностных лиц – от пяти до десяти базовых расчетных величин.
Если такое правонарушение повлекло причинение ущерба здоровью людей, имуществу юридических и физических лиц при отсутствии признаков преступления, то предусматривается наложение штрафа на граждан от десяти до пятнадцати, а на должностных лиц – от пятнадцати до тридцати базовых расчетных величин.
Сенаторы отметили, что закон послужит предотвращению незаконного содержания диких животных, запрещенных к содержанию, соблюдению требований, предусмотренных порядком содержания домашних животных и обеспечению безопасности населения.
Закон одобрен сенаторами.
Сенаторы также рассмотрели вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В ходе пленарного заседания сенаторами рассмотрено 14 вопросов, в том числе 13 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.
На этом второе пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан