18 декабря 2024 года в Ташкенте начало свою работу второе пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В заседании приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, прошедшее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

На втором пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год».

Отмечалось, что закон о государственном бюджете на 2025 год направлен на повышение благосостояния населения, сокращение бедности, дальнейшее повышение качества услуг социальной сферы, развитие зеленой экономики, охрану окружающей среды. В соответствии с законом уровень инфляции в 2025 году с учетом экономических условий прогнозируется в пределах 7%.

В частности, в законе сформулированы доходы консолидированного бюджета в 2025 году в размере 431 трлн сумов, а расходы – 480,5 трлн сумов исходя из задачи не превышать дефицит консолидированного бюджета более чем на 3% по отношению к ВВП в среднесрочной перспективе.

Доходы государственного бюджета составляют 308,5 трлн сумов, а расходы – 344,8 трлн сумов. Доходы и расходы государственных целевых фондов (без учета межбюджетных трансфертов) планируются в размере 66,4 трлн сумов и 62,8 трлн сумов.

В законе также сохраняется социальная направленность расходов на следующий год, 52% расходов государственного бюджета, или 177,7 трлн сумов направляются на социальную сферу.

В ходе обсуждения закона сенаторы уделили особое внимание увеличению доходов бюджета, целевому расходованию бюджетных средств и высказали свои мнения.

В расходах государственного бюджета на 2025 год законом предусмотрено 3,6 трлн сумов на мероприятия по защите экологии и природы, на здравоохранение планируется выделить 41,3 трлн сумов, что больше на 19,8% по сравнению с ожидаемым исполнением в 2024 году.

Также указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров в 2025 году предусматривается выделение средств на мероприятия по решению актуальных социальных проблем в регионах, улучшению инфраструктуры махаллей и реализации мероприятий государственного значения.

В своих выступлениях сенаторы подчеркнули, что в законе внимание уделяется вопросам расширения доходной базы бюджета, создания достойных условий жизни для населения, сокращения бедности, совершенствования сферы образования, здравоохранения и инфраструктуры махаллей, а также стимулирования сохранения природы.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

Далее в ходе пленарного заседания обсуждался Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2025 год».

Законом в некоторые законодательные акты вносятся дополнения и изменения в целях определения основных направлений налогово-бюджетной политики на 2025 год, в том числе приведения действующего законодательства в соответствие с соглашениями Всемирной торговой организации, обеспечения выполнения задач по облегчению ведения бизнеса, определенных Президентом в рамках открытого диалога с предпринимателями.

В налоговой политике на 2025 год базовые налоговые ставки оставлены без изменений, в частности налог на добавленную стоимость в размере 12%, базовая ставка налога на прибыль – 15%, налог на доходы физических лиц – 12%, ставка налога на имущество юридических лиц – 1,5%, земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения – 0,95%, налог за пользование водными ресурсами по объему воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, – 100 сумов за 1 кубометр, социальный налог – 12% (бюджетные организации – 25%), налог с оборота – 4%.

В результате принятия закона обеспечивается регулирование соответствующих правоотношений по исполнению налоговых обязательств, позволяющих создавать благоприятные условия для субъектов предпринимательства.

Отмечалось, что при сохранении основных налоговых ставок в налоговой политике без изменений предусматриваются приобщение населения к здоровому образу жизни и стимулирование охраны окружающей среды.

В целях создания для предпринимателей благоприятной бизнес-среды путем снижения налогового бремени с 1 января 2025 года отменяется акцизный налог на услуги мобильной связи и с 1 января 2025 года по 1 января 2029 года все издательские и полиграфические предприятия освобождаются от налога на прибыль.

Законом расширены полномочия местных Кенгашей народных депутатов, касающиеся местного бюджета. Им предоставляются полномочия устанавливать фиксированную ставку налога для индивидуальных предпринимателей в пределах (диапазоне) минимальной и максимальной ставок исходя из уровня экономического развития районов и городов, применять повышающие и понижающие коэффициенты к ставкам налога за пользование водными ресурсами и ставкам налога за пользование недрами по строительным нерудным материалам.

В своих выступлениях сенаторы подчеркнули, что в законе при определении налоговой политики уделяется внимание вопросам расширения доходной базы бюджета, совершенствованию здорового образа жизни и стимулированию сохранения природы.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

В ходе второго пленарного заседания Сената также обсуждался Закон «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год».

В стране осуществляются системные реформы в сфере образования в целях обеспечения приобретения молодежью современных знаний и профессий. В последние годы в каждой махалле, в каждом селе, даже в отдаленных районах проводится значительная эффективная работа по развитию социальной и производственной инфраструктур.

В текущем году в целях решения в регионах актуальных социальных проблем, наиболее актуальных вопросов, связанных с инфраструктурой махаллей, а также осуществления мероприятий государственного значения приняты указы и постановления Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров.

Кроме того, принимается ряд мер по приведению налогового, таможенного и бюджетного законодательства страны в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.

Законом предусматривается выделение дополнительно 2,5 трлн сумов на увеличение уставного капитала коммерческих банков в целях поддержки проектов предпринимательства и малого бизнеса, 1,3 трлн сумов – на проведение строительно-ремонтных работ по решению наиболее актуальных вопросов, связанных с инфраструктурой в махаллях, 840,5 млрд сумов – Фонду финансирования образовательных кредитов для покрытия высокого спроса на образовательные кредиты и задолженности, возникшей в прошлом году.

На социально-экономическое развитие и реализацию мероприятий государственного значения предусматривается выделение дополнительных средств в резервный фонд Кабинета Министров в размере 524,8 млрд сумов, в Фонд поддержки молодых предпринимателей – 200 млрд сумов.

В законе оптимизируются некоторые расходы за счет сокращения дублирующих штатных единиц, экономии бюджетных средств исходя из планируемых средств на капитальные вложения в проектирование, строительство (реконструкцию) и оснащение объектов, а также возможностей освоения расходов бюджета текущего года.

Законом увеличиваются расходы республиканского бюджета почти на 10 трлн сумов.

Сенаторы одобрили закон, подчеркнув важность того, что все вносимые изменения в закон о государственном бюджете на 2024 год направлены на целенаправленное, эффективное и ориентированное на результат расходование выделяемых из республиканского бюджета средств, на поиск решений актуальных проблем и их финансирование.

На этом первый день работы второго пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба 
Сената Олий Мажлиса 
Республики Узбекистан