Будут созданы новые виноградники и модернизирована винодельческая промышленность

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 3 августа провел совещание, посвященное вопросам расширения виноградных плантаций и развития виноделия, увеличения производства и экспорта продукции винодельческой отрасли.

Во всех сферах жизни нашей страны осуществляются кардинальные реформы. Для развития отраслей экономики совершенствуется нормативно-правовая база и обновляется их структура. Перед руководителями ставятся задачи по организации деятельности в соответствии с современными требованиями, привлечению инвестиций, созданию новых производств, увеличению объемов и расширению географии экспорта.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенствованию винодельческой отрасли и реализации алкогольной продукции” от 28 февраля текущего года было реорганизовано и акционерное общество «Узшаробсаноат», утверждена его новая организационная структура, обновлено руководство. Определен ряд задач по расширению виноградных плантаций и развитию виноделия.

Анализ состояния отрасли показывает, что в ней практически не наблюдается рост. Так, в первом полугодии текущего года 62 производственных субъекта отрасли изготовили винную и алкогольную продукцию на 951 миллиард сумов, что составляет 1 процент от общего объема произведенной в стране промышленной продукции. За этот период промышленное производство в нашей стране выросло на 11 процентов, а рост в данной отрасли составил лишь 0,9 процента.

Снизился уровень загрузки мощностей по производству водки, вина, спирта, шампанского. Показатели первого полугодия текущего года намного ниже аналогичного периода 2017 года. Прогнозы по выпуску водки и вина не выполнены. Для устранения этой проблемы руководители отрасли должны отдельно изучить деятельность заводов, допустивших значительное понижение уровня загрузки мощностей, и принять соответствующие меры. Прежде наблюдались случаи, когда заводы отрасли использовали основную часть своих мощностей для «теневого» производства. Впредь необходимо не допускать возникновения этого явления, известного как «вторая линия».

В производстве не уделяется внимание сбалансированности видов продукции. За последние десять лет производство вина из винограда сократилось в 2,5-3 раза по сравнению с ликеро-водочными изделиями. Это объясняется тем, что предприятия по первичному производству вина, располагая мощностями для переработки 200 тысяч тонн винограда и заготовки 14 миллионов декалитров виноматериалов, из-за нехватки сырья пользуются только 15 процентами своих мощностей. Модернизированы лишь 25 процентов предприятий, заготавливающих виноматериалы, остальные все еще используют оборудование, установленное в 90-х годах прошлого века. Вследствие этого 25 предприятий, способных производить почти 4 миллиона декалитров разлитой винной продукции, загружены всего на 57 процентов.

В числе главных причин – резкое сокращение площадей виноградников винных сортов и снижение их урожайности. В нашей стране существует 73 тысячи гектаров виноградников, из них на 10 тысячах гектаров выращивается виноград винных сортов, в том числе 4,3 тысячи гектаров виноградников принадлежат предприятиям АО «Узшаробсаноат». Это количество не покрывает производственные потребности. В связи с этим в феврале текущего года перед предприятиями «Узшаробсаноат» была поставлена задача довести площади виноградников винных сортов до 10 тысяч гектаров до 2021 года.

На совещании отмечалось, что к настоящему времени саженцы винограда винных сортов высажены только на 390 гектарах. К осени планируется создать виноградники на 2,5 тысячи гектаров из 6,8 тысячи гектаров площадей, выделенных хокимиятами.

Причиной неурожая и, следовательно, нехватки сырья становятся пассивность и равнодушие агрофирм в составе АО «Узшаробсаноат». Виноград выращивается на 1,1 тысячи гектаров земель, принадлежащих 21 агрофирме, остальные 1,3 тысячи гектаров не освоены вообще. Эти агрофирмы завершили 2017 год с убытками в 3 миллиарда сумов.

С учетом этого ответственным лицам поручено разработать пятилетнюю программу по ускоренному развитию виноградарства и переработки винограда, модернизации существующих и созданию новых мощностей по производству алкогольной продукции.

Отмечалось, что при разработке программы необходимо предусмотреть меры по выделению винодельческим предприятиям не 10 тысяч, а 20 тысяч гектаров под организацию виноградников винных сортов и современных питомников. Также необходимо ввести в перечень условий выдачи лицензий винно-водочным заводам требования о создании виноградников винных сортов и организации производства готовой винной продукции, критически пересмотреть деятельность агрофирм в системе «Узшаробсаноат», разработать меры по предоставлению неосвоенных или используемых неэффективно земель частным собственникам для выращивания винограда винных сортов по кластерному методу.

Потребуется время пока новые виноградники начнут давать урожай. Им следует воспользоваться с умом и наладить производство вина, уксуса и сидра из различных плодов. Это позволит также предотвратить потерю фруктов, остающихся без переработки. АО “Узшаробсаноат” должно изучить зарубежный опыт и внутренние возможности, предусмотреть в разрабатываемой новой программе меры по организации уже в текущем году и расширению в дальнейшем производства вина и другой продукции из фруктов.

Было указано, что в новую программу необходимо включить также конкретные меры по резкому увеличению экспорта продукции отрасли. Отечественная ликеро-водочная продукция не пользуется высоким спросом за рубежом, основную часть экспорта составляют виноматериалы. В первом полугодии текущего года объем экспорта составил 9,6 миллиона долларов или 85 процентов от прогнозируемого.

Как известно, в Узбекистане не выращиваются такие сорта винограда, позволяющие производить вино на уровне мировых требований, как «Пино-нуар», «Шардонэ», «Совиньон-блан». Импорт их саженцев запрещен Государственной инспекцией по карантину растений из-за риска распространения филлоксеры – насекомого-вредителя винограда. Поэтому необходимо ввозить не саженцы, а черенки указанных сортов и размножать их в питомниках в условиях строгого карантина. В связи с этим Государственной инспекции по карантину растений поручено изучить опыт государств с развитым виноделием и подготовить предложения по ввозу сертифицированных сортов винограда.

На совещании отмечен неудовлетворительный уровень работы в привлечении прямых инвестиций в отрасль. Несмотря на то, что на большинстве предприятий системы «Узшаробсаноат» используется устаревшее оборудование, виноделие и производство алкогольной продукции являются одной из привлекательных для инвестирования сфер, на ее долю приходится лишь 0,5 процента от осваиваемых в настоящее время инвестиций. В текущем году реализуется 31 проект общей стоимостью 59 миллионов долларов, что в 2 раза больше, чем в прошлом году. Однако низка вероятность того, что хотя бы половина из них будет завершена до конца года.

Вместе с тем в результате пассивности и безразличия 21 проект стоимостью 101 миллион долларов, не относящийся к деятельности отрасли, реализуется без привлечения иностранных инвестиций. Из них 15 не могут быть завершены до конца года.

Ответственные лица с учетом всего этого должны в двухмесячный срок сформировать перечень проектов по развитию виноделия и модернизации производства ликеро-водочной продукции с привлечением иностранных инвестиций в общей сложности не менее 300 миллионов долларов и определить меры по их реализации в рамках инвестиционных программ на 2019-2022 годы.

Еще один важный вопрос – предотвращение случаев подпольного производства и реализации алкогольной продукции. Для этого необходимо широко внедрять информационные технологии. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций и АО «Узшаробсаноат» поручено принять меры по разработке и внедрению до 1 июня 2019 года электронной системы, обеспечивающей контроль передвижения алкогольной продукции по цепочке «производитель — оптовый продавец — розничный продавец — потребитель».

В ходе обсуждения предложений руководителей отрасли о поэтапном устранении монополии в сфере реализации алкогольной продукции и приватизации отмечалась необходимость глубокого изучения данного вопроса с учетом предотвращения возникновения различных спекуляций, в частности «вторых линий», и новых схем сокрытия прибыли, оценки воздействия реализации данного предложения на поступление в бюджет акцизов и налога на добавленную стоимость, того, как будет вестись учет произведенной и реализованной продукции в целом. Соответствующее заключение по этому поводу должны дать Генеральная прокуратура и Государственный налоговый комитет.

На совещании рассмотрен также вопрос предотвращения проникновения на территорию нашей страны контрабандной алкогольной продукции и этилового спирта. Отмечалось, что Государственному таможенному комитету совместно с правоохранительными органами следует уделить особое внимание проведению оперативных мероприятий по устранению этой проблемы.

 

УзА