Новый указ

Довольно интересно слушать беседы аксакалов в махаллинском гузаре. На первый взгляд кажется – обычный разговор, однако в нем отображена жизнь общества.

– Сын Шокира – мастера по изготовлению тандыров – вернулся из холодных краев, – сказал сидевший во главе стола старик, засучивая рукава рубашки. – Утром с ним разговаривал, настроение у него хорошее. Теперь, говорит, не уеду. Кажется, хорошо заработал, хочет открыть цех в махалле. Когда человек владеет ремеслом, везде найдет себе дело.

Принесли чай, разлили по пиалам.

– Не всем удается найти хороший заработок вдали от дома, – сказал другой старик, облокачиваясь на подушку. – Например, сын покойного Нуриддина-лавочника уже три месяца не может устроиться на работу. Я разговаривал с ним по телефону, сказал возвращайся, работай в лавке отца. В махалле молодым людям выделяют земли, займешься земледелием. В общем, разъяснил, что нужно заняться конкретным делом, а не то всегда будешь в поиске. Не зря в народе говорят, нет профессии – никакая работа не будет спориться.

Из этой беседы можно сделать вывод: если реформы в обществе будут начинаться с нижнего звена – махаллей – будет положительный результат.

В последние годы в стране уделяется большое внимание созданию условий гражданам, временно работающим за пределами республики, обеспечению работой вернувшихся из трудовой миграции.

Главное, продолжается совершенствование этой системы.

17 октября 2024 года Президент Республики Узбекистан подписал Указ «О первоочередных мерах по реформированию системы управления миграционными процессами» и постановление «О дополнительных мерах по упорядочению процессов осуществления трудовой деятельности за рубежом».

Эти документы направлены на внедрение единой вертикальной системы управления в данной сфере, а также определение конкретных задач и обязательств ответственных государственных органов. Вместе с тем важно реализовать такие цели, как защита прав граждан Республики Узбекистан, желающих осуществлять временную трудовую деятельность за рубежом, формирование здоровой конкурентной среды в сфере, более широкое привлечение частного сектора к данному процессу, цифровизация оказываемых услуг.

Первым пунктом указа предусмотрено прекращение деятельности Агентства внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности и образовании Агентства миграции при Кабинете Министров. Что это означает и в чем заключаются задачи нового агентства?

Агентство является уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере осуществления внешней трудовой миграции, координирующим деятельность государственных органов и оказывающим государственные услуги в данной области.

– Спрос на рабочую силу в разных странах бывает разным. Влияние на него оказывают такие факторы, как экономическая ситуация, уровень инвестиций и развитие отдельных отраслей, – сказал заместитель директора Агентства миграции Азимжон Хусанов. – Поэтому постоянное изменение спроса на рабочую силу – закономерный процесс. Указом Президента в целях поиска и качественного отбора работодателей усилена ответственность представительств и учреждений Узбекистана за рубежом. Также этот документ призван повысить ответственность работодателей и вывести предоставление услуг гражданам в данном направлении на новый уровень.

В частности, агентство будет уделять особое внимание комплексному регулированию процессов внешней трудовой миграции, контролировать организованную отправку граждан за рубеж на временную работу, осуществлять лицензирование деятельности частных агентств занятости по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами нашей страны, изучать соблюдение  ими требований и условий лицензии. Важно отметить, что агентство организует обучение граждан профессиям и иностранным языкам с учетом требований зарубежных работодателей.

Работать за границей непросто. Если в течение этого периода  права наших соотечественников будут нарушены или они окажутся в тяжелом положении, будут приняты меры их правовой и социальной защиты в соответствии с законом.

Начиная с 1 января 2025 года агентству разрешается проводить контрольные мероприятия, связанные с проверкой деятельности частных агентств занятости, с уведомлением Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. На агентство будет возложена обязанность размещать в электронном программном комплексе трудовой миграции «Xorijda ish» протоколы, составленные по результатам любой проведенной им проверки, а также данные по количеству и характерным особенностям выявленных фактов нарушения законодательства в разрезе каждого проверенного субъекта.

Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по регулированию процессов осуществления трудовой деятельности за рубежом» также явилось важным документом в расширении возможностей граждан по осуществлению временной трудовой деятельности за рубежом и повышении качества предоставляемых им услуг.

В соответствии с постановлением в распоряжение агентства  передан Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, а на его базе предусмотрено создать Фонд миграции без статуса юридического лица.

Средства данного фонда в первую очередь будут направляться  на защиту прав и интересов граждан. Тем, кто желает работать за границей, но не имеет для этого достаточных средств, будет оказываться помощь в оформлении рабочих виз и получении языковых и квалификационных сертификатов.

Вся информация о вакансиях, предлагаемых иностранными работодателями, будет открыто объявляться на электронной платформе, в средствах массовой информации и социальных сетях. На специальной электронной платформе граждане смогут оформлять и размещать свои резюме, а также беспрепятственно участвовать в конкурсах на объявленные вакансии.

Региональные филиалы агентства будут оказывать гражданам бесплатные консалтинговые услуги по вопросам трудоустройства за рубежом, в том числе оформлению документов, связанных с получением рабочей визы.

Со следующего учебного года в учреждениях обучения профессиям будут организованы учебные курсы на основе международных образовательных программ, их выпускникам будут выдаваться квалификационные сертификаты, признаваемые зарубежными работодателями.

В этих двух документах есть множество пунктов, направленных на решение проблем, связанных со сферой трудовой миграции. Мы решили не касаться их всех по отдельности. Главное, что в них четко определены цели и планы, указаны министерства и ведомства, ответственные за выполнение задач.

Работать вдали от семьи и Родины очень сложно. Если граждане, желающие делать это, знают иностранные языки, владеют ремеслом и профессией, трудятся, ощущая заботу о них государства, то и заработок будет достойный.

Икром АВВАЛБОЕВ, корр. УзА.