В национальном процессуальном законодательстве не предусмотрены понятие электронных (цифровых) доказательств, порядок их использования и связанные с этим вопросы.
Законодательством не регулируются вопросы о том, какая информация включается в электронные доказательства. Поэтому подготовлен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами».
Документом, обсужденным на пленарном заседании Сената, предусматривается внесение в ряд действующих кодексов и законов соответствующих изменений и дополнений, определяющих понятия электронных данных и цифровых доказательств, порядок сбора, представления, закрепления, осмотра, исследования и оценки цифровых доказательств, их хранения, возвращения и уничтожения. Устанавливается, что данные, создаваемые, обрабатываемые и хранящиеся с использованием электронных устройств и информационных систем, а также информационных технологий, являются электронными.
Законом устанавливается конкретный порядок, согласно которому должностное лицо органа, осуществляющего доследственную проверку, дознаватель, следователь, прокурор или суд с участием специалиста должны принимать представленные электронные данные и осматривать первичный электронный носитель, содержащий электронные данные.
Определяется понятие цифровых доказательств, которыми могут быть электронные данные, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение, в том числе файлы в электронном виде, аудио, видеозаписи, сведения, хранящиеся во всемирной информационной сети Интернет, а также другие электронные данные.
Принятие одобренного сенаторами закона послужит устранению пробелов в законодательстве, повышению качества правосудия и совершенствованию судопроизводства.
Н. Абдураимова,
корр. УзА.