Сегодня, как участнику проходящей в Ташкенте Недели международных партнерских инициатив, мне хотелось бы поразмышлять о важных изменениях в избирательной системе Нового Узбекистана.

Следует признать, что путь глубоких реформ, по которому в последние годы шел Узбекистан, находит признание во всем мире. Обновлена и избирательная система. Конституция Нового Узбекистана и усовершенствованный Избирательный кодекс являются тому подтверждением.

Переход на смешанную – мажоритарно-пропорциональную систему выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса – важное новшество.  Это изменение означает удаление устаревших положений из Конституции и Избирательного кодекса.

Обратите внимание, что 75 представителей избираются от одномандатных округов, а остальные 75 – от единого избирательного округа по партийным спискам. Новый подход не только обеспечит более широкий охват, но и будет способствовать развитию гендерного равенства, потому что не менее 40 процентов кандидатов в партийных списках должны составлять  женщины.

Кроме того, меня порадовало кардинальное изменение новой системы избирательных органов под руководством Центральной избирательной комиссии. В частности, Конституция определяет Центральную избирательную комиссию одним из субъектов, которые могут вносить законодательные предложения в парламент в порядке законодательной инициативы.

Примечательно также, что внесены новшества при назначении членов участковых избирательных комиссий и установлении сроков их полномочий. Это гарантирует, что выборы пройдут на высоком уровне открытости и прозрачности.

Еще одной важной новостью является то, что право голоса имеют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Они могут быть лишены права участвовать в выборах только в соответствии с законом и на основании решения суда. Конечно, это право было введено на основе опыта развитых стран, таких как Германия, Франция, Австралия, Греция, Италия, Польша, Португалия, Румыния, Нидерланды и Норвегия, в которых действует практика ограничения избирательного права лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, только по решению суда.

Включение избирателей в процесс голосования осуществляется путем регулярного обновления списков избирателей, тогда голос каждого гражданина будет услышан и учтен. Важным аспектом является и введение правил, гарантирующих, что граждане могут участвовать в выборах, находясь за границей.

Наблюдение за процессом подготовки позволяет выразить уверенность, что народ Узбекистана примет активное участие в выборах.

Абель ПОЛЕЗЕ,  

профессор гуманитарных и общественных наук

Городского университета Дублина (Ирландия),

УзА