Органы внутренних дел должны стать истинно народными

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 27 июля состоялось видеоселекторное совещание, посвященное реальному состоянию работы по раннему предупреждению преступности, вопросам дальнейшего повышения ответственности органов внутренних дел и иных государственных ведомств в этой сфере, устранения имеющихся в системе проблем и недостатков.
В совещании приняли участие Премьер-министр и его заместители, Генеральный прокурор, министры внутренних дел и обороны, командующий Национальной гвардией и председатель Верховного суда, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента.
Без обеспечения верховенства закона и обуздания преступности нельзя завоевать доверие народа. Главой нашего государства данным вопросам уделяется особое внимание, от руководителей всех уровней требуется ответственный подход к работе.
С этой целью была кардинально реформирована система органов внутренних дел. Так, если прежде 60 процентов сотрудников системы работали в городских и районных ведомствах, а 40 процентов – на местах, то в настоящее время для тесной работы с населением в махаллях несут службу 65 процентов сотрудников. Для совершенствования сферы было принято более 80 актов законодательства.
Однако несмотря на эти меры, на местах ответственные лица не добираются до самых корней преступности. Не изучаются истинные причины преступлений, обсуждения в махаллях, трудовых коллективах и образовательных учреждениях проводятся только формально.
По имеющимся сведениям, в 2017 году количество преступлений снизилось на 16 процентов по сравнению с 2016 годом, за 6 месяцев текущего года – на 39 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2017 года. Однако остается высоким количество преступлений, связанных с умышленным убийством, умышленным нанесением тяжких телесных повреждений, грабежом, разбоем, воровством и мошенничеством.
— Если бы все работали как единое целое, были достаточно проинформированы о проблемах и содействовали их решению, заранее предупреждали преступления и разъясняли их истинную суть, сегодня мы бы видели совершенно иные цифры и картину, — сказал глава государства. — К сожалению, работа в сфере противодействия преступности все еще ведется по устаревшей системе.
На совещании отмечалось, что в правоохранительных органах укоренилась практика сопоставления показателей с предыдущим периодом. В связи с этим работа по обузданию преступности отныне будет вестись по совершенно новой системе. В соответствии с этой системой, которая будет называться “Правда о преступности и справедливость”, при обнаружении преступления ответственные руководители будут изучать его причины с выездом на места, проводить обсуждение, принимать конкретные меры для недопущения повторения случившегося. В средствах массовой информации будет организована одноименная рубрика, вся проводимая работа будет подробно освещаться.
Отмечалась необходимость внедрения концепции «Безопасная столица», реализуемой в городе Ташкенте, а в других регионах страны как «Безопасный город», учитывая при этом особенности каждого региона. Соответствующие поручения даны Премьер-министру, Генеральному прокурору, министрам внутренних дел и обороны, командующему Национальной гвардией и председателю Верховного суда.
Для эффективной борьбы с преступностью необходимо внедрить действенный механизм учета правонарушений и лиц, склонных к их совершению. А Информационный центр Министерства внутренних дел, ответственный за ведение единого учета правонарушений, их анализ и обмен информацией, бездействует. В связи с этим целесообразно передать Информационный центр в структуру Генеральной прокуратуры. Вместе с тем необходимо внедрить электронную систему фиксации правонарушений. В качестве логического продолжения этой работы следует внедрить в каждом регионе рейтинг деятельности по предупреждению и противодействию преступности.
В структуру Комитета женщин, Научно-практического исследовательского центра “Оила” и других непосредственно работающих с населением организаций, хокимиятов, отделов внутренних дел введена должность заместителя по вопросам молодежи. Однако их активность в профилактике преступлений не проявляется. Ответственные лица на местах должны сами организовать обсуждение совершенных преступлений, выявлять их причины и информировать через средства массовой информации. Только так можно будет добраться до самых корней каждого преступления. В противном случае все будут заниматься только последствиями вместо формирования в обществе иммунитета против преступности.
На совещании обсуждена проблема, связанная с участившимися случаями суицида. В рамках программ дальнейшего совершенствования оказания психиатрической помощи населению улучшена материально-техническая база психиатрических больниц и психоневрологических диспансеров, налажена система повышения квалификации кадров, организуются Республиканский центр реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия, и предупреждения суицидов, специальные центры при районных комитетах женщин, формируется единая электронная база данных о лицах, находящихся в группе риска. Несмотря на это, не наблюдается резкое изменение в подходе и отношении ответственных лиц к данному вопросу. Республиканский совет махаллей, министерства здравоохранения, высшего и среднего специального образования, народного образования, Союз молодежи и Комитет женщин должны рассматривать каждый случай посягательства на собственную жизнь как чрезвычайную ситуацию и разработать программы психологической помощи, нацеленные на упреждение возникновения суицидального поведения в образовательных учреждениях. Комитету по делам религий и Управлению мусульман Узбекистана следует широко, с применением действенных методов разъяснять отношение нашей священной религии к суициду.
Основную часть зафиксированных за 6 месяцев текущего года преступлений составили воровство, мошенничество, разбой и грабеж. Это свидетельствует о совершенно неудовлетворительной деятельности служб профилактики, уголовного розыска и охраны. Так, к пульту охраны подключены лишь 0,7 процента домов и 12 процентов объектов предпринимательства нашей страны, видеокамеры в общественных местах не объединены в единую систему. Это означает, что служба охраны все еще работает по-старому, современные информационно-коммуникационные технологии внедряются медленно. Подобная ситуация является одной из причин проблем, связанных с раскрытием преступлений. В связи с этим необходимо организовать деятельность службы охраны по новой системе, полностью внедрить информационные технологии, повысить качество и масштаб сервиса на основе государственно-частного партнерства.
На совещании рассмотрена проблема не снижающегося количества преступлений среди молодежи. Вызывает обеспокоенность, что молодежь причастна к совершению 30 процентов всех преступлений, зафиксированных за минувшие 6 месяцев текущего года. Причиной тому является не сплоченность молодежи вокруг единой идеи и целей, наличие множества системных проблем в воспитании и обеспечении занятости. К примеру, за год школы, лицеи и колледжи заканчивают более 600 тысяч юношей и девушек. В высшие учебные заведения поступают лишь 10-15 процентов из них. Поэтому необходимо задуматься о том, что будет с остальными. Без создания достойных условий для молодежи никто не имеет морального права что-то требовать от нее. Поэтому была принята Государственная программа «Yoshlar — kelаjagimiz», направлено 800 миллиардов сумов на молодежное предпринимательство и обеспечение занятости. Ответственные лица должны ходить по домам, беседовать с молодежью и на этой основе обеспечить полное исполнение программы.
На совещании обсужден вопрос, связанный с ростом количества дорожно-транспортных происшествий. Отмечалось, что главной проблемой являются недостаток знаний и навыков у водителей и пешеходов, отсутствие законопослушности и низкая культура, взаимное неуважение участников дорожного движения. Применение мер наказания за нарушение правил дорожного движения не дает ожидаемых результатов. Кроме того, не отвечает требованиям состояние дорог, работа по инвентаризации дорожных знаков, их поэтапной замене на современные. Министерству внутренних дел, Агентству автомобильного транспорта, Государственному комитету по автомобильным дорогам поручено обеспечить полное и качественное исполнение задач, указанных в Концепции обеспечения безопасности дорожного движения на 2018-2022 годы. Необходимо принять меры по внедрению в сферу механизма государственно-частного партнерства, приватизации магистральных дорог в регионах, налаживанию оказания платных услуг, усилению ответственности за умышленное нарушение правил дорожного движения.
Вследствие этих недостатков органы внутренних дел до сих пор не стали структурой, по-настоящему заботящейся о народе. Все еще наблюдаются случаи неудовлетворительной работы с обращениями, халатного отношения к служебным обязанностям. В последнее время неуместные действия сотрудников системы, случаи злоупотребления должностными полномочиями широко обсуждаются в интернете, что подрывает авторитет органов внутренних дел. Министерству внутренних дел необходимо провести расширенное заседание коллегии, обсудить подобные случаи и определить меры недопущения повторения.
Как известно, для эффективной организации деятельности Республиканской комиссии по раннему выявлению преступлений и противодействию правонарушениям на местах за каждой из пяти региональных рабочих групп были закреплены соответствующие регионы и ответственные руководители, перед ними поставлены конкретные задачи. Изучены условия, способствующие совершению преступлений, количество которых выросло, по каждому виду преступления разработана «дорожная карта», направленная на раннее предупреждение. Глава государства отметил, что эти мероприятия не должны оставаться на бумаге, каждое мероприятие, каждое действие должны быть нацелены на конкретный результат, облегчение забот населения. Для этого Республиканская комиссия должна поставить каждому району и городу криминогенный «диагноз» и по его результатам составить карту криминогенной ситуации в стране.
Вместе с тем задача противодействия преступности и профилактики правонарушений касается всех, в том числе и судов. Однако некоторые председатели судов не выполняют на должном уровне не только эту задачу, но и возложенные на них профессиональные обязанности. С этой точки зрения Высшему судейскому совету, Верховному суду следует принять конкретные меры по правильной и эффективной организации работы в судах, определению конкретных критериев оценки деятельности председателей судов, усилению участия и ответственности судов в предупреждении преступности.
Анализ обсужденных на совещании вопросов показывает, что аналитически-правовая и прогнозная деятельность органов внутренних дел не отвечает современным требованиям. Нельзя назвать удовлетворительной деятельность Академии Министерства внутренних дел по подготовке кадров-аналитиков. Ведь прогнозирование динамики преступности является одним из важных условий ее раннего предотвращения. С учетом этого ответственным руководителям поставлена задача разработать меры по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел касательно менеджмента, системного анализа, прогнозирования и контроля.
По рассмотренным на совещании вопросам приняты соответствующие решения, определены конкретные меры.

 

УзА