Обсуждена реализация перспективных инвестиционных проектов

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 26 июля состоялось видеоселекторное совещание по вопросам реализации проектов с привлечением иностранных инвестиций, устранения недостатков в этом направлении и ускорения освоения инвестиционных средств.

В нем приняли участие Премьер-министр и его заместители, руководители министерств и ведомств, компаний и объединений, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, главы дипломатических представительств Узбекистана за рубежом.

Отмечалось, что в текущем году в рамках инвестиционных и инфраструктурных программ предусмотрено реализовать за счет всех источников финансирования 2 612 проектов и освоить более 6 миллиардов 850 миллионов долларов. Из них 4,9 миллиарда долларов являются иностранными инвестициями, в том числе 2,3 миллиарда долларов – кредиты международных финансовых институтов и 2,6 миллиарда долларов – прямые инвестиции.

На совещании подвергнуто критике неудовлетворительное состояние освоения этих средств и реализации проектов. Так, в текущем году в рамках 82 проектов с участием международных организаций и иностранных государств намечено освоить 2 миллиарда 283 миллиона долларов. Однако в первом полугодии освоено лишь 26 процентов этой суммы.

Одной из основных причин этого является практика освоения до 70 процентов средств к концу года. Зарубежные инвесторы выражают обоснованное недовольство этим явлением. Еще одна причина – кредитные ресурсы привлекаются не под тщательно проработанные проекты с готовой документацией, а из соображений «сперва получим средства, а там подумаем». Следует отметить, чем медленнее осваиваются средства, тем сложнее будет привлекать инвестиции для реализации будущих проектов.

С учетом этого руководители соответствующих комплексов Кабинета Министров должны глубоко изучить состояние освоения инвестиций и принять меры по устранению проблем, в том числе бюрократических преград в разработке проектной документации, проведении тендеров, экспертизе проектов и договоров.

Шавкат Мирзиёев поручил Премьер-министру и его заместителям утвердить новые отраслевые графики для освоения основной части средств международных и иностранных финансовых организаций в августе-октябре и полного выполнения прогнозных показателей до конца года.

Необходимо устранить такие проблемы, как чрезмерная сложность процедур, связанных с реализацией инвестиционных проектов, их забюрократизированность, неурегулированность деятельности ответственных ведомств, повысить эффективность инвестиционных проектов и обеспечить их своевременное освоение. С этой целью недавно было принято постановление Президента о привлечении средств международных и иностранных финансовых организаций, подготовке и экспертизе проектной документации. Отныне проекты с участием средств международных и иностранных финансовых организаций будут осуществляться по совершенно новой системе. Так, внедрен порядок разработки стратегии сотрудничества с международными финансовыми институтами, на экспертизу затрачивается не 60, а 14 дней, тендерная документация и договоры, заключаемые по итогам тендеров, не будут проходить экспертизу, отменены требования по кворуму и количеству соискателей.

Глава государства отметил важность эффективной организации деятельности ответственных групп по качественному осуществлению инвестиционных проектов с участием международных финансовых институтов. Деятельность групп организована неэффективно, в системе некоторых министерств и ведомств действует несколько проектных групп. Эти группы не взаимодействуют с организациями-донорами, большинство сотрудников – с низкой квалификацией. Вследствие этого многие инвестиционные проекты не запускаются годами и становятся проблемой.

В связи с этим в соответствии с постановлением Президента от 21 июня текущего года координация работы и контроль за проектами с участием международных и иностранных финансовых организаций полностью возложены на Государственный комитет по инвестициям. На совещании председателю комитета поручено пересмотреть состав всех групп и реорганизовать их не в разрезе проектов, а по отраслевому принципу, повысить квалификацию руководителей и специалистов проектных групп, организовав специальные учебные курсы, провести ускоренную экспертизу и регистрацию технико-экономических обоснований, тендерной документации и импортных контрактов в рамках всех проектов с участием международных и зарубежных финансовых организаций по новому порядку.

На совещании отмечалось, что мониторинг проектов в отраслях и регионах выявил неудовлетворительное состояние их исполнения. Поэтому на прошлой неделе было принято постановление Президента по ускорению реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, в котором предусмотрена реализация в 2018-2019 годах 580 проектов на общую сумму 30 миллиардов долларов, в том числе с привлечением 26 миллиардов долларов прямых инвестиций. Из общего числа проектов 148 будут осуществлены хозяйственными объединениями и 432 – региональными предприятиями. В рамках 456 проектов уже в текущем году требуется освоить 2,6 миллиарда долларов прямых инвестиций.

В связи с этим заместителям Премьер-министра поручено разработать отраслевые графики по своевременной и качественной реализации указанных проектов, предусматривающие полное освоение в 2018-2019 годах 3,9 миллиарда долларов инвестиций хозяйственными объединениями и 3 миллиардов долларов прямых инвестиций – региональными предприятиями. Вместе с тем руководителям хозяйственных объединений, Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента следует разработать «дорожные карты» по поиску инвесторов для 69 отраслевых и 189 региональных перспективных инвестиционных проектов, ускорению разработки их технико-экономических обоснований и реализации. Министерства и ведомства, хозяйственные объединения и хокимияты на местах должны усилить внимание к вопросу привлечения прямых инвестиций при осуществлении инвестиционных проектов.

Отмечалось, что постановлением Президента создан ряд преференций и послаблений для ускорения процессов разработки и согласования проектной документации. В частности, отменены требования по обязательной разработке предварительного ТЭО или расчетов, а также согласованию целевых перечней строительства с Национальным агентством проектного управления. Отменено также требование в данном агентстве экспертизы проектов с участием международных и иностранных финансовых организаций, проектов, в которых доля прямых иностранных инвестиций превышает 70 процентов, и проектов, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции. Импортные контракты, заключенные по итогам тендерных торгов, будут проходить экспертизу в Национальном агентстве проектного управления только на предмет их соответствия тендерной документации и законодательству, правильности перевода текста. Кроме того, согласно постановлению разрешено выполнять строительно-монтажные работы по 37 крупным важным инвестиционным проектам общей стоимостью 27 миллиардов долларов параллельно с разработкой проектно-сметной документации, ускорять одноэтапное проектирование и финансирование. Руководителям соответствующих министерств и ведомств поручено организовать специальную рабочую группу по каждому из этих 37 проектов, ускорить работу по ним, обеспечить качественное и своевременное строительство объектов, не допустить необоснованного роста закупочных цен, определить конкретных подрядчиков и поставщиков.

На совещании подвергнут критике тот факт, что перечень проектов, реализуемых за счет всех источников в 2019 году, все еще не готов, хотя до конца текущего года осталось менее шести месяцев. Ранее было определено, что к 1 апреля текущего года должны быть готовы концепции долгосрочного развития отраслей и регионов, к 15 июля – портфель проектов, к 10 октября – проект Государственной программы развития, а в настоящее время должны были быть начаты работы по подготовке проектной документации объектов на следующий год.

Для исправления ситуации Госкоминвестиций необходимо совместно с соответствующими министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями и хокимиятами сформировать проект инвестиционной программы на основе предложений о проектах, финансируемых за счет всех источников.

Как известно, созданы условия для того, чтобы руководители хокимиятов на местах выезжали в зарубежные поездки и проводили переговоры с иностранными партнерами о привлечении прямых инвестиций в свои регионы. Прежде такое не практиковалось. Хокимы, их заместители, руководители региональных предприятий и организаций посещают зарубежные страны и беспрепятственно встречаются с партнерами. Так, за минувший период текущего года в зарубежных служебных поездках побывали 33 делегации хокимиятов. В результате достигнуты договоренности по 195 проектам общей стоимостью 5 миллиардов 290 миллионов долларов. В настоящее время начата реализация 75 проектов на 1,5 миллиарда долларов.

Однако география поездок представителей хокимиятов ограничивается в основном Китаем, Россией, Турцией, Южной Кореей и некоторыми странами СНГ. Главы дипломатических представительств нашей страны в США, Японии и государствах Европы не проявляют активности в привлечении инвестиций в закрепленные за ними регионы.

В свою очередь не налажено взаимодействие между хокимиятами и посольствами. Вследствие этого большая часть достигнутых в ходе зарубежных командировок договоренностей остается лишь на бумаге. Так, делегация хокимията Ферганской области в ходе поездки в Латвию 1-4 февраля подписала 6 меморандумов, но к настоящему времени конкретного результата не достигнуто ни по одному из них.

Требует внимания и то, что достигнутые хокимиятами договоренности предусматривают привлечение инвестиций для первичной обработки сырья, выпуска текстильной продукции и строительных материалов, в сферу услуг. Практически отсутствуют проекты, связанные с организацией высокотехнологичных производств.

Рабочая группа, критически изучившая работу в этом направлении, пришла к выводу, что подготовка делегаций хокимиятов перед зарубежными поездками не организована на должном уровне, в большинстве случаев члены делегаций не располагают конкретными планами работы, отсутствуют материалы, видеоролики и буклеты, содержащие необходимую и исчерпывающую информацию об экономическом потенциале соответствующей области и проектах, которые можно было бы реализовать. Из 40 предпринимателей, включенных в состав делегаций Андижанской, Ферганской и Наманганской областей, где было проведено изучение, конкретных договоренностей достигли лишь 12.

Раскритиковано и то, что в работе делегаций наблюдается гонка за цифрами. Подписанные меморандумы, соглашения, инвестиционные и экспортные договоры не преследуют конкретного результата, а имеют абстрактный, больше культурно-гуманитарный характер.

Вследствие безответственного подхода некоторых руководителей не разработаны «дорожные карты» и отраслевые графики по реализации проектов, отсутствует система строгого мониторинга их исполнения. Проекты с трудом, но реализуются только благодаря усилиям инициаторов – частных предпринимателей, без необходимой практической помощи местных хокимиятов.

Рабочей группе поручено подготовить план-график по изучению указанных вопросов во всех регионах, выявить и проанализировать имеющиеся проблемы и их причины, разработать предложения по активизации работы. Кроме того, необходимо совместно с руководителями закрепленных дипломатических представительств принять меры по формированию дополнительных проектов для привлечения прямых инвестиций в регионы, увеличению объемов экспорта, утверждению и ускоренному осуществлению отраслевых графиков по инвестиционным проектам, своевременному вводу новых мощностей.

Государственному комитету по инвестициям и Министерству иностранных дел поручено внедрить систему действенного контроля и координации реализации договоренностей, достигнутых делегациями хокимиятов в ходе зарубежных служебных поездок.

На совещании заслушаны отчеты руководителей комплексов Кабинета Министров, послов нашей страны в иностранных государствах и хокимов. Определены меры по ускорению освоения иностранных инвестиций и реализации проектов.

 

УзА