21 сентября 2024 года в Ташкенте в зале заседаний Сената Олий Мажлиса продолжило свою работу пятьдесят седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Во второй день пленарного заседания сенаторами сначала обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах», направленных на координацию деятельности и упрощение системы управления специальных экономических зон».
Отмечалось, что в последние годы в стране проводятся последовательные реформы по развитию малого предпринимательства, всесторонней поддержке деятельности субъектов малого предпринимательства и привлечению инвестиций в данном направлении.
Данным законом в Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» вносятся изменения и дополнения, предусматривающие упразднение административных советов специальных экономических зон с возложением их задач на дирекции специальных экономических зон.
Отменяется также требование по получению заключений экспертизы бизнес-плана или технико-экономического обоснования инвестиционного проекта на территории специальных экономических зон. Устанавливается, что заключение о соответствии проектов требованиям данного закона принимаются дирекциями специальных экономических зон самостоятельно.
Подчеркивалось, что принятие данного закона позволит упростить систему координации и управления деятельностью специальных экономических зон, улучшить условия привлечения инвестиций, обеспечить ускоренную реализацию инвестиционных проектов и создать на этой основе новые рабочие места и увеличить доходы населения.
Закон одобрен сенаторами.
Далее рассмотренЗакон «О внесении изменения в статью 24110 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с упрощением процессов представления субъектами предпринимательства отчетности в государственные органы».
В результате продолжающегося открытого диалога Президента Республики Узбекистан с предпринимателями 9 января 2024 года принято постановление «О мерах по дальнейшему упрощению процессов представления отчетности и статистических данных субъектами предпринимательства в государственные органы».
Согласно постановлению, с 2024 года отменены 34 вида взаимно дублируемых отчетов и статистических данных, которые государственные органы могут получить от других органов.
Запрещается запрашивать у предпринимателя отчеты, не включенные в единый перечень, и устанавливается, что отчеты представляются только через информационные системы.
Следует отметить, что в результате отмены взаимно дублируемых отчетов и статистических данных, существовавших в соответствующих информационных системах, ежегодно экономятся средства 21,5 тысячи предпринимателей в размере 500 миллионов сумов.
Самое главное, постановлением утвержден единый перечень отчетности и статистических данных, которые предприниматель представляет в государственные органы. Запрещено требовать от субъектов предпринимательства отчетности, не включенной в него.
Поэтому обсужденный на заседании закон в связи с упрощением процессов представления отчетности предпринимателями в государственные органы усиливает меры ответственности органов, принимающих отчетность,
Законом предусматривается ответственность в Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности за истребование от субъектов предпринимательства отчетности, не включенной в единый перечень отчетов и статистических данных, представляемых субъектами предпринимательства в государственные органы.
Данный закон служит повышению ответственности государственных органов при истребовании отчетности и созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
После обсуждения закон был одобрен.
Вместе с тем на очередном пленарном заседании сенаторами рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием сферы управления государственным имуществом».
Отмечалось, что в стране осуществляются системные реформы по регулированию отношений в сфере управления государственным имуществом, созданию благоприятного инвестиционного климата, сокращению участия государства в экономике, приватизации государственного имущества.
Законом вносятся изменения и дополнения в ряд законов.
Так, включается норма, устанавливающая, что не допускается передача в залог государственного имущества, закрепленного за государственной организацией на праве оперативного управления, со дня принятия решения о преобразовании данной государственной организации в хозяйственное общество и до завершения этого процесса.
Кроме того, в Закон «О благотворительности» вносятся изменения. Устанавливается, что ежегодные расходы хозяйственных обществ с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) свыше 50 процентов на благотворительность не должны превышать трех процентов их чистой прибыли, полученной за предыдущий год.
Также предусматривается, что эти расходы осуществляются при выполнении показателей их бизнес-плана в части чистой прибыли за прошедший отчетный период.
Принятие закона служит совершенствованию сферы управления государственным имуществом. Частная собственность расширяется путем определения полномочий и приоритетов специально уполномоченного органа. Обеспечиваются открытость и гласность процессов приватизации.
После активного обсуждения закон одобрен сенаторами.
На пятьдесят седьмом пленарном заседании Сената также был рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан «О государственных закупках», направленных на дальнейшее совершенствование системы государственных закупок».
Закон предусматривает введение новых механизмов, таких как двухэтапные государственные закупки, упрощенная процедура закупки малой стоимости, централизованные государственные закупки и рамочное соглашение, и дополняется принципом устойчивости в государственных закупках, предусматривающим, что государственные заказчики осуществляют устойчивые государственные закупки с учетом краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных экономических, экологических и социальных последствий.
Устанавливается, что государственный заказчик, в том числе бюджетный заказчик, может по необходимости выбрать лучшие предложения или заключить рамочное соглашение на срок от 1 до 4 лет по результатам тендера.
Предусматривается, что в электронном магазине, а также на аукционах возможен резервный победитель в целях создания дополнительных удобств субъектам предпринимательства. В случае отказа в заключении договора победителем им будет предложено заключить договор.
В законе четко прописываются основания для недопущения конфликта интересов в деятельности Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок.
Принятие данного закона будет способствовать обеспечению открытости и прозрачности через совершенствование системы государственных закупок, дальнейшему усилению конкурентной среды в данной сфере, созданию благоприятных возможностей для государственных заказчиков и широкому вовлечению предпринимателей в процесс государственных закупок.
После обсуждения закон был одобрен.
Также на пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Отмечалось, что в целях кардинального повышения качества законотворческой деятельности в стране, совершенствования правового обеспечения проводимых реформ комитетами Сената в 2020 году были изучены состояние исполнения ряда законов, правоприменительная практика, осуществлен мониторинг принятия подзаконных актов.
Анализ состояния исполнения Закона «О государственной границе Республики Узбекистан» и правоприменительной практики Комитетом Сената по вопросам обороны и безопасности выявил наличие в данном законе норм, подлежащих пересмотру и совершенствованию.
В последующем был принят Закон «О государственной границе Республики Узбекистан» в новой редакции, в котором закреплены основы осуществления государственной политики в сфере установления, изменения, охраны и защиты государственной границы нашей страны, правовой статус уполномоченных государственных органов в данной сфере.
Помимо этого определены права и обязанности физических лиц, пересекающих государственную границу Республики Узбекистан в пунктах пропуска, а также исчерпывающий перечень оснований временного ограничения или приостановления пропуска лиц, транспортных средств и товаров.
Тем не менее с целью предотвращения различного толкования в правоприменительной практике отдельных понятий в сфере установления, изменения, охраны и защиты государственной границы имеется необходимость внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан.
По этой причине обсужденным законом вносятся изменения и дополнения, предусматривающие приведение отдельных норм некоторых законодательных актов Республики Узбекистан, в частности 5 кодексов и 8 законов, в соответствие с Законом «О государственной границе Республики Узбекистан».
Сенаторы подчеркнули, что принятие данного закона служит точному и единообразному применению понятий в сфере установления, изменения, охраны и защиты государственной границы Республики Узбекистан, а также уточнению полномочий пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.
После обсуждений закон одобрен сенаторами.
Наряду с этим на очередном пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
В настоящее время в стране реализуются меры, направленные на поддержание и улучшение здоровья населения, предупреждение и лечение заболеваний, а также создание условий для обеспечения здоровья и благополучия людей.
Законом «Об охране здоровья граждан» установлено, что право на занятие медицинской деятельностью с использованием методов народной медицины имеют лица без медицинского образования на основании заключения Специальной комиссии по лицензированию медицинской деятельности с применением методов народной медицины при Министерстве здравоохранения.
При этом допускается использование в практике здравоохранения только разрешенных методов диагностики и лечения.
Вместе с тем законодательством не предусмотрены меры ответственности за оказание гражданам услуг по медицинской диагностике и их лечению лицом, не имеющим права осуществлять деятельность в области народной медицины, а также услуг с применением неразрешенных в направлении народной медицины методов за получение материальных ценностей или имущественной выгоды.
В результате этого граждане становятся жертвами лжелекарей, а последствия таких услуг могут негативно влиять на здоровье граждан.
Законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» устанавливается административная ответственность за оказание гражданам услуг по медицинской диагностике и лечению лицом, не имеющим права осуществлять деятельность в области народной медицины, а также услуг с применением неразрешенных в направлении народной медицины методов за получение материальных ценностей или имущественной выгоды.
Вместе с тем определяется административная ответственность за публичную пропаганду данных услуг.
Закон «О рекламе» дополняется нормой, запрещающей рекламу услуг по медицинской диагностике и лечению граждан с применением неразрешенных в направлении народной медицины методов.
После обсуждения закон одобрен сенаторами.
Далее на пленарном заседании верхней палаты парламента рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Законом предусматривается, что разрешение на использование водных объектов для сельскохозяйственных нужд водопользователям и потребителям выдают государственные учреждения «Сув етказиб бериш хизмати».
В соответствии с вносимыми изменениями лимиты водозабора для сельскохозяйственных нужд фермерских и дехканских хозяйств и других водопотребителей разрабатываются соответственно Министерством водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновыми управлениями ирригационных систем, а также Министерством сельского хозяйства Республики Каракалпакстан и территориальными управлениями сельского хозяйства и утверждаются районными (городскими) Кенгашами народных депутатов.
Законом устанавливается, что фермерское хозяйство должно использовать водные ресурсы согласно договору о доставке воды
и оказании водохозяйственных услуг, заключенному с государственным учреждением «Сув етказиб бериш хизмати», а также принимать участие
в ремонте и восстановлении межфермерской внутренней оросительной и коллекторно-дренажной сетей, их сооружений, содержать их в технически исправном состоянии, соблюдать установленные правила эксплуатации.
Согласно закону, обеспечение водой коллективных садов, виноградников, огородов и приусадебных земельных участков осуществляется государственными учреждениями «Сув етказиб бериш хизмати» на основании договора о доставке воды и оказании водохозяйственных услуг в установленном порядке.
Кроме того, отменяются платежи за услуги по доставке воды производителям сельскохозяйственной продукции.
Положения данного закона служат повышению эффективности управления водными ресурсами, регулируя взаимодействие водоснабжающих организаций и водопотребителей на нижнем уровне.
Закон одобрен сенаторами.
На пятьдесят седьмом пленарном заседании Сената рассмотрен и Закон «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Женева, 22 июня 1981 года)».
Отмечалось, что до сегодняшнего дня конвенцию ратифицировали 75 государств, в том числе среди государств-членов СНГ – Россия, Беларусь, Украина, Таджикистан, Казахстан и Азербайджан.
Конвенция предусматривает усиление требований, направленных на обеспечение безопасности и гигиены труда в процессе трудовой деятельности и в производственной среде, в том числе предупреждение несчастных случаев или рисков, связанных со здоровьем рабочих и служащих, на рабочем месте или во время работы.
Сенаторы отметили, что с учетом того, что сотрудничество между Республикой Узбекистан и Международной организацией труда развивается, а национальное трудовое законодательство должно соответствовать международным трудовым стандартам, ратификация данной конвенции целесообразна.
Подчеркивалось, что в будущем ратификация конвенции послужит совершенствованию национального законодательства и стандартов безопасности и гигиены труда, определенных в документах Международной организации труда, а также эффективному внедрению международных стандартов, направленных на предупреждение в производственном процессе несчастных случаев, профессиональных заболеваний, негативных последствий, которые могут возникнуть во время работы.
Закон одобрен сенаторами.
На очередном пленарном заседании Сената обсуждался Национальный доклад о противодействии коррупции в Республике Узбекистан.
В третьем Национальном докладе, представленном Агентством по противодействию коррупции, дана информация о проделанной работе в сфере противодействия коррупции в стране в 2023 году.
Отмечалось, что в последние годы совершенствуются правовые и институциональные основы предупреждения и борьбы с коррупцией, осуществляются системные реформы, направленные на создание в обществе среды нетерпимости к коррупции.
В государственных органах и организациях широко внедрены современные механизмы противодействия коррупции, принимаются необходимые меры для обеспечения прозрачности их деятельности и повышения подотчетности перед обществом.
Наряду с этим в Стратегии «Узбекистан-2030» установлены целевые показатели, направленные на повышение эффективности системы предупреждения коррупционных факторов, формирование в обществе отношения нетерпимости к коррупции.
В целях обеспечения последовательности государственной политики принята Государственная программа по противодействию коррупции на 2023–2024 годы. Перечень открытых, подлежащих публикации сведений расширился с 35 до 40. Запущены платформы «Onlayn mahalla», «Aholi tomorqasi», «Onlayn-bozor», обеспечивающие предупреждение случаев коррупции при оказании услуг населению, а также «Open Data», направленная на обучения государственных служащих в режиме онлайн.
В результате по итогам 2023 года в Индексе восприятия коррупции международной неправительственной организации «Transparency International» страна поднялась на 5 позиций по показателю индикатора качества управления и на 15 позиций в рейтинге открытости правительства «Open Data Inventory».
В ходе обсуждения сенаторы также отметили, что сохраняются некоторые проблемы в сфере противодействия коррупции.
В 2023 году анализ рассматриваемых судами республики уголовных дел показал, что высокая доля ущерба государственным интересам от преступлений коррупционной направленности приходится на Андижанскую, Наманганскую, Кашкадарьинскую и Ташкентскую области, а количество преступлений коррупционной направленности увеличилось в Сурхандарьинской и Андижанской областях.
Большинство осужденных по уголовным делам, связанным с коррупцией, являются работниками дошкольных и школьных образовательных учреждений, коммерческих банков, организаций здравоохранения и хокимиятов.
Также некоторые государственные ведомства допустили недостатки в организации структуры внутреннего контроля.
Из 996 государственных подразделений, созданных в 37 государственных органах, где введена система внутреннего контроля, 172 (17,2 процента) вакантны, а на 35 сотрудников 6 организаций возложены дополнительные обязанности.
Наряду с этим в 20 государственных организациях не разработаны ведомственные документы по внедрению системы внутреннего контроля, а в 13 из них система внутреннего контроля функционирует недостаточно эффективно. В частности, отсутствуют ведомственные документы, связанные с внедрением системы внутреннего контроля в хокимиятах Андижанской и Сурхандарьинской областей, Министерстве иностранных дел, Инспекции по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием. В системе Министерства здравоохранения (в центральном аппарате министерства) структура внутреннего контроля создана лишь из 5 штатных единиц.
В ходе обсуждения члены Сената выдвинули ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование антикоррупционной деятельности Агентства по противодействию коррупции, ряда министерств и ведомств, органов государственной власти на местах.
На основе анализа преступлений коррупционной направленности в государственных органах и организациях с повышенным уровнем преступности следует определить меры, не подлежащие отсрочке.
Необходимо активизировать агитационно-пропагандистскую работу по системе стимулирования лиц, сообщивших о коррупции, не допускать возложения дополнительных задач на работников государственных органов и организаций, а также структур внутреннего контроля органов государственной власти на местах.
Определен ряд задач, таких как обеспечение регулярного проведения контрольных мероприятий структурами внутреннего контроля, усиление деятельности комиссий по этике, и они нашли отражение в постановлении Сената.
Кроме того, на пятьдесят седьмом пленарном заседании рассмотрен вопрос об избрании заместителей председателя Верховного суда Республики Узбекистан.
На основании представления Президента Республики Узбекистан и соответствующего постановления Сената Олий Мажлиса Муслимов Икрам Тухтамуратович избран на должность первого заместителя председателя Верховного суда Республики Узбекистан – председателя судебной коллегии на пятилетний срок и Исмаилов Олимжон Хамитович избран на должность заместителя председателя Верховного суда Республики Узбекистан – председателя судебной коллегии на пятилетний срок.
Сенаторы также рассмотрели вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В ходе пленарного заседания рассмотрено 19 вопросов, в том числе 16 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.
На этом пятьдесят седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан