В последние годы в стране проводится широкомасштабная работа по дальнейшему совершенствованию правил дорожного движения и предупреждению дорожно-транспортных происшествий. В частности, созданы правовые основы по повышению культуры соблюдения водителями и пешеходами правил дорожного движения, полной цифровизации организации дорожного движения.

В результате за 6 месяцев текущего года общее количество дорожно-транспортных происшествий в республике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 7,6%, со смертельным исходом – на 1,1%, случаев телесных повреждений – на 9,2%.

На пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».  Законом устанавливается ответственность за совершение правонарушения во время дорожного движения с использованием скутера, индивидуальных транспортных средств.

В процессе обсуждения закона Председатель Сената Танзила Нарбаева отметила, что новые транспортные средства, электросамокаты, скутеры набирают популярность среди молодежи.  Но, к сожалению, также растет число нарушений, связанных с индивидуальными транспортными средствами. С этой точки зрения вводимые нормы направлены на защиту жизни и здоровья людей на дорогах. Серьезное внимание следует уделить разъяснению значения этих норм среди населения, особенно молодежи.

Стоит отметить, что в ходе рейдовых мероприятий, проведенных в Ташкенте, выявлено более 200 нарушений правил дорожного движения водителями индивидуальных транспортных средств.

Статья 17(1) Кодекса об административной ответственности дополняется частью шестой. В данную статью вводится новая норма, связанная с своевременным уведомлением гражданина о выявленных нарушениях средствами фото- и видеофиксации и принятием мер. При этом устанавливается, что информация о нарушении правил дорожного движения направляется в Службу безопасности дорожного движения в течение 48 часов, в противном случае водитель не привлекается к административной ответственности.

Статьей 17(1) Кодекса об административной ответственности установлено, что в случаях возникновения вышеуказанной ситуации дело об административном правонарушении прекращается в соответствии со статьей 271 КоАО при предъявлении службами скорой медицинской помощи и пожарно-спасательных подразделений документов, удостоверяющих выполнение неотложных служебных заданий.

Законом на основании изменений, вносимых в практику, отменяется требование о предъявлении документов, удостоверяющих выполнение неотложных служебных заданий транспортными средствами скорой медицинской помощи и пожарно-спасательных подразделений.

Отменяется полномочие сотрудников дорожно-патрульной службы, позволяющее им наложить на месте штраф на нарушителя в случае выявления нарушения правил дорожного движения во время несения службы.

В Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров, грузовым автомобилям разрешалось занимать крайнюю левую полосу движения только для поворота налево или разворота, а в других случаях движение по левой полосе было запрещено. Поскольку в действующем законодательстве не установлены штрафы за это нарушение, в большинстве случаев водители свободно передвигаются по левой полосе движения, что является причиной пробок и аварий на автомобильных дорогах.

Так, за последние 7 месяцев 2024 года в результате 303 дорожно-транспортных происшествий, связанных с грузовыми автомобилями, погибли 108 граждан, 227 получили телесные повреждения.

Принимая это во внимание, законом устанавливается административная ответственность за движение грузовых автомобилей по крайней левой полосе дороги (за исключением разрешенных случаев).

Одобренный сенаторами закон послужит обеспечению безопасности движения на дорогах.

Норгуль Абдураимова, 
фото Носира Хайдарова, 
УзА.