Сегодня цифровые технологии проникают во все сферы жизни, включая государственное управление. Цифровизация процессов позволяет значительно упростить взаимодействие с органами власти, повысить эффективность работы государственных служб и улучшить качество жизни населения. В данной статье мы рассмотрим, как новые технологии помогают улучшить жизнь граждан в Узбекистане, Казахстане и Азербайджане.
Цифровое правительство – это концепция, согласно которой государственные услуги и взаимодействие между гражданами и государством переводятся в цифровой формат. Это означает, что многие процессы, которые раньше требовали личного присутствия в госорганах и бумажного документооборота, теперь могут осуществляться онлайн. Для граждан открывается множество преимуществ, таких как экономия времени, удобство получения услуг из любой точки страны и мира и в любое время, прозрачность процессов. Кроме того, цифровизация позволяет повысить эффективность работы госорганов за счет автоматизации рутинных процессов и улучшения межведомственного взаимодействия. Благодаря аналитике больших данных государство может принимать более обоснованные решения и лучше понимать потребности населения.
Один из ключевых инструментов цифрового правительства – это порталы электронных госуслуг, через которые можно дистанционно получать справки, подавать заявления, оплачивать пошлины и штрафы. Эффективность подобных порталов кратно повышается, если в стране налажен электронный документооборот, позволяющий отказаться от бумаги при обмене документами между ведомствами и гражданами.
Также для развития цифрового правительства важны облачные технологии и хранилища данных, обеспечивающие масштабирование ИТ-инфраструктуры и бесперебойность работы цифровых сервисов. Инвестировать необходимо и в технологии информационной безопасности для защиты персональных данных и безопасных онлайн-транзакций – шифрование, двухфакторную аутентификацию и др. Для аналитики и поддержки принятия решений на основе данных государству необходимо развивать технологии Big Data и искусственный интеллект, а для создания доверенной среды и борьбы с коррупцией (например, при регистрации прав собственности) – распределенные реестры (блокчейн).
Для успешной цифровой трансформации государства также критически важны изменения нормативной базы, кадров, культуры управления. Необходима политическая воля для преодоления ведомственных барьеров и сопротивления изменениям. При этом нельзя забывать и об обратной стороне цифровизации – необходимости защиты приватности граждан и недопущения тотальной слежки со стороны государства под предлогом удобства и эффективности.
Цифровизация госуслуг – это большие возможности, но и большая ответственность. Именно поэтому каждая страна двигается вперед собственными темпами, уделяя первоочередное внимание тем направлениям, которые наиболее значимы для населения. Зависит уровень проникновения цифровизации и от общей цифровой зрелости страны и ее граждан, а также покрытия широкополосным доступом в интернет.
Рассмотрим примеры успешных и эффективных проектов.
Узбекистан
В Узбекистане активно развивается портал госуслуг: по данным Центра управления проектами цифрового правительства, посредством этого портала оказано 56 процентов госуслуг. Суммарно на нем внедрено более 650 сервисов, а количество пользователей мобильного приложения еще этой весной превысило 2,5 миллиона.
Ведутся работы и по ряду других направлений. Например, есть проекты по цифровизации образования. Так, еще в 2018 году было запущено тестирование цифровой образовательной платформы eMaktab.Smart (тогда она называлась Kundalik), которая заменяет бумажные дневники и журналы и облегчает контроль родителей над успеваемостью детей и взаимодействие между школами и семьями учеников. Кроме того, на платформе реализованы инструменты для дистанционного обучения, повышения мотивации детей и геймификации процесса обучения. Органы управления образованием с помощью платформы могут контролировать ряд процессов в подведомственных школах.
Еще одно направление – проекты по цифровизации здравоохранения. Например, в стране до конца года будут запущены системы «Электронная поликлиника» и «Электронная больница», осуществлены внедрение и поддержка единого комплекса информационных систем «Электронное здравоохранение», а также обеспечена его интеграция с информационными системами других госорганов. Все это упростит и повысит качество оказания медпомощи населению.
Азербайджан
Правительство Азербайджана проводит масштабные реформы с фокусом на цифровизацию различных направлений, одним из которых с 2018 года является государственное управление.
Ядром трансформации является платформа mygov, в которую к концу 2023 года были интегрированы почти 50 процентов госуслуг. Она разработана Агентством инноваций и цифрового развития Азербайджана (IDDA), которое занимается цифровизацией и развитием IT-экосистемы страны. С нею тесно связана инициатива «Безбумажное правительство» – проект, нацеленный на систематизацию электронного документооборота госведомств через общую RSD-подсистему (RSD – распределенная структура данных). Благодаря этому, а также за счет интеграции с платформой цифровых решений SİMA, состоящей из цифровой подписи, цифрового платежа и временной отметки, в безбумажном режиме организованы выдача справок о несудимости, онлайн-регистрация студентов и выдача электронных студенческих ID-карт, получение результатов медицинских исследований и прочее. На данный момент суммарно через mygov можно получить более 40 цифровых документов.
Основная идея платформы – работа на опережение: она анализирует потребности каждого гражданина в услугах, заранее информирует его об этом и предоставляет необходимый сервис. В этом году инновационный вклад mygov был отмечен на международном уровне: портал получил престижную премию WSIS Prizes в категории «Применение ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни – электронное правительство».
Платформа постоянно развивается и совершенствуется. Одним из последних нововведений стал запуск функционала Digital ID. Это полноценная замена бумажному удостоверению личности: данные предоставляются через mygov и приравниваются к классическим документам.
Кроме того, в Азербайджане реализуется и ряд других проектов. Среди них – платформа digital.login, благодаря которой обеспечивается доступ более чем к 140 цифровым услугам, а также проект Digital Bridge («Цифровой мост»), задача которого – ускорить и упростить обмен данными между госучреждениями страны.
Уделяется в Азербайджане внимание и повышению уровня цифровой зрелости госслужащих. Для этого запущена программа по развитию лидеров цифровой трансформации Chief Digital Transformation Officer (CDTO). Она включает тренинги по практическим инструментам и эффективным методам цифровой трансформации.
Подобное внимание и число запускаемых инициатив свидетельствуют о том, что у страны комплексный подход к цифровизации и большой потенциал в развитии цифрового правительства.
Казахстан
Согласно данным ООН, по объему онлайн-услуг, предоставляемых гражданам правительством, Казахстан занимает 8-е место в мире. И действительно, это направление в стране очень развито. Например, через приложение eGov Mobile можно не только получить множество госуслуг, но и сообщить о проблемах благоустройства и экологии – информация будет передана ответственным ведомствам и организациям. Интересен и проект Digital Justice, который предполагает цифровизацию различных услуг юридического характера – например, подачу заявления на регистрацию брака через мобильное приложение. А под эгидой Минтруда работает портал социальных услуг, через который сотни тысяч услуг получили лица с инвалидностью
Так как базовые госуслуги уже переведены в цифровой вид, много внимания в стране уделяют внедрению инноваций. Например, для улучшения работы государственных служб используется искусственный интеллект: data-based policy making платформы используются для частичной автоматизации процесса разработки регуляторных документов. Учитывая накопленные органами власти и госучреждениями большие массивы данных по официальным актам, на основе этой информации ИИ может помогать в подготовке новых документов.
Хотя каждая страна ставит перед собой конкретные цели по развитию цифрового правительства, процесс вряд ли можно считать конечным. По мере совершенствования технологий, повышения цифровой зрелости граждан и государства, а также с появлением новых потребностей и успешных кейсов в других государствах стратегии будут корректироваться и становиться более объемными. Это позитивно скажется как на качестве жизни граждан, для которых все аспекты взаимодействия с государством станут проще и прозрачнее, так и деятельности самих госорганизаций. Последние смогут повысить эффективность своих процессов и решить множество проблем, которые могут вызывать недовольство населения.
Азиза Алимова, УзА.