26-27 мая состоялся государственный визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Узбекистан, где в резиденции «Куксарой» прошла официальная церемония приветствия во главе с Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым.

Нам как участникам переговоров между официальными делегациями Республики Узбекистан и Российской Федерации хотелось бы отметить несколько принципиальных особенностей данного государственного визита.

Прежде всего, этот визит состоялся вскоре после визита Президента России в Китайскую Народную Республику, где в числе приоритетных были вопросы обеспечения глобальной безопасности с учетом интересов и перспектив развития каждой страны, вызовов, которые наметились из-за одностороннего насаждения стратегических интересов отдельных стран в региональном и мировом масштабах. Очевидно, что вопросы глобальной, стратегической, политической и экономической стабильности рассматриваются и Москвой, и Пекином в увязке с инициативами по укреплению основ регионального сотрудничества Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева.

Президент В.В.Путин подчеркнул: «Узбекистан – наш стратегический партнер, надежный союзник». Отношения двух стран характеризуются динамичным развитием на принципах равноправия, взаимного уважения и учета взаимных интересов. Москва уделяет первостепенное внимание актуальным вопросам двусторонних отношений.

Как отметил в интервью издательству «Независимая газета» доктор историчес¬ких наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев: «Государственный визит Президента России в Узбекистан может служить подтверждением того, что отношения всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами существуют в реальности. Особенно учитывая сложности, связанные с тем положением, которое сегодня Россия занимает в мире, в условиях ведущейся против России гибридной войны. На Ташкент, как и на множество других столиц, оказывается серьезное давление, призванное дистанцировать Узбекистан от России. Но это не работает. Достаточно посмотреть динамику взаимодействия двух стран не только в экономике или энергетике, но и в политической сфере, культуре и образовании, сфере военно-технического сотрудничества».

Именно политический и экономический прагматизм является ключевым фактором взаимоотношений Российской Федерации и Узбекистана. В чем именно он проявляется?

Прежде всего, нарастающая политическая нестабильность вынуждает страны региона искать и находить новое содержание факторов обеспечения региональной стабильности. Однополярный мир с его пониманием универсальных общечело¬веческих ценностей сам стал угрозой стабильности развития многих стран и народов. Конфликты в Украине, на Ближнем Востоке являются следствием однобокого толкования содержания и нарративов развития отдельных стран, которые могли потенциально и реально очень сильно ограничивать перспективы развития соседних стран. И в этом плане подходы и предложения тех стран, которые исходят из реальных интересов развития Узбекистана здесь и сейчас, а не в отдаленной и непонятной перспективе, заслуживают большего доверия.

Во-первых, Узбекистан исходит из понимания и принятия того факта, что экономическое и политическое укрепление стран Центральной Азии, и, в особенности, Узбекистана на международной арене не отвечает стратегическим интересам сил, претендующих на влияние в регионе на глобальном уровне, кроме непосредст¬венных соседей – Китая и Российской Федерации. Соседи не заинтересованы в серьезном отставании региона, Узбекистана от глобальных трендов развития, каковыми являются глобализация энергетического рынка, рост влияния интеллектуальных технологий, активная региональная интеграция в распространении знаний и технологий, повышение мобильности населения и соответствующая нужда в развитии инфраструктуры, обеспечивающей адекватные условия для проживания всем, кто перемещается из одного региона в другой. Иначе проблемы соседей очень скоро станут проблемами других стран. Именно исходя из этого РФ и Узбекистан договорились развивать взаимодействие спецслужб в деле борьбы с терроризмом и наркотрафиком.

Во-вторых, именно соседние государства являются главными торговыми и инвестиционными партнерами Узбекистана. Торговый оборот Узбекистана с Китаем по итогам 2023 года составил 13,7 млрд долларов (или 21,9 процента от общего объема внешнеторгового оборота), а с РФ – почти 9,9 млрд долларов США (или 15,8 процента). Да и с Казахстаном торговые отношения вышли на совершенно новый уровень, составив 4,9 млрд долларов США (или 7 процентов от общего объема внешнеторгового оборота страны), что на 1,3 млрд долларов больше оборота с Турцией и намного больше объема торговли Узбекистана с другими соседями по Центральной Азии вместе взятыми. В частности, было отмечено, что за последние семь лет товарооборот Узбекистана с Россией вырос в 2,5 раза.

В-третьих, для любой страны главными вопросами обеспечения суверенитета являются вопросы энергетической и продовольственной безопасности. Именно поэтому в основе переговоров лидеров двух стран были вопросы энергетики, включая атомную, сельского хозяйства, инноваций, миграции, безопасности и другие. Было анонсировано подписание соглашения о строительстве атомных электростанций малой мощности в Узбекистане. На реализацию флагманских проектов, включая строительство металлургического кластера и газохимического комплекса, будут привлечены кредитные линии «Газпромбанка» и Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». В целом, как было отмечено В.В.Путиным, «Дорожная карта» по сотрудничеству между Россией и Узбекистаном, состоящая из 63 пунктов, благополучно выполняется.

В-четвертых, в рамках государственного визита были рассмотрены перспективы сотрудничества не только центральных органов власти и госкорпораций, но и прямого сотрудничества регионов, чему дало хороший импульс первое заседание Совета регионов Узбекистана и России. В Узбекистане откроют первый завод сухих молочных смесей для детей и запустят экспорт товаров МСП по проекту «Контейнер для МСП». Об этой программе правительства Московской области рассказал губернатор области Андрей Воробьев на Совете регионов в Ташкенте. Эта платформа позволяет небольшим компаниям отправить сборный груз и выйти на зарубежный рынок.

В-пятых, совместное межгосударственное регулирование основ трудовой миграции является важным вопросом для обеих сторон. Президент РФ констатировал, что граждане Узбекистана вносят существенный вклад в развитие российской экономики, в том числе в сферах строительства и транспорта, поэтому очень важным прозвучало заявление высокого гостя о том, что Россия сделает все, чтобы обеспечить их достойными условиями труда. Развитие событий после теракта в «Крокус Сити Холле» в сторону ужесточения политики в миграционной сфере вносит свои ограничения в вопросах регулирования миграции. И этом ключе понятен подход РФ в установлении определенных количественных ограничений для трудовых мигрантов, в том числе из Узбекистана. Взаимные пожелания сторон в этом вопросе будут далее проработаны соответствующими государственными органами, прежде всего, по линии министерств внутренних дел.

В ходе официальных мероприятий Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев провели переговоры в узком и расширенном составах, возглавив церемонию подписания официальных двусторонних документов. В общей сложности были подписаны 28 документов и созданы соответствующие институциональные механизмы их реализации.

Возвращаясь к вышеназванному интервью издательству «Независимая газета» доктора историчес¬ких наук, ведущего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александра Князева, отметим, что мы разделяем его точку зрения. В частности, он сказал следующее: «В Центральной Азии Узбекистан все больше становится определенным регионообразующим фактором, ядром, вокруг которого, собственно, и формируется регион. Узбекистану удается предложить всем окружающим странам инициативы, которые основаны на интересе самого Узбекистана, но одновременно интересны и соседям. Многие из совместных российско-узбекских инициатив способны проецироваться на все страны Центральной Азии, оказывать влияние на более широкий регион. Это происходит, например, в сфере энергетики, а в случае успешного строительства АЭС в Узбекистане Госкорпорацией «Росатом» это вообще станет общим драйвером развития. Еще одним импульсом развития может быть строительство Трансафганской железной дороги, к участию в котором уже обозначен интерес РЖД».

Конечно, есть технически сложные проекты, возникшие из-за логики конфликта между Украиной и РФ, решение которых следует еще проработать. Речь идет о механизме перехода на расчеты в национальных валютах. Наиболее существенные риски здесь – это риски вторичных санкций и потери, связанные с колебаниями курса национальных валют, а также цены продукции на рынке, поставляемой по долгосрочным контрактам.

Понятно, что для России расчеты в национальных валютах могут сделать российские товары более конкурентоспособными на узбекском рынке, так как экспортерам не придется нести дополнительные расходы на конвертацию валют. Однако, в ситуации с узбекскими экспортерами и импортерами ситуация не такая однозначная. В целом, такой переход требует согласования механизма митигации рисков поставщиков и потребителей из-за изменения товарной и валютной конъюнктуры, а также технических условий, учета процессов движения товаров и денежных потоков, произведения клиринга для участников торговых операций.

По словам главы Узбекистана, визит Владимира Путина «по праву можно назвать историческим», который «знаменует начало новой вехи в отношениях всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества между нашими странами», и сегодня узбекско-российское сотрудничество достигло «беспрецедентно высокого уровня», охватывая все сферы и направления межгосударственного взаимодействия.

По итогам переговоров Шавкат Мирзиёев и Владимир Путин подписали совместное заявление, где было отмечено, что стороны обменялись мнениями по региональным и международным темам, уточнив направления сотрудничества между Россией и Узбекистаном. Лидеры государств подчеркнули высокий уровень межпарламентских связей и высоко оценили координацию в сфере законодательного обеспечения реформ. Отмечается, что позиции России и Узбекистана близки по широкому кругу международных тем, среди которых – укрепление региональной и глобальной безопасности и стабильности. Среди ключевых соглашений – планы по увеличению торговли, сотрудничеству в области культуры, техническому содействию и научным исследованиям.

Агентство стратегических реформ  

при Президенте Республики Узбекистан

УзА