18 мая в Ташкенте состоялось пятьдесят второе пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, прошедшее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
В соответствии с повесткой дня пленарного заседания сенаторы сначала рассмотрели Закон «О внесении изменения в статью 2271 Налогового кодекса Республики Узбекистан».
Согласно вносимому изменению, еще больше либерализуется ответственность, связанная с нарушением налогового законодательства. В частности, в Налоговый кодекс данным законом вносятся изменения, которые предусматривают уменьшение размеров финансовых санкций за совершение фискальных правонарушений.
Так, нарушение установленных законодательством требований или порядка отображения фискальных отметок либо оснащения автоматизированными измерительными средствами учета или обеспечения интеграции с информационными системами налоговых органов, а также нарушение производителями, импортерами и продавцами правил обязательной цифровой маркировки товаров (продукции) средствами идентификации влечет наложение штрафа в размере двух процентов от чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором имела место реализация.
Устанавливается, что то же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения штрафа, влечет наложение штрафа в размере двадцати процентов от чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором имела место реализация.
Ранее за данное нарушение закона предприниматели были вынуждены выплачивать чистую прибыль последнего отчетного квартала в виде штрафа. Теперь размер финансовых санкций, применяемых за правонарушения, касающиеся фискальных процедур, сокращается почти на 98 процентов.
По мнению сенаторов, принятие этого закона служит дальнейшей оптимизации ответственности за нарушение налогового законодательства и созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.
Вместе с тем на пленарном заседании оживленно обсуждался Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием исполнительного производства».
Законом предусматривается внесение соответствующих дополнений и изменений в Закон «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» и Гражданский процессуальный кодекс.
Устанавливается, что отныне при предъявлении требований о взыскании обязательных платежей за потребленные энергоресурсы к заявлению о выдаче судебного приказа прилагаются копии договора, заключенного с потребителем, требования о погашении задолженности с предупреждением о начислении пени и об отключении потребителя от соответствующих сетей энергоресурсов, а также документа, подтверждающего его отправку потребителю.
Также в закон вносится норма о приложении копий документа, подтверждающего отключение потребителя от соответствующих сетей энергоресурсов.
В отношении судебных документов о взыскании обязательных платежей за почтовые расходы с должников – физических лиц устанавливается упрощенный порядок исполнительного производства.
По мнению сенаторов, вносимые дополнения и изменения служат обеспечению своевременного исполнения судебных актов и документов других органов, а также совершенствованию системы исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы.
По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием оценочной деятельности».
Отмечалось, что в последние годы в нашей стране принят ряд системных мер по обеспечению неприкосновенности частной собственности и формированию реальной рыночной стоимости имущества, а также обеспечению ее достоверности.
На заседании подчеркивалось, что в настоящее время сохраняются некоторые проблемы, связанные с оценочной деятельностью в соответствии с действующими актами законодательства. В частности, не установлены общие правила и процедуры оценки для судебных экспертов и оценочных организаций. В результате возникла необходимость внесения коррективов в нормативно-правовые акты в целях совершенствования данной сферы.
Так, в соответствии с изменением, вносимым в Закон «Об оценочной деятельности», оценщик может принимать участие также в качестве эксперта в проводимых оценочными, контролирующими или правоохранительными органами проверках и других мероприятиях только на основании договора, заключенного между оценочной организацией и этими органами.
Согласно дополнениям, вносимым в Закон «О судебной экспертизе», судебные эксперты, имеющие стаж работы не менее трех лет, могут проводить судебную экспертизу на предмет научной обоснованности методов, примененных в отчетах об оценке.
Предусматривается обязанность судебного эксперта по соблюдению установленных требований к его заключению при проведении проверок, а также актов законодательства в соответствующей области.
Сенаторы отметили, что дополнения и изменение служат устранению проблем при проверке достоверности отчетов об оценке, сокращению излишних расходов граждан, а также внедрению единого подхода к определению реальной стоимости имущества в республике.
Закон одобрен сенаторами.
Затем обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием деятельности Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан».
Законом, который был в центре обсуждения, вносятся изменения и дополнения в законы «О нормативно-правовых актах» и «О конкуренции».
В 2023 году Комитет по развитию конкуренции определил нормы, предоставляющие хозяйствующим субъектам государственную помощь, то есть налоговые и таможенные льготы, субсидии, гранты, государственные гарантии в 142 из 614 проектов нормативно-правовых актов, разработанных министерствами и ведомствами по вопросам конкуренции на товарных и финансовых рынках.
Кроме того, выявлено 717 случаев нарушения закона при изучении соответствия законодательным актам о конкуренции нормативно-правовых и иных актов, принятых органами государственной власти и государственного управления на местах.
В связи с этим в Закон «О нормативно-правовых актах» вносятся изменения, предусматривающие согласование с Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей проектов нормативно-правовых актов, предусматривающих оказание государственной помощи.
Кроме того, этим законом вносятся изменения в Закон «О конкуренции», в соответствии с которыми хозяйствующим субъектам предоставляется удобство при применении финансовых санкций за нарушение законодательства.
Так, устанавливаются выдача хозяйствующему субъекту, впервые совершившему нарушение законодательства о конкуренции, имеющего низкую степень, предупреждения о недопущении повторного совершения такого правонарушения и неприменение в отношении него финансовых санкций.
В ходе обсуждения отмечалось, что закон служит приведению в соответствие нормативно-правовых актов, регулирующих сферу конкуренции, обеспечению здоровой конкурентной среды на товарном и финансовом рынках, а также установлению справедливости при принятии мер в отношении субъектов предпринимательства.
По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.
В ходе пленарного заседания также рассмотрен Закон «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с усилением ответственности за нарушение законодательства в сфере предоставления в аренду государственного имущества».
Сегодня на практике наблюдается большое количество случаев нарушений, связанных с неэффективным использованием государственной собственности и нарушением порядка ее аренды. Это, в свою очередь, требует совершенствования мер, направленных на недопущение нарушений законодательства в сфере аренды государственного имущества.
В этой связи обсуждаемым сенаторами законом устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства в сфере аренды государственного имущества.
В частности, в Кодекс об административной ответственности вносится дополнительная статья, согласно которой предоставление в аренду государственного имущества без заключения в установленном порядке договора аренды, необоснованное воспрепятствование арендатору в принятии арендованного государственного имущества, доступе на его территорию и его использовании, или предоставление в аренду государственного имущества с указанием в договоре аренды неправильных параметров и количества передаваемого в аренду государственного имущества влечет наложение штрафа на должностных лиц от пяти до десяти базовых расчетных величин.
То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, влечет наложение штрафа на должностных лиц от десяти до пятнадцати базовых расчетных величин.
Сенаторы отметили, что этот закон служит обеспечению эффективного использования государственного имущества, надежной защиты прав и законных интересов арендаторов.
По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.
Далее обсуждался Закон «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан в целях предотвращения коррупции в сфере спорта».
Как известно, в последние годы в стране проводятся масштабные реформы по популяризации, дальнейшему развитию спорта, модернизации спортивной инфраструктуры. Вместе с тем возникает необходимость внесения в законодательные акты в данной сфере новых норм, направленных на предупреждение и противодействие коррупции.
Законом в Уголовный кодекс Республики Узбекистан вносятся дополнения, устанавливающие ответственность за незаконное получение участниками и организаторами спортивных соревнований материальных ценностей или имущественной выгоды, а также подкуп участников и организаторов спортивных соревнований.
По мнению сенаторов, закон служит совершенствованию национального законодательства с учетом современных международных стандартов и передового зарубежного опыта, формированию бескомпромиссного отношения к коррупции, обеспечению неотвратимости наказания за совершение преступлений в сфере спорта, а также укреплению имиджа республики на международной арене.
По итогам обсуждения закон единогласно одобрен сенаторами.
Также на очередном пленарном заседании обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан, направленных на обеспечение прав и законных интересов осужденных».
Отмечалось, что реформы, проводимые в стране, реализуются во всех слоях нашего общества, осуществляется определенная работа по обеспечению верховенства закона и укреплению законности. Приоритет человеческого достоинства, гуманизм и справедливость стали главной идеей этих преобразований. Благодаря конституционной реформе принимаются также меры по обеспечению прав и свобод осужденных, уважению их чести и достоинства.
Так, в Уголовно-исполнительный кодекс вносятся изменения и дополнения, предусматривающие закрепление прав осужденных на гуманное обращение, уважение их чести и достоинства, обращение к Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека (омбудсману), Уполномоченному Олий Мажлиса по правам ребенка (детскому омбудсману) и в международные органы по защите прав и свобод человека.
Кроме того, гарантируется право на участие в выборах и референдуме осужденных, содержащихся в местах лишения свободы за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления. Предусматривается право таких осужденных обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Также устанавливается, что осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления, имеют право участвовать в соответствующих выборах и референдуме, если не лишены этого права в соответствии с законом и на основе приговора суда
Закрепляется право осужденных на гуманное обращение. В частности, согласно вносимым дополнениям осужденные имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности.
Сотрудники учреждений по исполнению наказания обязаны гуманно обращаться к осужденным. При применении к ним мер дисциплинарного взыскания и иных принудительных мер не допускается отступление от оснований и порядка, установленных настоящим Кодексом. Строго устанавливается, что осужденные не могут быть подвергнуты медицинским и научным опытам без их согласия.
Кроме того, новой нормой определяется порядок обращения осужденных к Омбудсману и Детскому омбудсману через ящик для обращений; установления, открытия, использования, а также направления посредством него обращений.
В ходе обсуждения сенаторы подчеркнули, что принятие закона послужит обеспечению более надежной защиты прав и законных интересов осужденных, а также гармонизации уголовно-исполнительного законодательства с принципами и нормами международного права.
По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.
Кроме того, на очередном пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении дополнения в статью 2201 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием законодательства об оружии».
Как известно, в стране в целях урегулирования отношений, связанных
с оборотом оружия и боевых припасов к нему, принят Закон «Об оружии», а также осуществляются системные меры по совершенствованию механизма предупреждения незаконного оборота оружия.
Вместе с тем закрепленное в Уголовном кодексе Республики Узбекистан положение об освобождении от ответственности лиц, добровольно сдавших находящееся в их незаконном владении огнестрельное оружие, не решает проблему освобождения от ответственности лиц при добровольной сдаче ими иных видов оружия.
К примеру, только в 2023 году сотрудниками органов внутренних дел выявлены 1072 единицы незаконного (не зарегистрированного в органах внутренних дел) оружия, 839 граждан привлечены к ответственности по статье 2201 Кодекса об административной ответственности.
Кроме того, в 2023 году в органы внутренних дел обратились 1599 граждан с просьбой добровольно сдать пневматическое оружие, которое они хранили без соответствующих разрешений.
Однако, несмотря на профилактическую работу, проводимую правоохранительными органами, и сегодня наблюдаются случаи, связанные с незаконным владением неогнестрельным, то есть пневматическим оружием, хранением его дома, ношением на улице. Так, в 2023 году зафиксировано 5 несчастных случаев с применением пневматического оружия, в результате которых 4 гражданина получили ранения, а 1 погиб.
Согласно действующему законодательству, даже добровольная сдача пневматического оружия влечет за собой его конфискацию и наложение штрафа на гражданина в размере от пятнадцати до тридцати базовых расчетных величин, а на должностных лиц – от двадцати пяти до пятидесяти базовых расчетных величин либо административный арест на срок до пятнадцати суток. Это при том, что статья 248 Уголовного кодекса предусматривает освобождение от ответственности лица, добровольно сдавшего огнестрельное оружие с гораздо более высоким уровнем общественной безопасности.
Учитывая вышеуказанные проблемы, а также в целях устранения указанного правового пробела возникает необходимость закрепления в законодательстве нормы, предусматривающей освобождение от ответственности лиц, добровольно сдавших неогнестрельные виды оружия (пневматическое, сигнальное, холодное клинковое, метательное оружие и оружие самообороны).
Данным законом в статью 2201 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности вносится дополнение, предусматривающее возможность освобождения лица от административной ответственности при добровольной сдаче находящегося в его незаконном владении пневматического, сигнального, холодного клинкового, метательного оружия и оружия самообороны.
Подчеркивалось, что данный закон служит обеспечению более надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также дальнейшему повышению эффективности принимаемых мер по охране общественного порядка и предупреждению случаев незаконного оборота неогнестрельных видов оружия.
После обсуждения закон одобрен сенаторами.
На пятьдесят втором пленарном заседании Сената Олий Мажлиса сенаторами обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Законом вносятся изменения и дополнения в Жилищный кодекс, законы «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» и «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией», Градостроительный кодекс.
Жилищным кодексом предусматривается, что видоизменение внешнего вида, перестройка или снос жилых помещений осуществляются в соответствии с законодательством о градостроительстве.
Законом предусматривается обеспечение надежной защиты прав частной собственности и интересов субъектов предпринимательства, при этом никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом.
Устанавливается, что собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Как известно, опасные процессы, связанные с наводнениями и оползнями, с каждым годом становятся все активнее в результате изменения климата.
В целях предупреждения неблагоприятных ситуаций, связанных с этими негативными явлениями, обеспечения безопасности жизни населения, снижения размера наносимого экономического ущерба в Градостроительный кодекс вносится новая норма, запрещающая разработку, утверждение и реализацию градостроительных документов при проектировании и строительстве зданий и сооружений на селе-
и оползнеопасных территориях.
Вместе с тем в Законе «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» закрепляется новая норма о том, что на территории Республики Узбекистан гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств субъектов предпринимательства независимо от территории их государственной регистрации, а также не допускается ограничение, приостановление и запрещение их свободного перемещения по территориальному принципу.
Сенаторы отметили, что данный закон призван усилить гарантии защиты частной собственности и прав собственников, создать дополнительные условия для свободного осуществления предпринимательской деятельности.
Закон одобрен сенаторами.
После этого сенаторами рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Данный закон разработан с целью создания паломникам необходимых условий для достойного и безопасного совершения умры, защиты их прав и законных интересов за рубежом, а также обеспечения получения ими гарантированных услуг.
Законом вносится ряд изменений и дополнений в законы Республики Узбекистан «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» и «О государственной пошлине».
Так, вводится новый вид лицензируемой деятельности по организации и проведению мероприятий умры. Данная лицензия выдается Комитетом по делам религий, и за ее получение установлена государственная пошлина в размере 10-кратной базовой расчетной величины.
Согласно закону в число видов деятельности, требующих разрешения и соответствующих документов, дополнительно включено получение разрешения на осуществление деятельности оператора электронной системы государственных закупок.
Кроме того, вносятся дополнения в перечень штрафов, налагаемых на юридических лиц за правонарушения в области лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур.
Теперь осуществление умры без лицензии или получение лицензий по подложным документам влечет штраф в 200-кратном размере базовой расчетной величины.
По мнению сенаторов, принятие закона служит обеспечению безопасного и надежного совершения самого священного паломничества наших соотечественников, гарантированию их прав и свобод, предотвращению различного рода мошенничества.
Закон одобрен сенаторами.
Далее парламентарии рассмотрели Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Женевскому акту Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов (2 июля 1999 г., Женева)».
В ходе обсуждения отмечалось, что Женевский акт Гаагского соглашения позволяет субъектам, заинтересованным в продвижении своей продукции, прежде всего на зарубежных рынках, воспользоваться более благоприятной процедурой регистрации промышленных образцов по сравнению с существовавшими национальными системами.
В частности, подчеркивалось, что сегодня разработчик из нашей республики, для того чтобы получить охрану интеллектуальной собственности промышленного образца на территории ряда стран, вынужден подавать в соответствующее ведомство заявку согласно форме и на языке этой страны, каждый раз оплачивая эту процедуру по каждой стране в отдельности.
Женевский акт Гаагского соглашения позволит национальным разработчикам подавать одну заявку во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), которая берет на себя выполнение всех процедур и рассылку документов.
В настоящее время участниками Женевского акта Гаагского соглашения являются 70 государств, в том числе большинство стран СНГ.
Принятие закона способствует усилению защиты интеллектуальной собственности национальных производителей, а также повышению их ответственности при создании новой продукции и недопущению нелегального использования в производстве запатентованных объектов.
Кроме того, присоединение к данному международному документу станет еще одним важным шагом на пути вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию.
Закон одобрен Сенатом.
Наряду с этим на пленарном заседании обсуждался Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 года)».
Отмечалось, что настоящая Конвенция направлена на защиту смежных прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций в договаривающихся государствах путем предоставления им национального режима защиты своих прав.
В настоящее время участниками Конвенции являются около 100 стран, в том числе ряд государств СНГ.
В ходе обсуждения особо отмечалось, что присоединение к Конвенции способствует внедрению передовых международных стандартов защиты прав интеллектуальной собственности, а также повышению авторитета Узбекистана.
Закон одобрен Сенатом.
Затем на пятьдесят втором пленарном заседании рассмотрены результаты направленного в правительство парламентского запроса относительно негативного влияния деградации пастбищ на продовольственную безопасность, производство сельскохозяйственной продукции и окружающую среду.
Отмечалось, что приняты постановление Президента от 13 февраля 2024 года «О дополнительных мерах по борьбе с деградацией земель сельскохозяйственного назначения, поддержке повышения содержания гумуса в почве и ее плодородия» и постановление Кабинета Министров от 12 марта 2024 года о мерах по охране пастбищ и грунтовых вод на них, а также по борьбе с деградацией пастбищ.
В рамках данных постановлений предусмотрена реализация типовых пилотных проектов в Бухарской и Навоийской областях по бурению крутых скважин в районах, где отсутствует водоснабжение, откачке грунтовых вод с помощью насосных агрегатов, работающих на солнечной энергии, и внедрению технологий капельного орошения.
Планируется развитие государственно-частного партнерства по улучшению и восстановлению водоснабжения на пастбищах, подготовка кадров по направлению образования «Экология и управление пастбищами» в Ташкентском государственном аграрном университете и Самаркандском государственном университете начиная с 2024/2025 учебного года.
Предусматриваются разработка и внедрение в практику оптимальных методов уменьшения нагрузки скота на пастбища и налаживания рациональной системы его поочередного выпаса, восстановления деградированных пастбищ и повышения их продуктивности.
На пастбищах Нишанского, Нуратинского, Нурабадского, Фаришского и Гиждуванского районов налажена практика поочередного выпаса скота сроком на два года.
Научно-исследовательским институтом почвоведения и агрохимии при Министерстве сельского хозяйства и Государственным научно-проектным институтом «Уздаверлойиха» установлены партнерские отношения с такими международными организациями, как ФАО, ИКАРДА, «Саритас» и Общество управления пастбищами штата Невада (США).
Сенаторы, констатировав определенную проводимую работу в этой сфере, отметили, что остаются актуальными некоторые вопросы, касающиеся эффективного использования пастбищ, их контроля и борьбы с деградацией, которые необходимо решить. В частности, следует провести полную инвентаризацию пастбищных угодий в разрезе контуров и пользователей, осуществить геоботанические исследования на более 4 миллионах гектаров пастбищ и разработать их электронные цифровые карты.
2269 водных объектов (78 процентов) нуждаются в ремонте. Кроме того, отмечена нехватка более 700 колодцев для улучшения водоснабжения пастбищ и обеспечения скота водой. Не завершена работа по оснащению Бухарского научно-производственного центра семеноводства степно-пастбищных кормовых культур современным научным лабораторным оборудованием и инвентарем.
В ходе обсуждения сенаторы подчеркнули необходимость проведения инвентаризации действующих нормативно-правовых актов в области управления и мониторинга пастбищ, в том числе пересмотра Закона «О пастбищах» с учетом сегодняшних изменений, касающихся данной сферы, а также задач, определенных законодательством.
Даны также предложения по ежеквартальному обсуждению в местных Кенгашах народных депутатов проводимой в данной сфере работы соответствующих ведомств и оказанию им содействия, привлечению в регионы ведущих специалистов, ученых и исследователей и налаживанию деятельности на основе их рекомендаций.
По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената.
Наряду с этим на пленарном заседании заслушана информация директора Национального центра по правам человека о состоянии соблюдения в Узбекистане международных обязательств по правам человека.
Отмечалось, что с принятием обновленной Конституции Узбекистана на всенародном референдуме в 2023 году создана новая законодательная основа для совершенствования механизмов защиты прав человека в соответствии с передовыми международными стандартами.
Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду преобразована в Национальную комиссию по вопросам противодействия торговле людьми и достойного труда, учрежден институт Национального докладчика по этим вопросам.
В целях эффективной реализации Конвенции о правах инвалидов только в течение 2023 года приняты 2 указа Президента и 3 постановления Кабинета Министров, направленных на создание необходимых условий для людей с инвалидностью.
Активизировалось участие Узбекистана в работе Всемирной образовательной программы ООН в области прав человека. Постановлением Президента страны от 7 февраля 2023 года утверждена Национальная программа образования в области прав человека.
Вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей», который поднял на новый уровень работу по защите прав женщин и детей, усилению норм ответственности за совершение в отношении них неправомерных действий, а также домашнее насилие.
В то же время, исходя из проведенных изучений, на заседании был обозначен ряд проблем, связанных с эффективностью внедрения международных стандартов в области прав человека.
Так, сенаторы выразили обеспокоенность в связи с ситуацией по обеспечению экологических прав граждан, особенно в столице страны. Отмечена необходимость совершенствования механизмов защиты детей от различных форм насилия, а также повышения ответственности родителей, образовательных учреждений и других органов власти в этом направлении.
Подчеркивалась обеспокоенность в связи с отставанием в разработке и принятии ряда законопроектов, определенных «дорожной картой» по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан в области прав человека.
По итогам всестороннего обсуждения принято постановление Сената, согласно которому запланирована совместная работа с профильными министерствами и ведомствами в целях безусловного исполнения международных обязательств Узбекистана в области прав человека.
Кроме того, на пятьдесят втором пленарном заседании Сената заслушан отчет Центрального банка Республики Узбекистан о деятельности в 2023 году.
Отмечалось, что Центральный банк в 2023 году проводил скоординированную денежно-кредитную и макропруденциальную политику, направленную на сдерживание инфляции и обеспечение оптимального уровня финансовой устойчивости банковской системы, минимизацию негативного влияния возможных рисков на капитал и ликвидность банков.
В частности, остатки по депозитам в национальной валюте в коммерческих банках по сравнению с 2022 годом увеличились в 1,3 раза и составили почти 170 триллионов сумов. Остатки на депозитах физических лиц выросли в 1,4 раза и достигли 64 триллионов сумов, остатки на депозитах юридических лиц увеличились более чем в 1,2 раза и достигли почти 106 триллиона сумов.
С марта 2023 года базовая ставка снижена с 15 до 14 процентов, так как уровень инфляции начал снижаться с первого квартала 2023 года.
Эти меры в денежно-кредитной сфере позволили сдержать рост инфляции быстрыми темпами. По итогам 2023 года уровень инфляции оставался в пределах 8,8 процента.
Благодаря макропруденциальным мерам по итогам 2023 года объем регулятивного капитала в банковской системе составил 106 триллионов сумов, активов, подверженных риску, – 604 триллиона сумов, показатель достаточности капитала – 17,5 процента (минимальное требование – 13 процентов).
В отчетном году на финансовую поддержку предпринимательской деятельности направлено 251,4 триллиона сумов, или почти на 24 процента больше, чем в 2022 году, общий остаток кредитных вложений достиг около 497 триллионов сумов.
Остаток кредитных вложений, выделенных населению, по сравнению с 2022 годом увеличился на 47 процента и составил 148,2 триллиона сумов. Остаток кредитных вложений, выделенных субъектам предпринимательства, увеличился на 15,3 процента и составил 348,5 триллиона сумов.
В рамках программ развития семейного предпринимательства коммерческими банками выделены льготные кредиты на общую сумму 10 триллионов сумов на реализацию свыше 472 тысяч проектов.
За отчетный период банками созданы дополнительные резервы по активам на сумму 13,1 триллиона сумов и уровень покрытия проблемных кредитов резервами увеличился на 4 процентных пункта и достиг 85 процентов по состоянию на 1 января 2024 года.
Для пользователей банковских карт интегрирована сеть банкоматов Humo и Uzcard, созданы условия для альтернативного использования этих банкоматов.
Вместе с тем сенаторы обратили внимание на ряд задач, которые должен выполнить Центральный банк, и отметили, что не искоренены случаи хищения средств с банковских карт граждан различными мошенническими способами, не завершена работа по интеграции платежных терминалов Нumo и Uzcard, доля проблемных кредитов в общем кредитном портфеле практически остается на уровне прошлого года.
Высказаны предложения по проведению в ходе деятельности Центрального банка в 2024 году работы в плане принятия мер по снижению базового уровня инфляции, обеспечения стабильности цен, устойчивой работы платежных систем и расширения спектра услуг, усиления мер кибербезопасности, направленных на предупреждение снятия денежных средств мошенническим способом.
После обсуждения принято соответствующее постановление Сената, в котором нашли отражение предложения сенаторов.
Кроме того, сенаторами рассмотрен вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан и принято соответствующее постановление, в соответствии с которым на должность судьи Верховного суда Республики Узбекистан избраны Джуманазар Эргашев – сроком на десять лет, Маъмуржон Кадиров – на бессрочный период, Дилшод Ражабов – на бессрочный период, Носиржон Расулов – сроком на десять лет, Бурхон Турдиев – сроком на десять лет, Аскарали Умматалиев – сроком на десять лет, Гулнафис Худайбердиева – сроком на десять лет.
Помимо этого рассмотрен вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и принято соответствующее постановление Сената.
В ходе пленарного заседания сенаторами обсуждено 18 вопросов, в том числе 13 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.
На этом пятьдесят второе пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан