Состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем рассмотрен ряд законопроектов.
В начале заседания говорилось о значении государственного визита главы нашего государства в Республику Таджикистан 18-19 апреля 2024 года.
– В последние годы благодаря политической воле лидеров двух стран добрососедские и братские отношения все более укрепляются, стремительно развивается сотрудничество по всем направлениям, – заявил Спикер Законодательной палаты Н. Исмаилов. – Этот визит открывает новые страницы, поднимет многоплановое сотрудничество и дружеские отношения между странами на более высокий уровень.
Достигнутые в ходе визита договоренности и подписанные соглашения означают, что развитие добрососедских отношений имеют необратимый характер. Это также подразумевает подъем взаимоотношений между Узбекистаном и Таджикистаном на качественно новый уровень. Обозначенные документы, безусловно, послужат повышению благосостояния двух народов. Представители корпуса депутатов высоко оценили сотрудничество между Узбекистаном и Таджикистаном, а также подписание договора о союзнических отношениях.
Были затронуты вопросы сотрудничества с парламентом Таджикистана. Подчеркивалось, что необходимо провести работу по поднятию межпарламентского сотрудничества на новый уровень.
На заседании во втором чтении постатейно обсужден проект Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью».
– В нашей стране особое внимание уделяется защите прав и интересов людей с ограниченными физическими возможностями, – говорит депутат Мадина Баратова. – Данным законопроектом в Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» вносятся изменения, предлагающие дополнительные условия по обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями обращаться в суды, голосовать и быть избранными, участвовать в референдуме, а также получать образование.
Кроме того, Закон «О правах лиц с инвалидностью» дополняется нормами, определяющими формы общения с инвалидами в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, а также основу адаптации объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа данной категории лиц.
Каждые предложение и рекомендация, высказанные в ходе обсуждений, были проанализированы, большинство нашли отражение в тексте законопроекта. В частности, исходя из сути и значения проекта были внесены редакционные исправления в его название и введение.
После бурных дискуссий законопроект, призванный еще больше расширить условия, созданные для людей с ограниченными возможностями, был принят во втором чтении.
По данным Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, в регионах обострилась криминогенная ситуация, связанная с добычей ценных ресурсов. Особенно в Навоийской и Самаркандской областях наблюдались случаи получения травм и даже смертельные случаи при незаконной добыче золота. В 2021 году раскрыто 806 дел, связанных с незаконной добычей драгоценных металлов, в 2022 году – 1 233 дела, в 2023 году – 723 дела. Несмотря на применение административных наказаний, подобные нарушения совершаются повторно.
Законопроект, призванный усилить ответственность за незаконную добычу драгоценных металлов и камней, направленный на сохранение и защиту земель и недр, рассмотрен в первом чтении на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса.
– Есть ряд проблем в охране земель и недр, – говорит заместитель министра внутренних дел Б.Абдуллаев. – Прежде всего, к неоднократному совершению нарушений в этой сфере приводит тот факт, что за незаконную добычу установлена только административная ответственность, такой вид наказания не эффективен. Так, некоторые граждане привлекались к ответственности повторно – по 7-10 раз. Поэтому в законопроект в целях сохранения и защиты недр нашей страны, прекращения незаконной добычи драгоценных металлов и камней вносятся изменения, предусматривающие усиление ответственности за данную категорию действий. Также вносятся изменения в ряд статей Кодекса об административной ответственности. В частности, предлагается наделить органы внутренних дел полномочиями составлять административные протоколы в отношении лиц, совершивших правонарушения, связанные с самовольным занятием земельных участков и проведением там строительных работ, что нарушает порядок распределения земельных участков.
Депутаты, отметив актуальность законопроекта, приняли его концептуально.
На заседании обсужден законопроект, направленный на внесение изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан.
В связи с отсутствием конкретного срока в действующем законодательстве факты о нарушениях правил дорожного движения, зафиксированные средствами автоматизированной фото- и видеофиксации, рассматриваются, оформляются и приводятся в исполнение спустя нескольких дней или месяцев. Вследствие этого граждане не признают данные нарушения или сталкиваются с трудностями при оплате накопившихся штрафов.
Исходя из этого устанавливается, что в случаях, если нарушения ПДД фиксировались средствами автоматизированной фото- и видеофиксации при отсутствии сведений о владельце транспортного средства, если информация о нарушениях не направлена должностному лицу, уполномоченному выносить решение о штрафе, в течение 48 часов, а также, если решение о наложении штрафа не вынесено в течение 15 дней, рассмотрение дела прекращается.
Также вносится дополнение о внедрении порядка прекращения административных дел, возбужденных в связи с нарушениями, совершенными транспортными средствами скорой помощи и пожарно-спасательных формирований, без излишней волокиты.
Кроме того, проектом предусмотрено установление административной ответственности за правонарушения, совершенные лицом, управляющим малогабаритным электротранспортом и личным транспортным средством – скутером, мопедом, велосипедом, индивидуальным средством передвижения, гужевой повозкой.
Как отмечалось, резко возрастает и число пешеходов, не соблюдающих правила дорожного движения. В 2023 году зафиксировано более 300 тысяч нарушений ПДД. Именно поэтому предусмотрено повысить ответственность пешеходов, нарушающих правила.
Принятие данного законопроекта призвано эффективно защищать законные интересы граждан путем контроля за соблюдением правил дорожного движения, предотвращения дорожно-транспортных происшествий и обеспечения безопасности дорожного движения.
Также на заседании в третьем чтении рассмотрен законопроект, направленный на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ, а также сильнодействующих и токсичных веществ. Данным законопроектом усиливаются меры ответственности за незаконный оборот наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ с использованием телекоммуникационных сетей и глобальной информационной сети Интернет, в том числе с привлечением несовершеннолетних.
Административная и уголовная ответственность установлена также за незаконные приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ, сильнодействующих и токсичных веществ без цели передачи.
Мухтарама КОМИЛОВА, корр.УзА