Президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией планов по развитию и повышению качества школьного образования.

В Стратегии «Узбекистан – 2030» реформы образовательной системы определены как приоритетная задача. Преобразования затрагивают не только общеобразовательные, но и специализированные учебные заведения. В частности, в нашей стране действуют 14 Президентских школ, 9 школ творчества и 182 специализированные школы.

Исходя из опыта прошлых лет и современных требований, планируется совершенствование направлений этих учебных заведений.

В частности, в специализированной школе имени Мирзо Улугбека предлагается внедрить в порядке эксперимента инженерные программы в сотрудничестве с Мюнхенским техническим университетом. Эта программа будет интегрирована с программой Университета «Новый Узбекистан» и ученики, набравшие достаточно «кредитов» в школе, смогут продолжить обучение на втором курсе университета.

Для широкого использования возможностей высококвалифицированных педагогов при Агентстве Президентских образовательных учреждений будут созданы общественные «ученые советы». Эти советы будут привлекаться к разработке учебных программ, совершенствованию системы оценки, повышению профессионального мастерства учителей.

Также озвучены планы внедрения преподавания на английском языке в 14 школах с начала следующего учебного года и строительства 8 новых специализированных школ в 2025-2026 годах.

Есть предложения и по школам творчества. В частности, в них будут организованы мастер-классы с участием известных писателей и общественных деятелей. Будет налажено издание творческих работ учащихся за счет Союза писателей. Будут проводиться различные конкурсы для поддержки талантливой молодежи.

В улучшении качества образования важную роль играют предметные олимпиады. В последние годы благодаря введению системы достойного поощрения победителей усилилось стремление к знаниям. Школьники, участвующие в «большой пятерке» международных предметных олимпиад, стали завоевывать медали в два раза чаще. В нашей стране прошли международные олимпиады имени Аль-Фергани, Беруни и Менделеева.

С целью поднятия этой работы на новый уровень предлагается создать Центр подготовки учащихся к предметным олимпиадам. В него будут привлекаться ведущие ученые и иностранные специалисты, каждый учащийся будет целенаправленно готовиться по индивидуальной программе развития.

Будет внедрена система поощрения лидера национальной команды исходя из итоговых результатов участия в международных олимпиадах. Создается единый календарь олимпиад и система подготовки, охватывающая все предметные олимпиады. В программу тренировок будут добавлены дополнительные психологические тренинги и совместные сборы с другими командами.

На презентации также обсуждался вопрос внедрения прозрачной и объективной системы оценки знаний учащихся. Сейчас оценка знаний в разных школах отличается, как и уровень вопросов в экзаменационных листах. По требованиям международной тестологии сложность всех вариантов вопросов должна быть одинаковой.

Поэтому предлагается оценивать знания учащихся на выпускных экзаменах в школе на основе единых контрольных материалов. Экзаменационные задания будут переведены в письменную и практическую формы, введена процедура проверки ответов через специальную платформу, вопросы будут регулярно обновляться.

Еще одно важное нововведение – на выпускных экзаменах в школе будет предоставлена возможность выбора предмета, соответствующего вступительным испытаниям в высшие учебные заведения.

Глава государства дал указания по выводу системы общего среднего образования на новый уровень и обеспечению ее гармоничности с высшим образованием.

Отдельное внимание на презентации уделено вопросам широкого продвижения культуры в образовании и других сферах. Подчеркнута необходимость формирования любви к искусству у молодого поколения начиная со школы и высших учебных заведений.

В этой связи предлагается в учебные программы школ творчества вместо предмета «Изобразительное искусство и черчение» включить предмет «Искусство», который охватит не только рисование, но и живопись, ремесленничество, кинематографию, скульптуру и дизайн.

Отмечена важность взаимодействия вузовских структур, ответственных за вопросы культуры, с Министерством культуры, доведения до молодежи наследия искусства макома, бахши и театра.

Кроме того, будут созданы ансамбли при крупных предприятиях и кластерах, а в махаллях и школах будут проводиться концерты и дни культуры.