Если хотите, назовите сегодняшний мир «Информационным обществом», как прогнозировал Хантингтон, или же «Добродетельным городом» — словами Фароби. Но я бы назвал нынешние процессы периодом дифференциации, основанной на знаниях.
Позвольте обосновать свою мысль. Более половины детей, рожденных за последние четыре-пять лет, в будущем будут иметь профессии, названия которых мы даже не знаем. В нашем словаре сегодня нет слов, которые могли бы описать название этих профессий. Ожидается, что в ближайшие 10 лет повысится спрос на ГМО-агрономов, специалистов по блокчейн-системам, администраторов кибербезопасности, разработчиков киберпротезов и имплантатов, биоинженеров, телемедиков, инженеров по искусственному интеллекту, операторов дронов.
В результате стремительного внедрения искусственного интеллекта в нашу жизнь некоторые профессии в будущем могут быть заменены информационными технологиями. Можно предположить, что почтальоны, кассиры, страховые и турагенты, копирайтеры, операторы банковского офиса, водители, переводчики и риэлторы могут быть заменены искусственным интеллектом.
Образование играет важную роль в выборе профессии и становлении квалифицированным специалистом. Однако меня беспокоит то, что в 2022 году наша страна заняла 80-е место среди 191 страны в Индексе ООН по уровню образования. По показателям 2020 года мы занимали 71 место. Глядя на эти общие цифры, с тревогой думаешь, неужели желание наших детей приобретать знания, угасает с каждым годом. Считаю, что нам необходимо проводить систематические исследования по изучению подобных ситуаций и вырабатывать немедленные решения.
И это еще не все. Возможно, мы будем вынуждены привлекать рабочую силу из-за границы. В нашей стране на рынок труда ежегодно выходят от 600 тысяч до 900 тысяч молодых людей. Но, к сожалению, мы не можем сказать ничего конкретного об уровне их знаний и навыков. Нам не нужны таксисты, кассиры, сантехники, официанты, танцоры или мясники, нам необходимы специалисты, владеющие высокими технологиями. Даже традиционные производства, такие как текстильные и кондитерские фабрики, не могут серьезно повлиять на уровень валового внутреннего продукта. Необходимо думать не о повышении объемов производства, а о производстве средств производства.
Как это сделать? Путем внедрения новых технологий и продажи знаний. С помощью интеллекта.
Давайте рассмотрим специальности, которые, по прогнозам, станут профессиями будущего.
В стадию стремительного развития выйдут схемы на основе живых организмов – то есть рынок бионики. В нашей стране остро стоит необходимость подготовки специалистов в этой области. И этот вопрос нужно решать немедленно.
Есть и другой момент. Важно создавать кооперацию науки и производства, обеспечивать немедленное внедрение инноваций. Для этого необходимо расширить ряды технологов — звена, связывающего производство и науку. Исходя из этого можно сделать вывод, что нынешнее время требует выхода на путь развития, основанный на знаниях и технологиях.
Президент нашей страны уделяет особое внимание подготовке специалистов по точным наукам. Перед фондом «Эл-юрт умиди» также была поставлена задача организовать подготовку специалистов технических и технологических направлений, инженеров. При поддержке фонда почти две тысячи молодых людей получили возможность бесплатно обучиться за рубежом. Если в 2021 году для обучения молодежи за рубежом фонд выделял 350 мест, в 2022 году – 480, а в 2023 году – 500 мест, то к 2026 году планируется увеличить этот показатель до 700.
Чтобы представить, сколько средств стоит за этими цифрами, достаточно обратить внимание на статистику ООН. По последним исследованиям, проведенным в 2022 году, Узбекистан занял 18-е место среди стран по расходам на образование. Размеры расходов, направляемых на сферу образования, составили 20,5 процента ВВП страны.
Мир будет развиваться по другим «правилам игры». Главное место займут знания и производимые с их помощью технологии.
Маъруфжон Жумаев,
ответственный сотрудник Академии
государственного управления при Президенте Республики Узбекистан.
УзА