Если хотите, назовите сегодняшний мир «Информационным обществом», как прогнозировал  Хантингтон, или же «Добродетельным городом» — словами  Фароби. Но я бы назвал нынешние процессы периодом дифференциации, основанной на знаниях.

Позвольте  обосновать свою мысль. Более половины детей, рожденных за последние четыре-пять лет, в будущем будут иметь профессии, названия которых мы даже не знаем. В нашем словаре сегодня нет слов, которые могли бы описать название этих профессий. Ожидается, что в ближайшие 10 лет  повысится спрос на ГМО-агрономов, специалистов по блокчейн-системам, администраторов кибербезопасности, разработчиков киберпротезов и имплантатов, биоинженеров, телемедиков,  инженеров по искусственному интеллекту, операторов дронов.

В результате стремительного внедрения искусственного интеллекта в нашу жизнь некоторые профессии в будущем могут быть заменены информационными  технологиями. Можно предположить, что  почтальоны, кассиры, страховые и турагенты, копирайтеры, операторы банковского офиса, водители, переводчики и риэлторы могут быть заменены искусственным интеллектом.

Образование играет важную роль в выборе профессии и становлении квалифицированным специалистом. Однако меня беспокоит  то, что  в 2022 году наша страна заняла 80-е место среди 191 страны в Индексе ООН по уровню образования. По показателям 2020 года мы занимали 71 место. Глядя на эти общие цифры, с тревогой думаешь, неужели желание наших детей приобретать знания, угасает с каждым годом. Считаю, что нам необходимо проводить систематические исследования по изучению  подобных ситуаций и вырабатывать немедленные решения.

И это еще не все. Возможно, мы будем вынуждены привлекать  рабочую силу из-за границы. В нашей стране на рынок труда ежегодно выходят от 600 тысяч до 900 тысяч  молодых людей. Но, к сожалению,  мы  не можем сказать ничего конкретного об уровне их  знаний и навыков. Нам не нужны таксисты,  кассиры, сантехники, официанты, танцоры или  мясники, нам необходимы специалисты, владеющие высокими технологиями.  Даже традиционные производства, такие как текстильные и кондитерские фабрики, не могут серьезно повлиять на уровень валового внутреннего продукта. Необходимо  думать не  о повышении объемов производства, а о  производстве  средств производства.

US economic growth outpaces increasing energy consumption across all  sectors. [OC] : r/dataisbeautiful

Как это сделать? Путем внедрения новых технологий и продажи знаний. С помощью интеллекта.

Давайте рассмотрим специальности,  которые, по прогнозам, станут профессиями будущего.

В стадию стремительного развития выйдут  схемы на основе живых организмов – то есть рынок  бионики. В нашей стране остро стоит необходимость подготовки специалистов в этой области. И этот вопрос  нужно решать немедленно.

Есть и другой момент. Важно создавать кооперацию науки и производства, обеспечивать немедленное внедрение инноваций. Для этого необходимо расширить ряды технологов — звена, связывающего производство и науку. Исходя из этого можно сделать вывод, что  нынешнее  время требует выхода на путь развития, основанный на знаниях и технологиях.

Президент  нашей страны уделяет особое внимание  подготовке специалистов по точным наукам. Перед фондом «Эл-юрт умиди» также была поставлена ​​задача организовать подготовку специалистов технических и технологических направлений, инженеров. При поддержке фонда почти две тысячи молодых людей получили возможность бесплатно обучиться за рубежом. Если в 2021 году для обучения молодежи за рубежом  фонд выделял  350 мест, в 2022 году – 480, а в 2023 году – 500 мест, то к 2026 году планируется увеличить этот показатель до 700.

Чтобы представить, сколько средств  стоит за этими цифрами, достаточно обратить внимание на статистику ООН. По последним исследованиям, проведенным в 2022 году, Узбекистан занял 18-е место среди стран по расходам  на образование. Размеры расходов, направляемых на сферу образования,  составили 20,5 процента ВВП  страны.

Мир будет развиваться по другим «правилам игры». Главное место займут  знания и производимые с их помощью технологии.

Маъруфжон Жумаев,

ответственный сотрудник Академии

государственного управления при Президенте Республики Узбекистан.

УзА