20 января в Ташкенте продолжило свою работу сорок девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

На сорок девятом пленарном заседании сенаторы обсудили Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Как известно, в последние годы проводится системная работа по охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности, рациональному использованию природных ресурсов и улучшению состояния санитарной и экологической обстановки, а также созданию условий для субъектов предпринимательства. Однако расширение масштабов строительства, производства и урбанизации являются причиной увеличения количества выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

Для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иных реальных угроз жизни и здоровью граждан законами предусмотрена возможность ограничения или приостановления деятельности объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду, по решению специально уполномоченных государственных органов.

Вместе с тем наличие в законодательстве неточных формулировок, являющихся основаниями для ограничения или приостановления деятельности субъектов предпринимательства, может привести к возникновению коррупционных явлений, связанных с широтой дискреционных полномочий государственных органов.

Документом в законы Республики Узбекистан «Об охране природы», «Об охране атмосферного воздуха» и «Об экологическом контроле» вносятся изменения, конкретизирующие основания для принятия государственными органами решений об ограничении или приостановлении деятельности субъектов предпринимательства, в первую очередь с учетом необходимости предотвращения возникновения угрозы жизни и здоровью населения.

По мнению сенаторов, закон служит улучшению экологической обстановки, созданию дополнительных правовых оснований для предотвращения возникновения угрозы жизни и здоровью населения, защиты субъектов предпринимательства, а также устранению коррупционных факторов и повышению ответственности уполномоченных государственных органов.

Закон одобрен сенаторами.

После этого был рассмотрен Закон «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Исламской Республикой Иран о передаче осужденных лиц (Тегеран, 18 июня 2023 года)».

Отмечалось, что ратификация договора создает правовую основу для возможности отбытия гражданами Узбекистана и Ирана, лишенными свободы в результате совершения преступлений, назначенного судом наказания в своей стране, а также для осуществления двустороннего сотрудничества в области передачи осужденных.

Следует отметить, что договор был подписан 18 июня 2023 года во время официального визита Президента Республики Узбекистан в Иран.

Ратификация и вступление в силу настоящего договора создаст нормативно-правовую базу в сфере передачи осужденных лиц, повысит эффективность взаимодействия уполномоченных органов двух государств в данной сфере.

В ходе обсуждения сенаторы особо отметили, что отбывание наказания осужденными в своей стране позволит им регулярно видеться с близкими родственниками, а это, в свою очередь, положительно скажется на семейных отношениях и способствует адаптации осужденных к общественной жизни.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании также обсуждался Закон «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Социалистической Республикой Вьетнам о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Ханой, 14 ноября 2022 года)».

Отмечалось, что в законе предусматриваются основания и условия оказания правовой помощи в связи с расследованием уголовных дел и проведением других процессуальных действий.

В частности, устанавливаются форма и содержание запросов, основания для отказа или задержки оказания помощи, исполнение запросов, меры защиты, гарантии безопасности, а также положения по таким важным вопросам, как передача уголовных дел для дальнейшего преследования.

Сенаторы отметили, что ратификация Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам служит повышению эффективности деятельности правоохранительных органов двух стран при расследовании и судебном разбирательстве, а также обеспечению неотвратимости наказания в отношении лиц, совершивших преступления.

По завершении обсуждения сенаторы одобрили закон.

На сорок девятом пленарном заседании Сената рассмотрен очередной национальный доклад о противодействии коррупции в Республике Узбекистан.

Этот национальный доклад является вторым докладом, подготовленным Агентством по противодействию коррупции.

В докладе, представленном директором Агентства по противодействию коррупции, подробно говорится о проделанной в стране в 2022 году работе в сфере противодействия коррупции. В частности, принято 13 нормативно-правовых актов, касающихся данной сферы, а также 24 нормативно-правовых акта, направленных на сокращение коррупционных факторов в рамках реализации реформ в социально-экономической сфере.

В результате этого внедрен Индекс открытости, направленный на рейтинговую оценку эффективности работы по противодействию коррупции в государственных органах и организациях и оценку эффективности проводимой работы по открытости.

Также в государственных органах и организациях внедрен проект по предупреждению коррупционных рисков «E-Antikorrupsiya», установлена ответственность за нарушение законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления. Благодаря этим превентивным механизмам была усилена ответственность государственных органов по противодействию коррупции, а также повысилась их подотчетность перед общественностью.

Кроме того, в рамках Государственной программы на 2021–2022 годы запущены специальное программное обеспечение, а также функционирование колл-центра по короткому номеру 1253, позволяющие информировать о случаях коррупции.

Улучшилось качество государственных услуг, сократились излишние процедуры, которые могут привести к коррупции, а количество государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, увеличилось. Отменено требование представления населением 73 видов документов и информации, а количество представляемых документов сокращено до 95 (43 процентов). Аннулировано 17 требований и условий, предусмотренных шестью лицензиями и разрешениями.

Утверждено и обеспечено исполнение «дорожных карт» по реализации проекта «Сфера без коррупции» в капитальном строительстве, высшем образовании, здравоохранении и государственных закупках, где высоки коррупционные риски.

Вместе с тем сенаторы отметили, что несмотря на масштабные профилактические меры, все еще встречаются случаи коррупции в государственных органах и организациях. В частности, хищение бюджетных средств, связанных с государственными закупками, незаконные действия в процессе выделения субсидий, незаконные проверки контролирующими органами деятельности субъектов предпринимательства.

Кроме того, по результатам рейтинговой оценки эффективности работы по противодействию коррупции, деятельность государственных органов и организаций, в том числе 20 органов государственной власти на местах, оценена на «удовлетворительно». В то же время эффективность работы 27 государственных органов и организаций согласно Индексу открытости находится на низком уровне.

В ходе слушания национального доклада сенаторы также обсудили предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции.

После вопросов-ответов и обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

Далее на пленарном заседании Сената заслушана информация министра водного хозяйства Республики Узбекистан о работе, проводимой по строительству и реконструкции ирригационных и мелиоративных объектов.

Отмечалось, что достигнуты определенные результаты в рамках исполнения Стратегии управления водными ресурсами и развития сектора ирригации в Республике Узбекистан на 2021–2023 годы.

В частности, за прошедшие три года на водохозяйственных объектах установлено около девяти тысяч устройств «Умная вода», более шести тысяч устройств «Дайвер», полностью автоматизированы процессы управления 58 крупными водохозяйственными объектами, на 1,5 тысячи насосных станциях установлены устройства для онлайн-мониторинга количества воды.

В 2023 году реконструировано 297 километров каналов, 41 километр лотков, 11 гидротехнических сооружений, 2 моста, 56 оросительных скважин, проведены работы по укреплению берегов. В рамках системного ремонта и восстановления объектов мелиорации освоено 316 миллиардов сумов (94 процентов к лимиту), отремонтировано 11 тысяч километров коллекторно-дренажных сетей.

Вместе с тем в ходе обсуждения сенаторы отметили наличие некоторых недостатков и проблем в данной сфере.

Так, на недостаточном уровне проделана работа по передаче объектов водного хозяйства, находящихся на балансе Министерства водного хозяйства, частному сектору на условиях государственно-частного партнерства.

В рамках стратегии не выполнена работа по автоматизации на основе цифровых технологий трех крупных гидроузлов и ирригационных систем в Сырдарьинской области, двух – в Ташкентской, по одному – в Джизакской и Сурхандарьинской областях.

Мелиоративные экспедиции в системе министерства не обеспечены в достаточной степени современными методиками, оперативной мобильной лабораторией и измерительными приборами, позволяющими проводить экспресс-оценку мелиоративного состояния орошаемых земель.

В результате некачественной установки приборов на ирригационных объектах и неправильного их использования только в Сурхандарьинской области 56 интегрированных в центральную базу устройств вышли из строя и с сентября 2021 года не передавали данные на центральную базу.

В ходе обсуждения сенаторы внесли ряд предложений, направленных на устранение недостатков и проблем в сфере. Среди них усиление персональной ответственности руководителей и работников в целях полного обеспечения материально-технической базы мелиоративных экспедиций современным оборудованием, оперативными передвижными лабораторными и измерительными средствами, повышение эффективности использования водных ресурсов и культуры водопользования, продолжение внедрения водосберегающих технологий орошения в расширенном порядке.

Кроме того, сенаторы акцентировали внимание на необходимости повышения результативности работы по проведению показательных семинаров, направленных на эффективную организацию внедрения водосберегающих технологий с привлечением специалистов по их правильному использованию в каждом регионе, а также формированию адресного списка для внедрения водосберегающих технологий, целевому освоению средств.

По завершении обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

После этого на пленарном заседании был рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Правительство о негативном воздействии деградации пастбищ на продовольственную безопасность, производство сельскохозяйственной продукции и окружающую среду.

Отмечалось, что пастбища важны с социально-экономической точки зрения и являются одним из основных природных ресурсов для сохранения экологического баланса, обеспечения продовольственной безопасности, развития животноводства и повышения уровня жизни населения региона, поэтому необходимо улучшить природные условия, контуры, почву, разнообразие и количество растений, уровень обеспеченности пастбищ водой.

Сегодня геоботанические исследования проводятся на 4,2 миллиона гектаров пастбищ, составляются карты деградированных территорий, осуществляется практическая работа по восстановлению и улучшению 420 тысяч гектаров деградированных пастбищ.

Создана возможность для выпаса скота на 144 тысячах гектаров необеспеченных водой пастбищ. В 2022–2023 годах для рытья шахтных и вертикальных скважин, строительства и реконструкции насосных станций выделены субсидии в размере 40 миллиардов сумов.

Сенаторы отметили, что наряду с проводимой работой остаются актуальными некоторые вопросы, которые необходимо решить в части эффективного использования пастбищных угодий, контроля и борьбы с деградацией.

Так, подчеркивалось, что более 50 процентов пастбищ, занимающих 21 миллион гектаров (47 процентов общей площади земель) республики, находятся в различной степени кризиса, а потенциал 11 миллионов гектаров пастбищ в качестве производства естественных кормов снижен и они пришли в негодное состояние.

Из-за недостаточного внедрения системы сменного выпаса скота на пастбищах и резкого увеличения поголовья пастбищные угодья находятся под большой нагрузкой. Отмечалось, что в результате этого виды питательных кормовых растений стали малочисленными и достигли уровня исчезновения.

Подчеркивалось, что не проводятся научные исследования по изучению современного состояния и процессов деградации растительного покрова на пастбищах, экономического потенциала и разработки на этой основе системы их рационального использования.

В связи с тем, что не налажена система подготовки специалистов, возникла нехватка кадров.

В пустынных и полупустынных районах из-за того, что не осуществляется работа по созданию лесных насаждений и восстановлению кризисных пастбищ, под воздействием ветра усиливается эрозия почвы, ускоряется процесс пылеобразования.

По завершении обсуждения для внесения ясности в эти вопросы Сенат принял постановление о направлении в Правительство парламентского запроса.

На пленарном заседании рассмотрен также вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В ходе пленарного заседания сенаторами обсуждено 15 вопросов, в том числе 10 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом сорок девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

Информационная служба 
Сената Олий Мажлиса 
Республики Узбекистан