19 января в Ташкенте начало свою работу сорок девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

На сорок девятом пленарном заседании Сената сначала были всесторонне рассмотрены итоги деятельности Сената Олий Мажлиса в 2023 году.

Подчеркивалось, что в течение прошлого года Сенат осуществлял деятельность исходя из приоритетных направлений, определенных Конституцией и законами, а также отраженных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы.

В частности, принят ряд мер по совершенствованию законодательной деятельности, усилению парламентского контроля, расширению международных и межпарламентских связей, содействию деятельности местных Кенгашей, повышению роли парламента в достижении эффективности диалога с народом.

Стоит отметить, что в текущем году принята обновленная Конституция, охватывающая приоритетные направления национального развития и воплощающая в себе благородный принцип уважения человеческого достоинства.

Стратегия «Узбекистан – 2030», принятая по инициативе Президента, знаменательна тем, что выводит начатые реформы на качественно и содержательно новый уровень.

В свете последних обновлений значимость и роль парламента, в частности Сената, также возрастает. Так, сенаторы в этом году успешно работали в регионах и внесли свой вклад в решение актуальных социально-экономических вопросов.

Всего в законодательной деятельности рассмотрен 91 закон. Продолжена практика системного анализа законов и разработки предложений по их совершенствованию, по итогам мониторинга исполнения ряда законов, правоприменительной практики и принятия подзаконных актов перед правительством поставлены соответствующие задачи.

В рамках парламентского контроля на пленарных заседаниях Сената восемь раз заслушивалась информация членов правительства, органов государственного и хозяйственного управления, глав регионов.

Особое внимание сенаторы уделяли социально-экономическому развитию территорий, изучению вопросов, ставших причиной обоснованных нареканий населения. На обсуждение пленарных заседаний Сената было вынесено 17 проблемных вопросов, девять из которых решены положительно. По оставшимся восьми в настоящее время принимаются меры.

Сенат также активно участвовал в социальной переориентации бюджета, в том числе направляя средства на решение жизненно важных вопросов, волнующих население в регионах.

В течение года на основе проведенных Сенатом изучений в регионах и предложений, внесенных в Правительство по их итогам, на решение проблемных вопросов школ, детских садов, больниц, а также касающихся использования воды, строительства дорог и т.д. направлены бюджетные средства в размере свыше одного триллиона сумов.

В рамках контрольно-аналитической деятельности комитетами Сената в регионах проведено около 80 изучений и приняты соответствующие решения.

Перспективы сотрудничества обсуждены на более 200 встречах с представителями иностранных государств, международных организаций, финансовых структур и бизнеса в рамках международных парламентских отношений.

В целях развития двусторонних парламентских связей и сотрудничества проведено 10 заседаний межпарламентских групп. По инициативе Сената организованы четыре международных мероприятия.

Для оказания методической и практической помощи деятельности местных Кенгашей на постоянной основе проводились учебные курсы, семинары для депутатов.

Разработаны практические пособия по организации депутатского контроля за исполнением местного бюджета местными Кенгашами народных депутатов, а также по парламентской дипломатии.

Кроме того, под руководством Председателя Сената последовательно осуществлялась деятельность национальных структур по ряду актуальных направлений, таких как противодействие коррупции, торговле людьми и принудительному труду, вопросы женщин, обеспечение гендерного равенства, работа с международными рейтингами.

В результате реформ, проведенных в указанных направлениях, улучшилась позиция Узбекистана в престижных международных рейтингах, которые были определены как приоритетные для нашей страны.

После рассмотрения итогов деятельности Сената определены также приоритетные задачи верхней палаты парламента на 2024 год.

Затем на пленарном заседании Сената был обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование деятельности Олий Мажлиса Республики Узбекистан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции».

Отмечалось, что в апреле 2023 года путем всенародного референдума была принята Конституция Республики Узбекистан в новой редакции. Были укреплены конституционные основы построения Нового Узбекистана.

Вместе с тем принят ряд законов, указов и постановлений Президента, постановлений Правительства и реализуются меры по правовому обеспечению реформ, осуществляемых во всех сферах жизни нашего общества.

Палатами Олий Мажлиса законы Республики Узбекистан, регулирующие их деятельность по реализации приоритетных целей и задач, закрепленных в Конституции, приводятся в соответствие с Конституцией в новой редакции.

В частности, уточняются параллельные и дублирующие полномочия палат парламента, общее количество членов Сената сокращается со 100 до 65. При этом устанавливается, что от каждой административно-территориальной единицы избираются по четыре сенатора, а девять назначаются Президентом.

Также количество заместителей Спикера Законодательной палаты сокращается с семи до двух. При этом устанавливается, что заместители Спикера на период исполнения своих обязанностей не могут входить в состав фракции и приостанавливают членство в политической партии. Кроме того, вводится полномочие самороспуска Законодательной палаты и Сената. В этом случае предусматривается, что новые выборы в Законодательную палату проводятся в течение двух месяцев, а новый состав Сената формируется в течение одного месяца.

Еще один важный аспект: устанавливается возможность внесения в Законодательную палату законодательных предложений гражданами, обладающими избирательным правом, в количестве не менее ста тысяч человек, Сенатом, Омбудсманом, Центральной избирательной комиссией, а также проведение парламентского расследования специальной комиссией, создаваемой на паритетных началах из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената.

Вышеупомянутые положения закона, определяющие количественный состав Сената и названия комитетов, а также количество и статус заместителей Спикера Законодательной палаты, планируется реализовать в 2024 году, когда начнется деятельность палат Олий Мажлиса очередного созыва.

Сенаторы подчеркнули, что принятие данного закона служит реализации норм Конституции в новой редакции, принятой на всенародном референдуме, а также приведению положений законов в соответствие с Конституцией.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

Также на очередном пленарном заседании сенаторы рассмотрели Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование правовых основ деятельности по борьбе с преступностью».

Отмечалось, что в республике создана целостная правовая система по защите прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечению безопасности личности, общества и государства, профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.

Проводимые в стране реформы по обеспечению верховенства закона ставят перед правоохранительными органами новые задачи и направлены на создание прочной правовой основы для принятия ими оперативных и эффективных решений.

Законом вносятся дополнения и изменения в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», предусматривающие уточнение порядка осуществления таких оперативно-розыскных мероприятий, как наведение справок, оперативное внедрение, операция под прикрытием, а также укрепление правовых основ борьбы с преступностью в сфере информационных технологий, определение возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе в киберпространстве и/или с использованием его возможностей.

Вместе с тем в Закон «Об органах внутренних дел» вносится изменение, предусматривающее уточнение прав органов внутренних дел по безвозмездному использованию возможностей средств массовой информации в целях установления обстоятельств преступлений, установления и розыска лиц, совершивших преступления, а также розыска лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или без вести пропавших.

Кроме того, в Закон «О порядке отбывания административного ареста» вносится дополнение, устанавливающее возможность осуществления оперативно-розыскной деятельности в специальном учреждении, предназначенном для приема и содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

Сенаторы подчеркнули, что закон служит более надежному обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан, а также повышению эффективности мероприятий по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.

Наряду с этим на пленарном заседании обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией ответственности за отдельные категории уголовных деяний».

Как отметили сенаторы, в стране проводятся реформы, направленные на дальнейшую демократизацию и либерализацию судебно-правовой системы, повышение эффективности деятельности судебных, правоохранительных и надзорных органов, обеспечение верховенства закона и укрепление законности в обществе. Принимаются законы, основанные на идеях гуманизма, справедливости.

Обсужденный закон устанавливает внесение в Кодекс об административной ответственности новой нормы, предусматривающей административную ответственность за незаконный ввоз, сбыт, приобретение, хранение или использование беспилотных летательных аппаратов, комплектующих и запасных частей к ним.

В частности, устанавливается конфискация в счет государства беспилотных летательных аппаратов, выявленных в результате административного правонарушения, освобождение лица, совершившего противоправные действия, от ответственности при добровольной сдаче беспилотных летательных аппаратов, комплектующих и запасных частей к ним и рассмотрение дел об административных правонарушениях данной категории судами по уголовным делам.

Также статьей 2444 Уголовного кодекса в указанные санкции включаются такие виды наказаний, как альтернативный штраф, исправительные работы, ограничение свободы, то есть за такие действия предусматривается уголовная ответственность, если они совершены после применения административного взыскания.

Законом устанавливается не уголовная, а административная ответственность лиц, впервые совершивших это правонарушение, что, в свою очередь, по мнению сенаторов, служит предупреждению роста преступлений подобного рода в обществе.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

Кроме того, на сорок девятом пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении дополнений в статью 248 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности».

Отмечалось, что в последние годы в органах внутренних дел налажена системная работа по обеспечению прав, свобод и законных интересов женщин и детей, охране их жизни и здоровья, защите чести и достоинства, оказанию содействия в духовном и физическом развитии.

Соответствующими решениями Президента и Правительства Республики Узбекистан в подразделениях профилактики правонарушений органов внутренних дел утверждены должности инспектора-психолога по вопросам несовершеннолетних и инспектора по вопросам женщин.

Анализ показал, что отсутствие необходимых полномочий у инспекторов-психологов органов внутренних дел по вопросам несовершеннолетних препятствует своевременному принятию мер по профилактике правонарушений, связанных с несовершеннолетними.

Вместе с тем в целях дальнейшего повышения эффективности проводимой работы по обеспечению государственной защиты женщин, пострадавших от притеснения и насилия, требуется усилить ответственность инспекторов органов внутренних дел по вопросам женщин в плане контроля выполнения требований охранного ордера.

Данным законом вносятся дополнения в статью 248 Кодекса об административной ответственности, предусматривающие наделение инспекторов-психологов органов внутренних дел по вопросам несовершеннолетних полномочиями, необходимыми для привлечения к административной ответственности виновных лиц за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей, употребление табачной или алкогольной продукции в общественных местах, а также вовлечение несовершеннолетнего в антисоциальное поведение.

Кроме того, инспекторам органов внутренних дел по вопросам женщин предоставляются полномочия по оформлению таких административных правонарушений, как невыполнение требований охранного ордера лицом, совершившим притеснение и/или насилие либо склонным к их совершению.

По мнению сенаторов, закон служит повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, защите прав и законных интересов женщин и детей.

Закон одобрен сенаторами.

Вместе с тем на пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим развитием использования возобновляемых источников энергии».

Отмечалось, что в последние годы в стране осуществляются последовательные реформы по обеспечению энергетической устойчивости, внедрению возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий, совершенствованию механизмов государственной поддержки отрасли.

В настоящее время доля возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии в стране составляет почти 10 процентов.

К 2030 году Узбекистан намерен довести мощность возобновляемых источников энергии до 27 гигаватт, а общий объем производства электроэнергии – как минимум до 40 процентов.

Это позволит ежегодно экономить 25 миллиардов кубометров природного газа, сократить вредные выбросы в атмосферу на 34 миллиона тонн.

Для достижения указанных показателей требуется пересмотреть некоторые нормы в действующем законодательстве.

В связи с этой необходимостью в Закон «Об использовании возобновляемых источников энергии» вносятся дополнения и изменения относительно предоставления и внедрения сертификатов «зеленая энергия», государственной поддержки использования возобновляемых источников энергии.

Предусматривается, что подключение к единой электроэнергетической системе электрической энергии, вырабатываемой с использованием возобновляемых источников энергии мощностью 300 кВт и выше, осуществляется только после регистрации этих источников в специально уполномоченном государственном органе.

Также законом в Налоговый кодекс вносится дополнение об освобождении от налога на прибыль доходов от продажи сертификатов «зеленая энергия» объектов генерации, основанных на использовании возобновляемых источников энергии.

Сенаторы отметили, что закон служит широкому внедрению возобновляемых источников энергии в социальной и жилищно-коммунальной сферах и отраслях экономики, устранению дефицита энергии в регионах республики путем повышения энергоэффективности и определению благоприятных условий и механизмов стимулирования для инвесторов.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

Также на очередном пленарном заседании обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее совершенствование таможенных процедур».

Следует отметить, что в последние годы в целях облегчения и стимулирования осуществления предпринимательской деятельности в Узбекистане критически пересмотрен ряд процедур, отменены устаревшие бюрократические барьеры и препятствия, не отвечающие требованиям времени.

Благодаря принятым мерам улучшилась бизнес-среда в республике, созданы широкие возможности для субъектов предпринимательства и частных инвесторов.

Вместе с тем имеется необходимость в дальнейшей либерализации внешней торговли путем гармонизации национального законодательства с международными нормами.

Обсуждавшийся закон направлен на устранение пробелов в законодательстве, приведение норм по определению таможенной стоимости товаров при их ввозе в соответствие с международными стандартами.

Законом вводятся новые практики в сферу. В частности, устанавливаются конкретные сроки вывоза товаров, таможенная территория которых помещена под таможенный режим реэкспорта, а также места хранения товаров, не вывозимых в реэкспорт.

В 2018–2020 гг. на таможенные склады ввезено 125,6 тысячи тонн товаров в 488 тысячах партий на сумму 186,8 миллиона долларов, которые до сих пор хранятся под таможенным режимом таможенного склада с истекшим сроком годности.

Закон дополняется нормой, в которой уточняется, что при неоднократном помещении товаров под таможенный режим таможенного склада или передаче другому лицу общий срок действия таможенного режима таможенного склада не может превышать трех лет.

Кроме того, согласно закону, документ о технологическом процессе переработки товаров на таможенной территории теперь требуется не от малых организаций, а только от организаций с большой государственной долей. Такая возможность позволяет предпринимателям эффективно использовать режим переработки.

Помимо этого, законом допускается выпуск товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров.

Вводится норма, согласно которой таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров. Эта практика создает удобства отечественным производителям, осуществляющим экспорт товаров. В частности, это предотвращает вывоз за границу контрафактных копий товаров собственного производства, повышает престиж национальных брендов в зарубежных странах, обеспечивает честную конкурентную среду.

Сенаторы отметили, что данный закон служит обеспечению соответствия национального законодательства международным стандартам, в том числе созданию условий для равной конкуренции в экономике и широкому привлечению иностранных инвестиций.

Закон одобрен сенаторами.

После этого рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, предусматривающих приведение национального законодательства Республики Узбекистан в соответствие с соглашениями Всемирной торговой организации».

Законом в целях гармонизации с требованиями Всемирной торговой организации ряда норм национального законодательства, связанных с собственностью, рекламой и государственной пошлиной, предусматривается внесение изменений и дополнений в законы «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О рекламе», «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» и «О государственной пошлине».

В частности, изменения, вносимые в Закон «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах», служат обеспечению внедрения на практике изобретений или полезных моделей, производству новых видов продукции и наполнению рынка.

Кроме того, Закон «О рекламе» гармонизирован с нормами, предусмотренными Генеральным соглашением Всемирной торговой организации по торговле услугами, и предусматривает создание среды свободной конкуренции.

На основании вносимых в закон изменений и дополнений отменяется ограничение на рекламу пива, натуральных и игристых вин, произведенных за рубежом, и тем самым создается почва для возникновения конкурентной среды на рынке.

На основании соглашений Всемирной торговой организации в Закон «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» также вносятся дополнительные нормы, предусматривающие защиту права производителей оригинальных лекарственных средств путем внедрения механизма эффективной защиты данных, полученных в результате доклинических и клинических испытаний.

Вносятся изменения в Закон «О государственной пошлине», направленные на осуществление одинаковой предпринимательской деятельности как для предприятий с иностранными инвестициями, так и для отечественных предприятий. То есть ставка государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями снижается с десятикратного до однократного размера базовой расчетной величины.

В законе размеры государственной пошлины за подачу заявки на выдачу патента, проведение формальной экспертизы и публикация сведений по правовой охране изобретений, полезных моделей и промышленных образцов гармонизированы с требованиями Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

По мнению сенаторов, принятие данного закона служит ускорению процесса становления Узбекистана членом ВТО за счет гармонизации национального законодательства с требованиями соглашений Всемирной торговой организации, а также обеспечению защиты объектов интеллектуальной собственности, созданию таких же условий и равной конкурентной среды для Республики Узбекистан и иностранных инвесторов.

После обсуждения сенаторы одобрили этот закон с учетом его актуальности и востребованности.

На этом первый день работы сорок девятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба 
Сената Олий Мажлиса 
 Республики Узбекистан