В последние годы по инициативе руководителей Узбекистана и КНР узбекско-китайские торгово-экономические взаимоотношения интенсивно развиваются. В качестве одного из перспективных направлений отмечается автомобильная промышленность.

Со времени основания этой отрасли в Узбекистане прошло более четверти века. За это время наша страна обрела свою нишу на мировом автомобильном рынке, а Китай в этой сфере вошел в ряд лидирующих государств. Это свидетельствует о широких перспективах двустороннего сотрудничества.

Недавно в Андижанской области Узбекистана запущен новый завод, специализирующийся  на  производстве грузовых автомобилей под брендом «FAW».

В Джизакской области АО «Узавтосаноат» в сотрудничестве с китайским конгломератом «BYD» было образовано совместное предприятие «BYD Uzbekistan Factory», подписано инвестиционное соглашение по налаживанию производства электромобилей и гибридных  авто. С запуском  данного завода появится возможность производства  300 тысяч автомобилей в год. Будут открыты инжиниринговые и сервисные центры, поддержан план по поставке электробусов «BYD» в Узбекистан. Один из лидеров по производству электромобилей и аккумуляторов нового поколения «BYD»  в год производит до 2 миллионов машин.

Китайские автомобилестроители с 2009 года превратились в самого крупного производителя автопрома, выпускающего наибольшее количество автомобилей в мире. Ежегодно в КНР осуществляется сборка большего числа машин, чем у традиционных лидеров мирового автомобильного рынка ¬¬¬¬– США  и Японии. Даже в Евросоюзе выпускается меньше машин, чем в Китае.

Рост объема продукции автомобильной промышленности и ее торговли усиливает потребность в нефтепродуктах в стране. В этой связи правительством разработана программа по развитию энергосберегающего автомобилестроения. Начиная с 2015 года в Поднебесной развивается  автомобильная промышленность, основанная на альтернативном топливе («зеленый автомобиль»). Рост торговли таким авто способствует решению двух глобальных проблем, стоящих перед КНР – ощутимому снижению зависимости страны от импорта углеводорода и  кардинальному улучшению ситуации загрязнения воздуха в крупных городах.

Специалисты прогнозируют, что к 2040 году 58 процентов всех автомобилей составят электротранспортные средства. Налаживание Узбекистаном совместно с Китаем партнерства в автомобилестроении, в частности в производстве электромобилей, позволит нашей стране обрести свое место на мировом рынке. Такое сотрудничество играет важную роль в развитии экономики Узбекистана, а также в укреплении дружбы и взаимного доверия между двумя народами.

 

С.Рахимов, УзА