24 ноября в Ташкенте начало свою работу сорок седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

На сорок седьмом пленарном заседании Сената сенаторы сначала всесторонне обсудили Конституционный закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее совершенствование порядка проведения выборов и референдума».

Отмечалось, что для вывода осуществляемых масштабных реформ на новый уровень принята Стратегия «Узбекистан – 2030», в рамках которой определены цели по важным и актуальным направлениям. Одна из них – дальнейшее повышение роли палат Олий Мажлиса и политических партий в построении Нового Узбекистана.

В ходе обсуждения особое внимание уделено вопросу введения смешанной, то есть мажоритарно-пропорциональной, системы выборов в представительные органы власти, направленной на углубление демократических реформ и усиление роли политических партий в модернизации страны.

Также подчеркивалось, что новой Конституцией предусмотрены изменения, связанные с референдумом и выборами, поэтому есть необходимость приведения действующего законодательства о выборах и референдуме в соответствие с Конституцией Республики Узбекистан в новой редакцией.

Согласно рассмотренному Конституционному закону, выборы в Законодательную палату проводятся на основе смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы. Согласно закону, предусматриваются одномандатные и единый избирательные округа, 75 депутатов Законодательной палаты избираются от одномандатных округов по мажоритарной избирательной системе, а остальные 75 депутатов Законодательной палаты от единого округа на основе голосов, отданных политическим партиям по пропорциональной избирательной системе (партийному списку).

Еще один важный вопрос – вносятся изменения по увеличению минимального количества женщин с тридцати до сорока процентов от общего числа кандидатов при выдвижении кандидатов в депутаты от политических партий.

Наряду с этим одобрены изменения, направленные на совершенствование деятельности избирательных комиссий. В частности, строго устанавливается, что Центральная избирательная комиссия избирается в составе девяти членов, председатель Центральной избирательной комиссии избирается сроком на пять лет, одно и то же лицо не может быть избрано председателем Центральной избирательной комиссии более двух сроков подряд.

Сенаторы особо отметили, что принятие данного Конституционного закона служит дальнейшему расширению роли политических партий в деятельности парламента и местных представительных органов, созданию правовой основы для внедрения мажоритарно-пропорциональной избирательной системы формирования депутатского корпуса Законодательной палаты.

После активного обсуждения закон одобрен сенаторами.

Затем на пленарном заседании Сената обсуждался Закон «Об охране почв и повышении их плодородия».

Отмечалось, что проводится значительная работа по реформированию сельского хозяйства, укреплению правовой основы развития отрасли, привлечению инвестиций, внедрению ресурсосберегающих технологий.

Вместе с тем резкое изменение сегодняшней экологической обстановки сказывается на эффективном использовании земельных и водных ресурсов, а также на повышении урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.

Это, в свою очередь, требует обеспечения продовольственной безопасности, повышения плодородия, сохранности почвы.

Поэтому настоящим законом устанавливается, что объектом охраны являются плодородные и почвообразующие слои всех категорий земельного фонда.

Законом закрепляются государственный контроль в области охраны почв и повышения их плодородия, права и обязанности землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в области охраны почв и повышения их плодородия.

В законе отражены вопросы повышения и сохранения плодородия, улучшения состояния почв, а также полномочия ответственных министерств и ведомств, рекультивации земель, проведения государственной экспертизы проектов, средств и технологий, влияющих на состояние и качество почв.

Также устанавливается право требования физическими и юридическими лицами возмещения причиненного почве вреда.

Закрепляется, что при установлении факта неснятия и несохранения плодородного слоя почвы при проведении градостроительной деятельности, геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а также другой несельскохозяйственной деятельности возмещается причиненный ущерб в установленном порядке.

Сенаторы отметили, что принятие и применение закона позволит не допустить снижения плодородия орошаемых земель и укрепить правовые основы их охраны. За счет восстановления плодородия почв увеличатся объемы и улучшится качество производимой продукции.

Закон одобрен сенаторами.

Также на очередном пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассмотрен Закон «О приватизации государственного имущества».

Закон разработан на основе международного опыта в этой сфере, а также в соответствии с проводимыми в Новом Узбекистане административными реформами и Конституцией Республики Узбекистан в новой редакции. В нем на уровне прямого действия устанавливаются все этапы приватизации.

Законом регулируются процессы принятия решения о приватизации, проведения оценки, определения стартовой цены, привлечения консультантов, проведения торгов.

Кроме того, основными принципами закона устанавливаются открытость и прозрачность, подотчетность, обеспечение равной конкурентной среды и недопустимость коррупции.

Наряду с этим вводятся новые виды приватизации, которые не отражены в действующем законе. Так, приватизация государственного имущества осуществляется посредством электронного онлайн-аукциона и биржи, а также продажи путем публичного приглашения к переговорам, конкурентного диалога, включения предприятия и объекта недвижимости в уставный фонд другого общества и передачи в аренду предприятия и объекта недвижимости с условием последующей продажи.

Кроме того, в законе четко определены полномочия в сфере приватизации Кабинета Министров, органов государственной власти на местах и Агентства по управлению государственными активами.

Законом введены нормы, направленные на обеспечение открытости и прозрачности процесса приватизации, согласно которым сводные отчеты о приватизации и информация о стадии реализации каждого государственного актива публикуются на сайтах Агентства по управлению государственными активами, его территориальных управлений, организатора торгов и посредника, а также в республиканских и местных средствах массовой информации, социальных сетях.

На законодательном уровне устанавливается возможность оплаты в рассрочку при продаже государственных активов, порядок и условия осуществления платежей, а также усиливается ответственность балансодержателя.

Принятие данного закона обеспечит ускорение приватизации государственных активов на основе современных способов, открытость и прозрачность процессов приватизации, создание равной конкурентной среды для всех покупателей.

Закон одобрен сенаторами.

Наряду с этим сенаторы обсудили Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Отмечалось, что участились случаи блокировки аккаунтов или каналов на мобильных устройствах, а также в социальных сетях и мессенджерах путем отправки вредоносных программ, угрозы удаления, изменения или изъятия данных и требования от лиц денег или другой материальной выгоды.

Встречаются и случаи подделки фотографий, голосов и других биометрических данных лиц с помощью специальных программ.

Поэтому вносится изменение в понятие «вымогательство» Уголовного кодекса (ст.165) и устанавливается ответственность за правонарушение, связанное со сведениями, порочащими потерпевшего.

Кроме того, все чаще встречаются случаи копирования или блокировки за определенную плату чужих IMEI-кодов на мобильных устройствах, которые ввозятся из-за границы.

В настоящее время установлено, что на один IMEI-код зарегистрировано 5 011 SIM-карт, а на другой – 2 347 SIM-карт.

Законодательством не предусмотрено применение каких-либо мер правового воздействия в отношении лиц, совершивших такие действия.

Поэтому в целях устранения указанных пробелов в законодательстве в Кодекс об административной ответственности вводится административная ответственность за незаконное изменение международного уникального идентификационного кода мобильного устройства или идентификационного модуля абонентского устройства.

Вместе с тем в Уголовном кодексе и Кодексе об административной ответственности предусматривается ответственность за нарушение законодательства в сфере оборота криптоактивов и незаконное осуществление майнинга.

Сенаторы отметили, что освобождаются от уголовной ответственности лица, занимавшиеся незаконным оборотом криптоактивов и майнингом, которые добровольно заявили об этом преступлении и способствовали его раскрытию.

Принятие данного закона позволит в дальнейшем полностью направить все силы и средства на раскрытие, борьбу с преступлениями, совершенными с использованием информационных технологий, а также установить четкую норму ответственности за нарушение законодательства в сфере оборота криптоактивов и осуществление незаконного майнинга.

Закон одобрен сенаторами.

Кроме того, на сорок седьмом пленарном заседании Сената сенаторы обсудили Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан».

В нашей стране в текущем году состоялось крупное политическое мероприятие – Всенародный референдум, по итогам которого волеизъявлением народа принята Конституция Республики Узбекистан в новой редакции.

Обсужденный на пленарном заседании закон также разработан на основе положений обновленной Конституции.

В соответствии с вносимыми изменениями полномочия Конституционного суда расширяются, устанавливается, что Конституционный суд Республики Узбекистан должен давать заключение о соответствии Конституции Республики Узбекистан вопросам, выносимым на референдум Республики Узбекистан.

Предусматривается, что Конституционный суд обладает правом законодательной инициативы только по вопросам, отнесенным к его ведению.

Вместе с тем закрепляется назначение судей Конституционного суда сроком на десять лет без права переизбрания.

Как отметили сенаторы, в результате принятия данного закона на деле будут достигнуты безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан и их единообразное применение.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы сорок седьмого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба 
Сената Олий Мажлиса 
Республики Узбекистан