Президент Шавкат Мирзиёев 4 октября ознакомился с презентацией новых инициатив по повышению качества профессионального образования и обучения населения профессиям.

Профессиональное образование занимает особое место в развитии экономики. Так, в развитых странах профессиональным образованием охвачено до 75 процентов учащихся.

Данная система развивается и в нашей стране, в соответствии с требованиями рынка труда. Подготовка специалистов среднего звена осуществляется главным образом в колледжах и техникумах системы Министерства высшего образования, науки и инноваций, а также моноцентрах при Министерстве занятости и сокращения бедности.

В настоящее время в 689 профессиональных образовательных учреждениях ведется обучение по 714 профессиям и специальностям, 20 моноцентров «Ишга мархамат» преподают 54 профессии и 6 иностранных языков.

Была введена дуальная форма образования, позволяющая одновременно учиться и работать. Благодаря этой системе совместно с 2 тысячами предприятий ведется обучение 6 тысяч юношей и девушек. Также выпускников 9-класса обучают различным специальностям в профессиональных школах, выпускников 11-класса – в колледжах и техникумах.

Вместе с тем в сфере имеются определенные пробелы. Некоторые образовательные программы не увязаны с требованиями жизни. Профессиональное образование непривлекательно для школьников. В результате мощности учебных заведений не используются полностью.

Моноцентры не способны полностью удовлетворить потребность в кадрах среднего звена. Выпускникам приходится сдавать дополнительный экзамен, поскольку им не присваивается квалификационный разряд. Отсутствует взаимодействие между Агентством внешней трудовой миграции и профессиональным образованием. Недостаточна работа по преподаванию иностранных языков и выдаче документов, подтверждающих уровень владения ими.

В целях устранения этих недостатков и повышения качества профессионального обучения соответствующими министерствами разработаны новые предложения. На презентации сегодня ответственные лица представили подробную информацию.

Предложения предусматривают внедрение зарубежных образовательных программ, обеспечение признания квалификации выпускников на внутреннем и внешнем рынках, более широкое привлечение учащихся в колледжи и техникумы, а также меры по повышению качества профессиональной подготовки в моноцентрах.

Глава нашего государства дал дополнительные поручения по совершенствованию этих предложений. Подчеркнуто, что занятость молодежи имеет важнейшее значение, необходимо обучать молодежь профессиям по конкретным направлениям, исходя из специализации районов, потребностей предприятий в них.

Отмечена важность поэтапного обновления классификаторов профессий и профессионального образования, приведения их в соответствие с международными стандартами, тесного взаимодействия профессиональных образовательных учреждений со школами и вузами. Определено, что Министерство высшего образования, науки и инноваций будет координировать деятельность профессиональных образовательных учреждений в качестве целостной системы.

Со следующего учебного года одном из техникумов каждого региона будет внедрена международно признанная программа. Их выпускники будут получать международную квалификацию и сертификат иностранного языка. Будут также внедрены передовые критерии качества профессионального образования и обучения.

Обучение профессиям в моноцентрах будет осуществляться на основе заказов работодателей, что станет важным фактором трудоустройства выпускников.

Ответственным лицам поручено разработать программу развития материально-технической базы системы профессионального образования до 2030 года.