Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 28 августа состоялось видеоселекторное совещание по приоритетным задачам повышения качества образования и увеличения количества ученических мест в школах, а также поддержки учителей.
На основе благородной идеи «Новый Узбекистан начинается со школы» в сфере проводится широкомасштабная работа. За последние годы были организованы сотни современных школ. Созданы школы совершенно нового типа — Президентские школы и школы творчества, расширилась сеть специализированных школ. Разработаны новые учебники и учебные пособия.
Особое внимание уделяется улучшению условий труда преподавателей и наставников, повышению их квалификации. В частности, за прошедший период заработная плата учителей выросла в среднем в 2,5 раза.
Была введена надбавка учителям, имеющим национальные и международные сертификаты по иностранному языку, информационным технологиям, математике, химии и биологии, а также специальная плата для учителей, приехавших работать в отдаленные районы. В результате количество учителей, получающих зарплату от 6 миллионов до 10 миллионов сумов, достигло 23 тысяч, а число тех, кто получают зарплату свыше 10 миллионов сумов, превысило 1 тысячу.
В целях снижения нагрузки на школы было создано 700 тысяч новых ученических мест. Это в 15 раз больше, чем в предыдущие годы. Охват высшим образованием увеличился в 4 раза, что расширило доступ молодежи к нему.
Вместе с тем в сфере школьного образования остается еще много актуальных проблем.
Сегодня в начальных классах преподают 11 предметов, а в старших — 16. Но учащиеся заканчивают школу, не имея глубоких знаний по конкретному направлению.
В прошлом году знания и навыки 86 тысяч или 37 процентов из 220 тысяч учителей были оценены как «неудовлетворительные». Особенно тревожная ситуация среди учителей информатики, английского языка, физики, математики и химии — предметов, которые сейчас очень востребованы.
За последние шесть с половиной лет в нашей стране построено жилье на 320 тысяч квартир. Но школ соответствующей вместимости построено не было. В новых массивах и махаллях есть спрос на 350 тысяч ученических мест. Также предстоит большая работа по улучшению инфраструктуры существующих школ.
В последние годы было организовано 350 частных школ на 70 тысяч мест. Но во многих регионах работа по развитию частного сектора школьного образования находится на недостаточном уровне.
Анализируя эти показатели, глава нашего государства озвучил новые инициативы по улучшению как содержания, так и условий школьного образования.
В первую очередь, в целях повышения качества образования в 500 школах страны будут внедрены учебные программы и система оценки Президентских и специализированных школ. Через год работа этих 500 школ будет изучена, и учителя, эффективно использующие новую систему, получат надбавки в размере до 40 процентов. В ближайшие пять лет эта система будет внедрена во всех школах.
В текущем году из-за рубежа были приглашены преподавать в школах 500 носителей языка. В дальнейшем их количество вырастет. В связи с этим хокимам поручено решить вопрос с жилищным обеспечением иностранных преподавателей.
Количество предметов, преподаваемых в старших классах, будет сокращено с 16 до 11. При этом учащимся 10-11 классов будут углубленно преподаваться пары предметов «химия – биология», «математика – физика», «математика – иностранный язык», «родной язык и литература – иностранный язык» по их выбору.
Учащиеся же, желающие приобрести профессию, получат возможность стать готовым специалистом в самой школе. Со следующего учебного года на эту систему переведут не менее 1 тысячи школ.
Содержание уроков также изменится. Будут введены занятия по компьютерной грамотности с 1-го класса и занятия по финансовой грамотности со старших классов.
Самое главное, вводить в учебную программу новые предметы будет запрещено. Все новые предложения отныне подлежат интеграции в уже существующие предметы.
Президент уделил особое внимание вопросу повышения квалификации учителей и созданию для них достойных условий.
Система приема на работу учителей, повышения их квалификации и присвоения категорий будет полностью изменена. В частности, прием на работу учителей будет осуществляться на конкурсной основе. Кандидаты, принимаемые впервые, должны проработать учителем-стажером в течение 1 года и получить профессиональный сертификат в конце года. В дальнейшем эта система будет постепенно внедрена для всех учителей.
Квалификация учителей также будет повышаться дифференцированно. Так, перед повышением квалификации будет проводиться диагностика знаний педагога и по результатам будут определены индивидуальные направления профессионального развития. В вузы, подготовивших учителей с низкими результатами, будет направлена рекламация, то есть результаты диагностики учителей будут также оценкой деятельности педагогических вузов.
В связи с этим поставлена задача критически изучить деятельность региональных центров повышения квалификации, отремонтировать их и оснастить.
Присвоение квалификационной категории педагогам будет проводиться в два этапа. На первом этапе знания педагога оценят на предварительном экзамене, и на второй этап пройдут те, кто набрал более 70 процентов баллов. На втором этапе будут проверены использование передовых педагогических технологий, методика работы с учащимися и подходы к оценке знаний.
Министерству дошкольного и школьного образования поручено протестировать эту систему в 20 районах с низким уровнем знаний педагогов.
Высшие педагогические учебные заведения будут развиваться на основе особого подхода. В Ташкентском и Чирчикском педагогических университетах подготовка специалистов будет осуществляться на основе программы Президентских школ. Эти учреждения станут базовыми для вузов педагогического профиля.
Со следующего учебного года школы с дефицитом кадров, находящиеся в трудном положении, будут заранее отобраны и для обеспечения их потребностей будет введен целевой государственный заказ.
Изменится и система управления школьным образованием. Отныне кандидаты на должность директора будут отбираться только из числа кадров, имеющих сертификат, включенных в резерв, они будут наниматься на основе срочного контракта. Директора и их заместители будут проходить аттестацию раз в пять лет.
Еще одним актуальным вопросом в сфере является увеличение охвата школьным образованием.
В следующем году в рамках Инвестиционной программы на строительство школ предусмотрено выделение 3 триллионов сумов. За счет этого будет создано 150 тысяч новых ученических мест.
На базе зданий 61 колледжа, работающего в неполную мощность, будут организованы новые школы. Еще 50 школ будут построены на основе государственно-частного партнерства.
За счет создания дополнительных условий для частного сектора можно будет организовать не менее 25 тысяч ученических мест в год. С этой целью предприниматели, получившие кредит на организацию частной школы, получат из бюджета компенсацию 7 процентов ставки по кредиту. Участки под строительство новых школ будут реализовываться с аукциона только для строительства школы.
Отмечалось, что в целом за счет указанных мер в следующем году будет создано 250 тысяч ученических мест, что в два раза больше, чем в прошлом году.
Перед ответственными лицами поставлены задачи обеспечить финансирование этих мероприятий, построить и оборудовать школы, подготовить учреждения к осенне-зимнему сезону.
Также был затронут вопрос трудоустройства выпускников. В этом году школы закончили 387 тысяч учащихся. Из них 138 тысяч поступили в вузы.
Глава нашего государства подчеркнул необходимость привлечения остальных выпускников к профессиональному образованию, поддержки их интересов и предпринимательских инициатив. Определены задачи по обучению молодежи современным профессиям, позволяющим получать большой доход с небольшими затратами. Поставлена задача наладить адресную работу с учащимися, конкретно определить ответственность хокимов, директоров школ и родителей в этом процессе.
Как известно, три года назад была внедрена практика раздачи детям до 15 лет йодопрепаратов, витаминов и противогельминтных средств. В результате начала снижаться заболеваемость заболеваниями щитовидной железы, влияющими на физическое и умственное развитие детей. В связи с этим отмечена необходимость продолжения бесплатной раздачи учащимся йодопрепаратов, широкой пропаганды среди населения полезных свойств йода.
На совещании Президент обратился ко всем учителям, директорам школ и их заместителям.
— Уважаемые учителя, я считаю вас моими ближайшими помощниками в реализации наших реформ в сфере школьного образования. Конечный результат принимаемых мер по дальнейшему совершенствованию школьного образования зависит прежде всего от вас и вашего самоотверженного труда.
Я вижу в вас людей, посвятивших свою жизнь самому великому и благородному делу в мире – воспитанию нового поколения, людей, преданных своей профессию. Миллионы наших детей, которых вы воспитываете сегодня, наполняя их сердца добром и знаниями, завтра вольются в наши ряды созидателей Нового Узбекистана. Наша страна и народ никогда не забудут ваших благородных заслуг. Почитание профессии учителя и признание его труда по-прежнему будут в центре нашего внимания. В нашей обновленной Конституции мы усилили статус учителей. И в будущем мы проведем большую работу на этой основе, — сказал Шавкат Мирзиёев.
Министры, хокимы и другие ответственные лица представили отчеты по задачам, поставленным на заседании.