Европа становится важным направлением экспорта сельскохозяйственной продукции из Узбекистана. Такое мнение высказывали представители государственных ведомств и руководители компаний, принявшие участие в специальном вебинаре, посвященном растущим возможностям агропродовольственного сектора нашей страны.

Вебинар был организован Европейско-Узбекской ассоциацией экономического сотрудничества (EUROUZ) при поддержке Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан и Европейского союза. Он собрал более 200 участников.

Согласно данным статистики в 2022 году экспортировано овощей и фруктов на 1,15 млрд долларов, рост относительно предыдущего года составил почти 20 процентов. Однако в ЕС экспортировано продукции на 31,7 млн долларов. Это указывает на значительные возможности для роста.

Как отметил в своей вступительной речи министр сельского хозяйства Узбекистана Азиз Воитов, сотрудничество с ЕС способствует улучшению рыночной интеграции и конкурентоспособности узбекских агропродовольственных предприятий, а также пополнению опыта фермеров для наращивания экспорта. В многолетней индикативной программе, определяющей сотрудничество между ЕС и Узбекистаном до 2027 года, особо отмечается значительный экспортный потенциал агропродовольственного сектора страны.

Глава отдела сотрудничества Делегации Европейского союза в Узбекистане Вим Риепма рассказал, как данное сотрудничество направлено на содействие жизнеобеспечению сельских жителей, создание достойных рабочих мест, улучшение продовольственной безопасности и питания.

В 2021 году Узбекистан присоединился к системе преференций GSP+, позволяющей беспошлинно экспортировать в Европейский союз 6 200 категорий товаров. Несколько сотен агропродовольственных предприятий подали документы в Агентство продвижения экспорта для того, чтобы работать в соответствии с требованиями международных стандартов надлежащей сельскохозяйственной практики (Global G.A.P.).

В ходе вебинара руководители двух крупнейших сельскохозяйственных компаний-экспортеров Узбекистана обсудили растущий спрос на узбекскую продукцию в Европе.

Сардор Абасханов, соучредитель торговой компании Global Export отметил: «После неоднократных сбоев на мировом агропродовольственном рынке мы поняли, что зависеть от одного крупного экспортного рынка очень рискованно. Поэтому для узбекских производителей агропродовольственной продукции приоритетной задачей стала диверсификация экспорта, особенно за счет продаж на крупный европейский рынок».

Миргулом Усманов, генеральный директор BMB Trade Group сообщил, что сейчас агропродовольственные компании Узбекистана, нацеленные на европейский рынок, выращивают подходящие сорта фруктов и овощей и используют правильные методы переработки. Это повышает качество и конкурентоспособность.

Советник министра сельского хозяйства Узбекистана Алишер Шукуров подчеркнул важность тестирования и сертификации для обеспечения соответствия узбекской продукции строгим стандартам безопасности пищевых продуктов в Европе. «Применение более инновационного подхода требует наращивания потенциала на уровне ведомств. Именно поэтому мы расширяем программы обучения для сотрудников лабораторий и запускаем новый сельскохозяйственный университет в стране совместно с международными партнерами», – заявил он.

Вебинар позволил обменяться мнениями и определить дальнейшие важные направления работы.

УзА