В Узбекистане действуют 4 979 адвокатов, 2 554 адвокатские структуры. Как они работают? Каковы результаты цифровизации в сфере?

На эти вопросы ответила руководитель пресс-службы Министерства юстиции Севара Уринбаева.

– Создаются все необходимые условия для полноценной защиты адвокатами прав граждан, – говорит С. Уринбаева. – В законодательство внесены важные нормы, направленные на укрепление статуса адвокатов.

В соответствии с постановлением Президента  «О мерах по широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры» осуществляется  цифровизация.  Теперь лицензии на адвокатскую деятельность выдаются в электронной форме со специальным QR-кодом без участия человеческого фактора.  Действует электронная процедура подачи заявок на сдачу квалификационного экзамена на получение статуса адвоката. Заявителю в электронной форме или через SMS сообщают дату, время и место проведения экзамена.

Государственная регистрация, перерегистрация и ликвидация адвокатских структур осуществляются исключительно в электронной форме в соответствии с принципом «одно окно» посредством Единого портала интерактивных государственных услуг.

Созданы возможности для предоставления композитных услуг по сдаче квалификационного экзамена для начала адвокатской деятельности и получения на нее лицензии. Заявитель один раз подает заявление и поочередно может пользоваться  услугами, нет необходимости повторно обращаться по каждому вопросу и посещать отдельные полномочные органы.

С 1 января 2023 года запущена информационная система «Юридическая помощь», предусматривающая цифровизацию процессов оказания юридической помощи гражданам, интеграцию сферы адвокатуры с деятельностью судов, правоохранительных и иных государственных органов. В рамках этой системы сформированы электронный реестр адвокатов и их персональный электронный кабинет. Налажена электронная регистрация адвокатского ордера со специальным QR-кодом.  Внедрен порядок организации повышения квалификации адвокатов и выдачи документов, подтверждающих повышение квалификации, в электронной форме.  Отменен сбор статистической информации от адвокатских структур в традиционной форме.

Недавно Сенат одобрил Закон «Об оказании юридической помощи за счет государства». Согласно закону, расширяется круг лиц, получающих юридическую помощь за счет государства. Вводится порядок привлечения адвоката к работе за счет государства путем случайного электронного отбора с исключением человеческого фактора.

Расширены возможности адвокатов в сборе свидетельств, их полномочия в судебном процессе, право на назначение экспертизы и требование приобщения заключений экспертизы к материалам дела.

Утверждено Положение о выдачи адвокатского удостоверения в соответствии с постановлением Кабинета Министров 1 июня 2023 года. Этим Положением определен новый образец адвокатского удостоверения в форме ID-карты с QR-кодом. Путем сканирования QR-кода можно узнать, кто выдал адвокатское удостоверение, статус, специализацию адвоката, наименование структуры, в которой он работает, номер лицензии и дату выдачи документа.

Для получения адвокатского удостоверения достаточно лишь электронное обращение. При изменении специализации и структуры, в которой работает адвокат, переоформление удостоверения не требуется.

При создании адвокатской структуры адвокату не требуется обращаться по вопросу получения адвокатского удостоверения. Документ выдается автоматически в рамках композитных услуг. Удостоверение можно получить с помощью курьерской службы.

Новшества и возможности в сфере адвокатуры способствуют свободной деятельности адвокатов и эффективной защите адвокатами прав граждан и предпринимателей.

Записала

Норгуль АБДУРАИМОВА, корр. УзА