В экономическом развитии страны важную роль играет процесс урбанизации. Размещение производственных и обслуживающих предприятий в городах служит созданию в них постоянных рабочих мест, и, следовательно, обеспечению более высокого уровня жизни населения по сравнению с сельской местностью. Это также обеспечивает высокие социальные показатели, в том числе качество образования.

Это значит, что урбанизация – крайне важный процесс для сферы образования и его качества. Как отметил руководитель проекта Института макроэкономических и региональных исследований Сухроб Махмудов, качество образования и показатели социально-экономического развития тесно взаимосвязаны.

– Такая связь ярко проявляется на результатах проведенных анализов, –сказал С.Махмудов. – Например, на основе баллов, набранных абитуриентами на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения на 2022/2023 учебный год, нашим учреждением в качестве основных показателей социально-экономического развития были проанализированы качество образования, уровень доходов населения, безработицы и занятости, охват дошкольным образованием и уровень урбанизации. Показатели по всем направлениям изучались в разрезе каждого региона.

Как показали полученные результаты, социально-экономическое развитие страны и грамотность населения зависят друг от друга. Например, абитуриенты из регионов с низкими показателями дохода на душу населения, уровня занятости, охвата дошкольными образовательными организациями детей в возрасте 1-6 лет набрали относительно низкие баллы.

О чем это говорит? Это объясняется низким уровнем развития социальной инфраструктуры в сельской местности по сравнению с городом, где социальные показатели и качество образования на более высоком уровне. Как показывают результаты, средний балл городских выпускников составил 78,0, а других территорий – 73,2.

Проведенный анализ также показал, что города Навои, Нукус и Бухара могут быть образцом для других регионов страны по качеству среднего и среднего специального образования. В этих городах диапазон среднего балла выпускников 2022 года составил 89,9 – 94,3 балла. Следующие места заняли Каракульский (89,6 балла) и Пешкунский  (88,6 балла) районы Бухарской области. Это свидетельствует о тесной взаимосвязанности между средним баллом выпускников, доходами населения и уровнем охвата детей дошкольным образованием.

Как показали результаты оценки знаний выпускников 2022 года, Бухарская область лидирует по качеству образования, выпускники области набрали в среднем 85,6 балла на вступительных экзаменах. В Навоийской, Ферганской областях, городе Ташкенте и Республике Каракалпакстан ситуация лучше, чем в других регионах. Средний балл выпускников в этих регионах находился в диапазоне 77,0 – 83,4 балла. А в Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Андижанской и Ташкентской областях средний балл составил 69,5 – 72,7 балла.

Анализ также показал высокие диспропорции в сфере образования и необходимость повышения привлекательности некоторых важных сфер. Так, наивысшие средние проходные баллы абитуриентов, принятых в вузы на обучение на основе государственного гранта, пришлись на следующие направления:   юриспруденция (177 баллов), экономика (160 баллов), гуманитарные науки (158 баллов), здравоохранение (157 баллов), искусство (154 балла), а самые низкие показатели зафиксированы в сфере ирригации и мелиорации (92 балла) и сельскохозяйственной техники (93 балла).

Словом, результаты проведенных изучений подтвердили, что инвестируя в науку и образование, можно успешно решить не только многие   проблемы нашей повседневной жизни, но и устранить пробелы в социально-экономическом развитии страны.

 

Записала Насиба Зиёдуллаева,  корр. УзА