В переводе с латинского языка слово «constitutio» означает «устройство». Конституция является Основным законом нашей страны. В качестве единого политико-правового документа она определяет основные принципы отношений между человеком, обществом и государством, структуру государственной власти, закрепляет права и свободы граждан, которые государство взяло под свою защиту.

Затрагивая вопрос о значении Конституции в жизни страны, прежде всего, необходимо осознать значение Основного закона. В правовой системе любой страны Основной закон считается нормативно-правовым документом, имеющий высшую юридическую силу. Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить принципам и нормам Конституции. В Конституции дается четкое определение административно-территориального и государственного устройства, полномочий органов законодательной исполнительной, судебной власти, порядка функционирования избирательной системы, прав, свобод и обязанностей граждан, отношений между личностью и обществом, государством и гражданами.

Конституция является прочной правовой основой успехов и рубежей, достигнутых в период независимости, и мы все это глубоко осознаем и ценим.

Стратегия развития, разработанная на основе Конституции Республики Узбекистан, за короткий срок вывела страну и общество на новый уровень. Сегодня по инициативе Президента Шавката Мирзиёева проводятся масштабные реформы по формированию Нового Узбекистана. В реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы наш Основной закон имеет безграничное значение, так как практическое воплощение всех семи направлений Стратегии неразрывно связано с Конституцией. В частности, второе направление Стратегии предусматривает превращение принципов справедливости и верховенства закона в основополагающее и необходимое условие развития страны, обеспечение принципа «Во имя чести и достоинства человека».  Процесс перехода к строительству Нового Узбекистана, безусловно, требует обновления Основного закона.  Президент отметил, что при разработке обновленной Конституции следует учитывать предложения народа, принятие проекта Конституционного закона проводить путем референдума.

Референдум – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам с целью принятия законов или иных решений.  Референдум отличается от выборов тем, что в этом процессе голосование проводится не за конкретную кандидатуру, а за решение определенного вопроса, будь то принятие закона, законопроекта, Конституции либо внесение в нее поправок.

Принятое на референдуме решение имеет высшую юридическую силу и может отменяться или изменяться только путем референдума.

Следует отметить, что при подготовке проекта Конституции мнения и предложения народа изучались в два этапа. На первом этапе от граждан поступило более 60 тысяч предложений по составлению проекта Конституции. На втором этапе проект Конституции был представлен на всенародное обсуждение. С проектом через средства массовой информации и сеть Интернет ознакомились почти 5 миллионов граждан, более 150 тысяч высказали свои мнения и предложения.

В ходе разработки проекта были изучены международные правовые документы, опыт более 190 государств.

В Конституции Узбекистана в новой редакции число статей увеличено со 128 до 155, число норм – с 275 до 434. В 91 из 128 статей внесены концептуальные изменения. В целом, Конституция изменена на 65 процентов.

В завершение хочу привести цитату из выступления Президента на встрече с членами Конституционной комиссии: “Если мы осуществим конституционную реформу на основе мнений и поддержки наших граждан посредством референдума, то, убежден, она станет подлинным выражением воли нашего народа. Конституция Республики Узбекистан будет поистине народной. Такой подход полностью соответствует принципу «Народ является единственным источником и автором Конституции». И каждый наш соотечественник с гордостью сможет сказать: «Конституция Нового Узбекистана – это моя Конституция»”.

Дилафруз Умарова,

сотрудница Национального центра Республики Узбекистан по правам человека