Согласно проекту Конституционного закона “О Конституции Республики Узбекистан” граждане также могут выступать инициаторами закона.

Корреспондент УзА побеседовала на эту тему с депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса, членом Конституционной комиссии, кандидатом юридических наук Мухтабар ХУСАНОВОЙ.

– Кто, согласно действующему законодательству, является субъектом, обладающим правом законодательной инициативы, и какие изменения касательно данной нормы вносятся в Конституцию в новой редакции?

– Гарантом обеспечения приоритета прав, свобод, законных интересов человека в процессе проводимых в стране конституционных реформ является демократический принцип «Народ – единственный источник и создатель Конституции».

В статье 83 действующей Конституции Республики Узбекистан указаны субъекты, наделенные правом законодательной инициативы. Так, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего представительного органа государственной власти, депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан, Конституционному суду, Верховному суду, Генеральному прокурору Республики Узбекистан.

В Конституции, которая будет обновлена на 65 процентов, эти права закреплены в статье 95, как и право законодательной инициативы граждан.

Статья дается в следующей редакции: «Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего представительного органа государственной власти, депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду, Верховному суду, Высшему судейскому совету и Генеральному прокурору Республики Узбекистан по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы реализуется посредством внесения законопроекта субъектами права законодательной инициативы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Граждане Республики Узбекистан, обладающие избирательным правом, в количестве не менее ста тысяч человек, Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан вправе в порядке законодательной инициативы вносить в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан законодательные предложения».

Таким образом,  во-первых, расширяется круг субъектов права законодательной инициативы, во-вторых, определяется круг прав субъектов законодательной инициативы, в-третьих, институт внесения законодательных инициатив в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан впервые закрепляется на конституционном уровне.

Анализ правоприменительной практики показывает: ранее принадлежащее Конституционному суду, Верховному суду, Генеральному прокурору Республики Узбекистан право законодательной инициативы ограничивалось лишь вопросами их ведения.

В этой связи, думаю, логично определение права законодательной инициативы этих субъектов в рамках их полномочий в конституционном порядке.

– Какие результаты даст право граждан на внесение в парламент законодательной инициативы?

– Новое правило, являющееся важным фактором демократизации процесса законотворчества, – это право граждан Республики Узбекистан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее ста тысяч человек, на внесение в порядке законодательной инициативы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан законодательных предложений.

В своей речи на состоявшейся 20 июня 2022 года встрече с членами Конституционной комиссии Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отметил: «Предлагаю ввести в Конституцию положение об институте внесения законодательных предложений. В рамках данного института граждане в количестве не менее 100 тысяч человек будут иметь возможность внести свои законодательные предложения в Законодательную палату Олий Мажлиса».

Следует отметить, усиление в последние годы участия граждан в управлении государством и обществом положительно сказывается на результативности проводимых реформ. В настоящее время действует веб-портал “Mening fikrim” для общественного обращения в палаты Олий Мажлиса, областные, районные, городские Кенгаши народных депутатов.

Предложения граждан изучаются соответствующими комитетами нижней палаты парламента, большинство из них принимаются к сведению в процессе законотворчества. В частности, поступают предложения о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс, Семейный кодекс, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административной ответственности, законы «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «О судах», «О государственной пошлине», «Об обращениях физических и юридических лиц».

Из этого можно сделать вывод – поступающие от граждан предложения по совершенствованию законодательства связаны в основном с правовыми отношениями, с которыми они сталкиваются в социальной жизни. Это играет важную роль в решении на законодательном уровне острых и системных проблем на основе принципа «Общество – инициатор реформ», устранении правового вакуума. Более того, эти предложения важны для членов парламента в целях более эффективного осуществления законотворчества и, как итог, принятия народных законов.

– Расскажите о праве законодательной инициативы Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана).

– Согласно обновляемой Конституции, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман) наделяется правом внесения законодательной инициативы в парламент. Определение этого права проектом Конституционного закона имеет важное значение в обеспечении прав и свобод человека. Естественно, субъекту, занимающемуся мониторингом обеспечения прав человека, будут более понятны пробелы в законодательстве.

Институт Омбудсмана также является органом, рассматривающим и анализирующим обращения граждан, обладающим государственными полномочиями, а также органом, отчитывающимся перед палатами парламента. Возможностью реализации права законодательной инициативы располагают структуры, занимающиеся анализом практики правоприменения (представители Обмудсмана на местах).

В целом вносимые в Основной Закон нормы обеспечивают общность интересов гражданина, общества и государства и способствуют повышению эффективности правового регулирования социальных отношений, служат своевременному устранению возникающего правового вакуума, способствуют принятию народных законов, подтверждают реализацию принципа «Общество – инициатор реформ».

Беседовала 
Мухтарама КОМИЛОВА, 
корр. УзА