Идущий в Узбекистане полным ходом процесс конституционной реформы, безусловно, активно обсуждается не только нашими соотечественниками, но и неравнодушными к Узбекистану экспертами многих зарубежных стран. В этом плане особую активность проявляют специалисты наших ближайших соседей — братских стран. Ниже вы ознакомитесь мнениями и суждениями главного научного сотрудника Института изучения проблем стран Азии и Европы Академии наук Республики Таджикистан, доктора политических наук Шамсиддина Каримова.
– Становление гражданского общества является основой и гарантией необратимости демократических преобразований. Без самоорганизации граждан, многообразия гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, следовательно, полноценная, устойчивая и благополучная жизнь человека нового типа и новой культуры – гражданской. Притом следует говорить о гражданской культуре, охватывающей все общество, в том числе государство. Тип личности и культура гражданского общества имеет две ипостаси: предъявляет требования к людям и имеет ввиду людей и в государственной и в неправительственной сферах. Мировое сообщество знает и разработало принципы их формирования, однако обобщения и углубление изучения поставленной проблемы в контексте условий отдельно взятой страны ускорит дальнейшее развитие гражданского общества.
Законодательное формирование гражданского общества должно соответствовать принципам, выработанным мировой демократической теорией и практикой. К числу таких принципов относятся обеспечение прав человека в полном объеме в соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека и международно-правовыми нормами, обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций, обеспечение полноценного общественного диалога, идейного плюрализма и терпимости к различным взглядам, правовая защищенность гражданского общества и его структур, ответственность государства перед гражданином и осознание самоограничения власти.
В этом контексте отрадно отметить, что в новой Конституции Республики Узбекистан понятие «гражданское общество» заслуженно получило отдельный раздел, что является первой практикой в законодательной системе не только Узбекистана, но и стран СНГ. Третий раздел проекта новой Конституции прямо так и называется: Гражданское общество и личность. В рамках его предлагается статью 56 изложить в следующей редакции: «Институты гражданского общества, в том числе махалли, политические партии, движения, средства массовой информации, профессиональные союзы, общественные фонды и другие общественные объединения образуют основу гражданского общества, определяют его содержание. Они призваны защищать права, свободы и законные интересы граждан, демократические ценности, содействовать достижению социальных и культурных целей, удовлетворению духовных и иных нематериальных потребностей общества». А статью 61 предложено дополнить частями второй и третьей следующего содержания: «В Республике Узбекистан гарантируется свобода деятельности религиозных организаций, действующих в установленном законом порядке. Государство выступает гарантом мирного сосуществования конфессий».
Данное положение свидетельствует о том, что Правительство Республики Узбекистан также предпринимает реальные шаги по углублению демократических реформ и развитию гражданского общества. В отличие от нынешнего Основного закона Узбекистан определяется «как правовое, социальное, светское, демократическое государство». Существенно расширены статьи, затрагивающие социальные права граждан в таких важных сферах, как образование и здравоохранение. Права молодежи, детей и женщин будут под защитой государства. Особое внимание уделено защите прав и интересов граждан с ограниченными возможностями, а также социально уязвимых слоев населения. По сути, проект новой Конституции отражает те серьезные изменения, которые произошли в Узбекистане с начала масштабных реформ, объявленных Президентом Шавкатом Мирзиёевым в конце 2016 года, с чем мы искренне поздравляем наших узбекских коллег и желаем успехов в реализации поставленных задач.
Шамсиддин Каримов,
доктор политических наук (Таджикистан)