Конституция должна отражать существующие реалии, поэтому с течением времени она может меняться: совершенствоваться или устаревать. В ней могут оставаться рудименты или оговорки от предыдущего социального, государственного либо политического устройства, и чем старше Конституция, тем их больше.
За последние без малого сто лет Узбекистан пережил четыре крупные конституционные реформы. Первая Конституция Узбекской ССР была принята 30 марта 1927 года на втором Всеузбекском съезде Советов. Она действовала десять лет. Вторая Конституция Узбекской ССР, принятая 14 февраля 1937 года, действовала на протяжении более 40 лет. Два первых главных закона Узбекистана оказали значительное влияние на социально-экономическое развитие нашей страны. Во многом они опередили большинство конституций современных развитых европейских стран по части прогрессивности. Практически сто лет назад они уравняли в правах всех жителей нашей страны независимо от пола, социального положения, материального состояния, национальности, расы и цвета кожи. Отдельное внимание было уделено правам всех категорий трудящихся.
К одним из главных достижений первых конституций страны можно отнести повышение роли женщины в обществе. Советские этнографы на протяжении десятилетий проводили исследования и собирали социологические данные. Большое внимание уделялось Ферганской долине – ученых привлекли ее специфические традиции и культура. Ферганцы веками занимались сезонной работой. В период сбора урожая значительная часть местного мужского населения разъезжалась по другим областям, чтобы принять участие в сборе фруктов и овощей. По понятным причинам женщинам такой труд был недоступен. Все изменилось с развитием местной промышленности. Представительницы слабого пола получили доступ к стабильному доходу, а значит, стали менее зависимы от мужчин.
Третья и последняя Конституция Узбекской ССР, составленная по образцу Конституции СССР 1977 года, была принята 19 апреля 1978-го. После обретения страной независимости она утратила свою актуальность. О необходимости разработки новой Конституции было заявлено еще на II сессии Верховного Совета Узбекской ССР, которая состоялась 20 июня 1990 года. Сессия приняла постановление о создании комиссии по подготовке проекта Конституции из 64 человек во главе с Первым Президентом Узбекистана Исламом Каримовым. В состав комиссии вошли депутаты Верховного Совета, представители Каракалпакстана и областей, ученые и специалисты.
Конституция независимого Узбекистана, действующая и поныне, была принята 8 декабря 1992 года. Она стала гарантом прав и свобод, фундаментом правового демократического государства и сильного гражданского общества.
За прошедшие годы в Основной закон страны поправки вносились 15 раз. Например, 26 марта 1995 года на референдуме по продлению полномочий Президента до 2000 года «за» проголосовали 99,6 процента населения, а 27 января 2002 года прошел еще один референдум – об увеличении срока президентства с пяти до семи лет и введении двухпалатного парламента.
Последний раз с инициативой внести изменения в Конституцию страны в декабре 2021 года выступил Президент Шавкат Мирзиёев, и вот Узбекистан на пороге очередной конституционной реформы.
Так ли это необходимо? Ведь есть конституции, остающиеся неизменными на протяжении столетий, например, в США. Первая американская Конституция «Фундаментальные законы Коннектикута» была принята английской колонией Коннектикут в 1639 году. 17 сентября 1787 года был принят первый общегосударственный Основной закон – Конституция США, который действует и сейчас. Поправки к документу принимались 27 раз, но сегодня работают лишь 26 из них. Дело в том, что основным источником права в США признается прецедент (предыдущее судебное решение), а не Конституция, принимаемая органами законодательного и нормативного права.
В странах общего права, таких как Великобритания, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, прецедентное право используется для судебных решений отдельных апелляционных судов, судов первой инстанции, агентских трибуналов и других органов, выполняющих судебные функции. Это позволяет не переписывать Конституцию, но сильно усложняет судопроизводство. Участникам процесса необходимо изучать все прецеденты, схожие с рассматриваемым делом. Об этом всегда умалчивают сторонники «неизменной Конституции», поскольку, чтобы воплотить в жизнь эту концепцию, необходимо сделать Конституцию максимально кратной и свести ее статус до уровня обычного исторического документа.
По мнению ряда историков, слово «конституция» как нормативно-правовой термин впервые использовалось в актах Древнего Рима, которые начинались со словосочетания Rem Publicum Constituere… – «Римский народ устанавливает…». Появлению конституций предшествовали такие акты, как «Великая хартия вольностей», принятая в Англии в 1215 году, «Золотая булла», вступившая в силу в Венгрии в 1222 году. В Сан-Марино до настоящего времени действует Статут 1600 года. Этот документ, представляющий свод законов в шести книгах, считается старейшей Конституцией мира. В 1974 году он был дополнен Декларацией прав граждан и основных принципов государственного устройства, став частью Конституции страны.
Сегодня конституции имеют почти все страны мира. Многие из них написаны по образцу американской, например, в латиноамериканских государствах. В то же время многие страны при составлении Основного закона учитывали традиции и искали свой путь. Например, в Великобритании, Новой Зеландии и Израиле с формальной точки зрения Конституции нет. Применительно к этим странам употребляется термин «неписаная» Конституция, под которым принято понимать определенный набор законов, регулирующих отношения государства и общества, включающий помимо конституционных актов судебные решения, имеющие характер прецедента, и некоторые правовые обычаи. В Великобритании не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. В Новой Зеландии действуют акты английского и новозеландского парламентов, в Израиле – Декларация независимости 1948 года, 11 основных законов и ряд отдельных законодательных актов, принятых в разные годы. Такие конституции называют гибкими, так как составляющие их акты изменяются в том же порядке, что и обычные законы.
В большинстве стран действуют конституции, которые признаются основными законами, обладают высшей юридической силой и принимаются в особом, более сложном, чем простые законы, порядке – так называемые писаные конституции. Такие конституции могут быть единым и единственным актом, как Конституция США, а могут представлять собой совокупность нескольких актов. Так, Конституцию Швеции составляют четыре документа, Франции – три: конституция 1958 года, преамбула отмененной конституции 1946 года и Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Изменения и дополнения к писаным конституциям утверждаются квалифицированным большинством или двойным вотумом, как в Италии, когда поправка принимается только после двух обсуждений, проведенных с перерывом в три месяца. В Греции, Швеции, Норвегии, Нидерландах и Финляндии применяется процедура усложненного двойного вотума: поправка считается принятой, если ее текст одобряется в одинаковой редакции двумя последовательно избранными парламентами. В ряде стран утвержденные поправки в обязательном порядке выносятся на всенародное голосование. Так принято в Швейцарии и Австралии.
На порядок изменения Конституции влияет и форма политико-территориального устройства государства. В федеративных государствах этот порядок более сложен. Помимо федерального парламента поправки в Конституцию должны быть приняты квалифицированным большинством субъектов федерации, а иногда и всеми субъектами. Примером могут служить правила, установленные американским законодательством. Конституция США допускает возможность применения четырех разных процедур, хотя на практике используется только одна из них. Сначала Конгресс принимает поправку, затем ее должны ратифицировать не менее чем три из четырех законодательных собраний штатов. Это очень жесткое требование, потому что каждый штат – уникальное государственное образование со своими историческими традициями и взглядами на правовые проблемы. За двести с лишним лет существования американской Конституции было предложено более 5 тысяч поправок, Конгресс принял около 40 из них, необходимое большинство штатов ратифицировало только 27.
Некоторые конституции содержат запрет на внесение изменений, затрагивающих закрепленные в них конституционные принципы. Так, конституции Греции, Италии, Франции, Португалии, Алжира включают статьи, запрещающие отмену республиканской формы правления. Конституция Алжира не допускает пересмотра статей, устанавливающих государственную религию, Португалии – отделения церкви от государства. В ряде стран не допускается изменение федеративной формы государственного устройства, запрещается изменение Конституции в период войн и чрезвычайного положения.
Конституция,призванная отражать существующие потребности государства и его народа, не может и не должна быть статичной. Ее важность можно недооценивать или, наоборот, переоценивать, но она остается основополагающим законом, вокруг которого должна строиться правовая система каждой страны.
Роман БОНДАРЧУК, УзА