2 марта 2023 года в Ташкенте начало свою работу тридцать седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Сначала сенаторы рассмотрели вопрос о деятельности Сената в 2022 году и его приоритетные задачи на 2023 год.

Отмечалось, что в прошлом году Сенат осуществлял свою деятельность исходя из полномочий, определенных Конституцией и законами, а также приоритетных направлений, отраженных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы.

Так, проведен ряд мероприятий по совершенствованию законодательной деятельности, усилению парламентского контроля, расширению международных и межпарламентских отношений, содействию деятельности местных Кенгашей, повышению влияния парламента в достижении эффективности диалога с народом.

В частности, в законодательном плане рассмотрено 79 законов. Законы обсуждались с критическо-аналитической точки зрения исходя из интересов территорий. В 2022 году Сенат отклонил 8 законов.

Продолжена практика системного анализа законов и разработки предложений по их совершенствованию, определены соответствующие задачи перед правительством по итогам мониторинга исполнения свыше 20 законов, правоприменительной практики и принятия подзаконных актов.

Сенат в рамках парламентского контроля на пленарных заседаниях провел 27 слушаний по отчетам и информациям руководителей правительства, министерств, ведомств и организаций, хокимов.

Ежеквартально обсуждались отчеты правительства и министра финансов о ходе выполнения Государственной программы и исполнении Государственного бюджета.

Сенаторы обратили особое внимание на социально-экономическое развитие регионов, изучение вопросов, вызывающих обоснованные возражения населения. По итогам изучений в правительство внесено около тысячи вопросов для решения. На основании этих предложений достигнуто выделение свыше 1,2 триллиона сумов в рамках параметров Государственного бюджета и инвестиционных программ на 2023 год.

В рамках контрольно-аналитической деятельности комитетами Сената проведено 67 изучений территорий, приняты соответствующие решения.

Членам правительства направлено 5 парламентских запросов. Сенаторы направили более 200 запросов соответствующим министерствам, ведомствам и руководителям организаций по актуальным социально-экономическим вопросам на местах, проблемам, волнующим население.

Рассмотрено 17,1 тысячи обращений физических и юридических лиц, около 6,5 тысячи обращений взяты на особый контроль и детально изучены.

В частности, авторам около 5 тысяч обращений даны разъяснения, вопросы в более 700 обращениях и жалобах признаны обоснованными и решены положительно.

В рамках международных парламентских отношений в ходе более 170 встреч с представителями иностранных государств, международных организаций, международных финансовых структур и бизнеса обсуждены перспективы сотрудничества.

В целях развития двусторонних парламентских связей и сотрудничества проведено более 10 заседаний межпарламентских групп.

Для оказания методической и практической помощи деятельности местных Кенгашей совместно с Академией государственного управления и другими ответственными органами организованы регулярные учебные курсы, семинары для депутатов местных Кенгашей.

Кроме того, во главе с Председателем Сената последовательно продолжалась работа национальных (республиканских) структур по ряду актуальных направлений, таких как противодействие коррупции, торговле людьми и принудительному труду, вопросы женщин, обеспечение гендерного равенства, работа с международными рейтингами.

Справочно: в результате реформ, проведенных в указанных направлениях, Узбекистан поднялся в 16 престижных международных рейтингах, которые были определены в качестве приоритетных для нашей страны.

Благодаря проведенной работе по противодействию принудительному труду международная коалиция «Cotton Campaign» сняла международный бойкот с узбекского хлопка, который применялся в течение 13 лет (2009–2022 гг.).

В ходе заседания после рассмотрения итогов деятельности Сената также определены приоритетные задачи верхней палаты парламента на 2023 год.

Далее сенаторами рассмотрен Закон «О конкуренции».

Настоящий Закон разработан в целях обеспечения свободного перемещения товаров на территории Республики Узбекистан, защиты конкурентной среды, создания условий для эффективной работы товарных, финансовых и цифровых рынков. Следует отметить, что он объединил принятые в 2012 году Закон «О конкуренции» и в 1999 году – Закон «О естественных монополиях». Унифицировано большинство требований к естественным монополиям и субъектам, занимающим доминирующее положение.

Законом определены приоритетные направления государственной политики в области конкуренции, то есть защита конкуренции, предупреждение и пресечение антиконкурентных действий, обеспечение свободы экономической деятельности и свободного перемещения товаров на территории республики, создание условий для эффективного функционирования товарных и финансовых рынков.

Кроме того, законом вводится ряд новых понятий, таких как антимонопольный комплаенс, цифровая платформа.

Закон вводит новые критерии определения доминирующего положения, в соответствии с которыми субъекты естественных монополий включаются в число субъектов, занимающих доминирующее положение.

Вместе с тем Законом вводится институт превосходной переговорной силы. Согласно этой норме устанавливается, что превосходной переговорной силой признается наличие возможности одностороннего влияния хозяйствующим субъектом или группой лиц, не имеющим доминирующего положения, на определение условий сделки, территории и цены реализации товаров.

В целях обеспечения здоровой конкурентной среды среди субъектов предпринимательства законом вводится система оценки воздействия государственной помощи на конкуренцию, которая может оказать негативное влияние на конкурентную среду.

Устанавливаются антиконкурентные требования и запреты на одновременное участие связанных между собой участников в процессе торгов.

Усиливаются также меры административной ответственности за нарушение законодательства о конкуренции.

По мнению сенаторов, принятие данного закона создает правовую основу для сокращения антиконкурентных действий, свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, развития конкурентной среды, эффективного функционирования товарных и цифровых рынков, сокращения участия государства в экономике.

Закон одобрен сенаторами.

Затем активно обсуждался Закон «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с установлением ответственности за воспрепятствование законной медицинской деятельности медицинского работника».

В частности, отмечалось, что в последнее время участились случаи посягательства на медицинских работников со стороны пациентов и их близких родственников, в процессе которых в отношении медицинских работников выдвигались необоснованные обвинения в ухудшении здоровья пациентов или их смерти, а также имели место случаи нападения на врачей и средний медицинский персонал без каких-либо причин.

Закон нацелен на решение вышеуказанных проблем.

Кодекс об административной ответственности устанавливает отдельную ответственность за воспрепятствование законной медицинской деятельности медицинского работника или с этой целью незаконное воздействие в любой форме на медицинского работника.

При этом вносится наказание за совершение гражданами такого противоправного деяния, что влечет наложение штрафа на них от пяти до семи, а на должностных лиц – от семи до десяти базовых расчетных величин или административный арест до пятнадцати суток.

Также в статье 1977 Кодекса об административной ответственности устанавливается рассмотрение дел о воспрепятствовании законной медицинской деятельности медицинского работника или с этой целью незаконное воздействие в любой форме на медицинского работника.

Кроме того, отмечалось, что в соответствии со статьей 305 кодекса срок рассмотрения дел данной категории составляет трое суток.

Как отметили сенаторы, принятие настоящего закона служит защите прав медицинских работников и предотвращению различных вмешательств в их профессиональную деятельность, повышению авторитета и статуса профессии врача, оказанию гражданам своевременной и качественной медицинской помощи.

Закон одобрен сенаторами.

В ходе пленарного заседания был рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с усилением ответственности за воспрепятствование выполнению служебных обязанностей педагогическими работниками».

В частности, отмечалось, что имеют место случаи незаконного привлечения педагогов к работе, не связанной с их профессиональной деятельностью. Так, педагогов необоснованно включают в рабочие группы, формируемые для решения социально-экономических вопросов в регионах, от них требуют различные отчеты и данные.

Закон нацелен на решение вышеуказанных проблем.

В соответствии с данным Законом в Уголовный кодекс вводится норма, предусматривающая уголовную ответственность за повторное совершение административного принуждения к труду педагогических работников после применения административного взыскания за такое же деяние.

Согласно этой норме устанавливается наказание за совершение повторного административного принуждения к труду педагогических работников после применения административного взыскания за такое же деяние в виде штрафа в размере от ста пятидесяти до двухсот базовых расчетных величин, лишения определенного права либо исправительных работ сроком до трех лет.

Кроме того, Кодекс об административной ответственности предусматривает усиление ответственности за административное принуждение педагогов к труду, а также за незаконное вмешательство в их профессиональную деятельность.

Усиливается ответственность за незаконное вмешательство в профессиональную деятельность педагогического работника образовательной организации, выразившееся в оказании влияния на правильную и объективную оценку знания учащихся, а также воспрепятствование выполнению служебных обязанностей педагогического работника образовательной организации.

При этом санкции в кодексе предусматривают наложение штрафа на граждан от десяти до пятнадцати, а на должностных лиц – от пятнадцати до двадцати базовых расчетных величин или административный арест до пятнадцати суток.

Сенаторы отметили, что данный закон служит усилению ответственности за правонарушения, связанные с привлечением педагогических работников образовательной организации к принудительным работам, незаконное вмешательство в профессиональную деятельность педагогических работников, а также обеспечению их прав, свобод и законных интересов.

Закон одобрен сенаторами.

Кроме того, члены Сената обсудили Закон «О внесении дополнения в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

В частности, отмечалось, что возникла необходимость создания дополнительных условий для обеспечения судебной защиты прав и законных интересов физических лиц при оказании им государственных услуг.

Сенаторы подчеркнули, что разработанный с этой целью закон обеспечивает оперативное рассмотрение обращений населения и субъектов предпринимательства.

Законом вносится дополнение в размеры ставок государственной пошлины. Так, устанавливается уплата государственной пошлины в размере 50 процентов от установленной ставки при подаче гражданами в суд заявлений (жалоб) на решения, действия (бездействия) государственных органов и иных организаций, связанные с оказанием государственных услуг. При этом остальная часть взыскивается в установленном порядке по результатам рассмотрения дела.

Сенаторы подчеркнули, что предлагаемая в этом законе норма служит судебной защите прав и законных интересов граждан и дальнейшему расширению их доступа к правосудию.

Закон одобрен сенаторами.

Далее рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан».

В ходе обсуждения отмечалось, что сегодня имеются случаи самовольного покидания мест отбывания наказания осужденными, отбывающими наказание в колонии-поселении, однако не установлены строгие меры наказания в отношении таких осужденных. Отмечены случаи повторного совершения в период отбывания наказания ряда тяжких и особо тяжких преступлений осужденными,  переведенными в колонии-поселения. Если только в 2021 году тяжкие и особо тяжкие преступления были совершены 15 осужденными, отбывающими наказание в колонии-поселении, то в 2022 году такие преступления были совершены 77 осужденными.

Также отмечалось, что последствия злостного нарушения режима содержания и отсутствие четких критериев признания виновным в уклонении от трудовой деятельности влияют на эффективность воспитательной работы с осужденными.

Обсужденный закон призван не только устранить вышеуказанные проблемы, но и обеспечить полное соблюдение установленных в учреждениях по исполнению наказания правил внутреннего распорядка.

В частности, в соответствии с вносимыми законом изменениями 24-часовой срок, являющийся основанием для признания осужденного, самовольно покинувшего территорию учреждения по исполнению наказания, злостным нарушителем режима содержания, сокращается до 12 часов, устанавливается мера наказания в виде лишения очередного свидания за нарушение порядка отбывания наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс также дополняется новой статьей 1121, согласно которой в отношении осужденных, признанных злостными нарушителями режима содержания, в суд вносится представление о переводе из колонии-поселения – в колонию общего режима, из колоний общего, строгого или особого режима – в тюрьму, о возврате из колонии-поселения в колонию общего или строгого режима, из колонии строгого режима – в колонию особого режима, из колонии – в тюрьму.

Кроме того, устанавливается, что в колонию-поселение не переводятся осужденные, переведенные в период отбывания наказания из колонии-поселения в колонию общего режима, а также возвращенные в колонию общего или строгого режима в течение не менее двух лет со дня вынесения судом решения об этом, а также осужденные, совершившие преступление во время отбывания наказания в колонии-поселении и осужденные судом к наказанию в виде лишения свободы.

Теперь сроки перевода осужденных в колонию-поселение продлеваются, то есть устанавливается, что осужденные могут быть переведены в колонию-поселение после отбытия не менее одной трети срока наказания за тяжкое преступление и не менее половины срока наказания за особо тяжкое преступление. Также устанавливается, что условно-досрочное освобождение от наказания может быть применено после фактического отбытия осужденным не менее двух третей срока наказания за тяжкое преступление, а за особо тяжкое преступление – не менее трех четвертей срока наказания.

Сенаторы подчеркнули, что внедрение данного закона будет способствовать соблюдению в полной мере осужденными установленных в учреждениях по исполнению наказания правил, повышению эффективности воспитательных мероприятий и предупреждению повторного совершения преступлений, положительному изменению отношения к труду, укреплению внутреннего распорядка в учреждениях по исполнению наказания.

После обсуждения закон был одобрен сенаторами.

В последние годы возрастающий спрос граждан на потребительские кредиты, а также расширение объемов поставки продукции и оказания услуг требует внесения изменения в действующий закон по выделению финансового потребительского кредита.

С учетом таких факторов на тридцать седьмом пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменения в статью 15 Закона Республики Узбекистан «О потребительском кредите» в связи с совершенствованием системы предоставления финансового потребительского кредита».

Законом предусматривается разрешить выделение потребительского кредита и на товары (услуги), не произведенные в Узбекистане.

В частности, вносятся изменения, предусматривающие возможность предоставления финансовых потребительских кредитов на товары (услуги), реализуемые физическими и юридическими лицами, а также товары (услуги), ввозимые в Республику Узбекистан.

Законом также отменяется порядок заблаговременного письменного уведомления предприятия-производителя или организации, реализующих потребительские товары (работы, услуги), о получении потребителем финансового потребительского кредита.

Принятие закона служит облегчению оформления населением потребительских кредитов, расширению сферы производства продукции и оказания услуг в стране.

Закон одобрен сенаторами.

Также в ходе тридцать седьмого пленарного заседания Сената сенаторами обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами».

Отмечалось, что для успешной реализации масштабных реформ на современном этапе развития страны необходимо установление действенного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также повышение уровня доступа к правосудию для граждан и субъектов предпринимательства.

Настоящий закон разработан в целях обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства в отношениях с государственными органами, а также совершенствования административного судопроизводства в соответствии с международными стандартами.

Законом предусматривается осуществление административного судопроизводства на основе принципа «активная роль суда», при котором административные суды обязаны собирать доказательства по собственной инициативе. Гражданину или субъекту предпринимательства, чье право нарушено, предоставляется право внесения в административный суд требования о возмещении убытков вместе со спором, вытекающим из публично-правовых отношений. В случае неисполнения государственными органами или организациями решений административных судов устанавливается применение к ним судебных штрафов в повышенном размере, наложение судебного штрафа за повторное неисполнение. Внедряются механизмы достижения примирения сторон по делам, вытекающим из публично-правовых отношений.

Предусматривается также широкое внедрение принципа «единого окна» в судебной системе, установление запрещения отказа в принятии или прекращения судами производства по делу по причине неподведомственности суду искового заявления (заявления), а также жалобы с передачей искового заявления (заявления), жалобы либо дела в суд, уполномоченный их рассмотреть. Устанавливается обжалование постановления государственного исполнителя по исполнительному документу, выданному экономическим судом, в административном, а не в экономическом суде.

Принятие закона служит обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами, установлению эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, совершенствованию административного судопроизводства в соответствии с международными стандартами, а также повышению доверия населения к судам.

Закон одобрен сенаторами.

В первый день работы пленарного заседания активно обсужден Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Законом устанавливается административная ответственность за оставление ребенка без надзора на территории иностранного государства. В частности, предусматривается, что оставление ребенка, имеющего гражданство Республики Узбекистан, без надзора на территории иностранного государства отцом, матерью или лицом, их заменяющим, либо сопровождающим лицом влечет наложение штрафа от десяти до пятидесяти базовых расчетных величин.

Кроме того, устанавливается уголовная ответственность за совершение такого же действия после применения административного взыскания либо необеспечение возвращения в Узбекистан ребенка, находящегося на территории иностранного государства, в срок, установленный судом. Такое нарушение закона наказывается исправительными работами до трех лет или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет.

Еще одна важная особенность. Теперь согласно изменениям, вносимым в Закон «О гарантиях прав ребенка», оставление ребенка без надзора на территории иностранного государства отцом или матерью либо лицом, их заменяющим, то есть уклонение родителей, лица, их заменяющего, от выполнения своих обязанностей по обеспечению, воспитанию и обучению ребенка влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Также законом в Закон «О дошкольном образовании и воспитании» вносятся изменения, согласно которым количество детей, которые могут обучаться и воспитываться в семейных негосударственных дошкольных образовательных организациях, увеличивается с двадцати пяти до пятидесяти.

В Закон «О порядке отбывания административного ареста» вносятся изменения, согласно которым полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях передаются от административных судов судам по уголовным делам.

Таким образом, Законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» вносятся необходимые дополнения и изменения в 4 кодекса и 4 закона. Присущие нашему народу любовь к детям, гуманность, ответственность перед обществом и личностью находят свое отражение и в наших нормативно-правовых актах.

Закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы тридцать седьмого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

 

                                                     Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан