В нашей стране используются все возможности для обеспечения принципа «Во имя чести и достоинства человека», прав граждан, полноценного пользования ими государственными услугами.

Какая работа ведется в Республике Каракалпакстан в этом направлении? Об этом подробно рассказал министр юстиции Республики Каракалпакстан Сайлаубай МАМБЕТКАДЫРОВ.

– Какие мероприятия проводятся в системе юстиции для повышения правового сознания населения, общественно-политической активности в обществе?

– Одной из основных задач Министерства юстиции Республики Каракалпакстан является ведение единой правовой политики государства, координация нормотворчества, обеспечение последовательности и систематичности правоприменительной практики, а также информирование общественности о принимаемых новых нормах.

Как осуществляется процесс доведения до народа правовой информации? Создана система, состоящая из нескольких этапов. Суть и содержание принимаемых указов, постановлений и иных правовых документов распространяется среди населения в виде инфографики и буклетов в простой и доступной форме.

В целях оперативного доведения до населения правовой информации в доступной форме работает информационный телеграм-канал. В частности, в рубрике «Знаете ли вы?» даются подробные ответы на вопросы, возникающие у населения. Кроме того, совместно с каракалпакским телевидением и телеканалами Элликкалинского, Турткульского, Амударьинского районов, телеканалом «Ёшлар» разработаны соответствующие медиапланы.

В соответствии с этими планами организуются регулярные выступления на телевидении.

– Какая работа проведена для повышения правового сознания населения?

– Сегодня уровень правового сознания населения значительно вырос. Граждане направляют обращения, полностью понимая нормы законодательных актов, конкретно указывая случаи и обстоятельства, противоречащие закону.

Могу с уверенностью сказать, что сегодня правовой уровень людей не такой, каким он был несколько лет назад. Главная причина – усиление правовой пропаганды, активное разъяснение гражданам их прав через социальные сети и не только.

Например, мы провели акцию, посвященную сфере здравоохранения. На основании обращений, поступивших в ходе данного мероприятия от работников сферы, в соответствующие органы были направлены исковые заявления на сумму 733 миллиона сумов. В результате в пользу медицинских работников было взыскано 640 миллионов сумов.

– По каким направлениям население обращается чаще всего?

– Стало поступать больше обращений, касающихся вопросов жилья, получения льготных кредитов и субсидий. Все обращения рассматриваются во взаимодействии с соответствующими органами, представителями системы социальной защиты, работниками сферы занятости, и населению оказывается необходимая помощь.

– Какая помощь оказывается населению отдаленных территорий в сфере госуслуг? 

– Каракалпакстан имеет большую территорию. Чтобы охватить все население и создать удобства для людей, во всех 17 районах налажена деятельность центров госуслуг.

Все они оснащены современными информационными технологиями и, конечно же, подключены к сети интернет. Наряду с этим центры обеспечены специально оборудованными автобусами для оказания выездных услуг.

У нас есть возможность оказывать 173 вида государственных услуг в сфере кадастра и загса. Небольшие сложности возникают только в процессе оформления биометрического паспорта. Ведется работа по поэтапному решению этой проблемы.

За 9 месяцев 2022 года населению было оказано более 3,5 миллиона госуслуг.

Следует отметить, что филиалы Центра госуслуг созданы даже в самых отдаленных уголках республики – поселках Каракалпакия, Сарибий, Кизилдарё, а также самой отдаленной части Тахтакупырского района. Они располагают всеми необходимыми условиями.

В целом же исходя из графика сотрудники районных центров госуслуг не ограничиваются лишь поступающими обращениями, но и сами выезжают в отдаленные аулы, оказывая населению необходимую помощь. То есть сегодня государственные услуги сами приходят к народу. Так, в прошлом году населению отдаленных районов было оказано более 45 тысяч услуг. Также запущена система обслуживания через систему Mobil-ID.

Беседовала

Норгул АБДУРАИМОВА,

корр. УзА