По инициативе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана специалисты Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г.Строганова провели основательные исследования и обнаружили поистине уникальные предметы культурного наследия Узбекистана. В фондах хранятся изделия из металла и дерева, образцы народной керамики – все это оставалось долгое время неизученным.

Работа по поиску и идентификации артефактов, имеющих отношение к Узбекистану, заняла несколько месяцев.

На встрече в  офисе Всемирного общества  профессор Кирилл Гаврилин, заведующий кафедрой истории искусства и гуманитарных наук университета имени Строганова отметил:

– Я искренне благодарю Всемирное общество за приглашение к участию в VI Международном конгрессе Всемирного общества «Культурное наследие Узбекистана – фундамент нового Ренассанса», который состоялся летом прошлого года в Самарканде. Не только за то, что мне представилась возможность познакомиться с ведущими специалистами-востоковедами со всего мира, но и за ту глубокую и системную работу, которая проводится в рамках проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира».

После запроса Всемирного общества и проведенных в фондах нашего университета исследований оказалось, что у нас хранится более 200 предметов культурного наследия из Узбекистана!  И самый большой фонд составляет архитектурная керамика Узбекистана, по всей видимости, из коллекции Алексея Филиппова – известного художника, керамиста, технолога, реставратора начала 20 века.  Согласно дневникам он стал собирать узбекскую керамику еще при Николае II. Эта коллекция обнаружилась совсем недавно и представлена не только образцами прикладного искусства начала века, но и керамикой 60-70-х годов, привезенной в Москву студенческими экспедициями.

Отдельные предметы хранятся также и в колледже дизайна и декоративного искусства  университета, где в свое время обучались мастера декоративного искусства из стран бывшего Союза, в т.ч. из Узбекистана. Некоторые предметы поступали из революционного музея Хорезма в 1964 году.

– Эта коллекция представлена великолепными резными колоннами, дверями, керамикой и фарфором, который создавался для Центральноазиатского рынка, — проинформировал  К. Гарилин. — Также есть картины художников, которые были в эвакуации в годы войны в Узбекистане. Некоторые из них представляют, возможно, даже уже утраченное наследие и являются важнейшим источником, который мы включим в наше исследование. Еще один фонд, который мы исследуем в рамках совместного проекта, – Государственного центрального музея современной истории России. Там находятся подарки руководителей  высшего уровня, предметы, которые отправлялись на международные выставки, живописные работы  художников Узбекистана 30-50-х годов и многое другое. Эта коллекция представлена первоклассными вещами, созданными лучшими мастерами Узбекистана.

Спонсором проекта выступает нефтесервисная компания «Eriell Group. Автор и руководитель проекта — Фирдавс Абдухаликов.

 

УзА.