В современном мире госорганы неизбежно генерируют «цифровое имущество». Это могут быть как веб-сайты и мобильные приложения, так и аккаунты в популярных соцсетях и видеохостингах. Такое «цифровое имущество» может быть абсолютно бесполезным либо наоборот приносить доход и стоить миллионы долларов.

В нашей стране, как и во всем мире, только формируется законодательство в сфере защиты прав на «цифровое имущество» и «цифровые активы». Юристы до сих пор продолжают спорить о видах прав собственности и их разделении.

В нашей стране большинство министерств и ведомств используют в дизайне своих веб-сайтов и страниц,  аккаунтов в соцсетях государственные символы. Это автоматически делает преступлением любую попытку их копирования. В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан о государственных символах и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности» от 24 декабря 2010 года даже отдельные элементы государственного флага не должны применяться в реквизитах документов или рекламных материалах негосударственных организаций. При этом символика негосударственной некоммерческой организации не должна совпадать с государственной символикой. Кроме того, в статье 5−1 Закона «О Государственном гербе Республики Узбекистан» обозначения, представляющие собой изображение государственного герба, не могут быть использованы в коммерческих целях для продвижения производимых или реализуемых товаров, работ, услуг.

Столь строгие ограничения вводятся для того, чтобы помешать разного рода мошенникам, использующим для оформления своих веб-сайтов и страниц в социальных сетях флаг или герб страны, от лица государственных органов распространять ложную информацию.

Поисковики «Яндекс» и «Google», а также популярные социальные сети во время пандемии коронавируса столкнулись с такой проблемой. Тысячи чудаков с разных концов света одновременно начали создавать веб-сайты и страницы в социальных сетях. Они распространяли дезинформацию и странные теории, призывали людей отказываться от помощи врачей, лечиться народными методами, целебной водой, звуками и числами, пить керосин и ртуть. Чтобы вызвать доверие посетителей, многие из них маскировали дизайн своих ресурсов под существующие медицинские организации или придумывали свои. В итоге в интернете были внедрены новые фильтры. Теперь любая информация о коронавирусе жестко фильтруется, а нарушителей банят или удаляют.

Так, при чем здесь «цифровое имущество» и «цифровые активы»? 

К примеру, в 2020 году Московский суд рассматривал бракоразводный процесс, в котором супруги захотели разделить аккаунт в Instagram. На аккаунт было подписано более миллиона человек, а ежемесячный доход от него превышал 300 тысяч рублей. Супруги вели его совместно, но по правилам Instagram аккаунт должен быть оформлен на конкретного человека, поэтому он был оформлен на супругу. Процесс усложнился тем, что в российском законодательстве нет определения такого цифрового актива, как аккаунт в соцсети.

Иногда очень сложно определить, чем в конкретных случаях являются «цифровое имущество» и «цифровые активы», что они из себя представляют. К примеру, в 2020 году комментатор UFC Джо Роган заключил сделку с компанией Spotify. По ее условиям с сентября 2020 года подкасты Джо Рогана переехали с видеохостинга YouTube на стриминговый сервис Spotify. Стоимость сделки оценивается в 100 миллионов долларов. По условиям контракта все видео с канала Рогана на YouTube были удалены и стали доступны только на сервисе Spotify. На тот момент на YouTube-канал Рогана было подписано 8,41 миллиона подписчиков. Ежемесячно он набирал более 200 миллионов просмотров. Данная сделка является крупнейшей в мире подкастов. Большинство СМИ не поняли суть этой сделки и написали, что Джо Роган продал свой YouTube-канал. На самом деле речь шла о его шоу, которое сменило формат и площадку.

Понятия «цифровое имущество» и «цифровые активы» продолжат расширятся. Законодателям предстоит разработать новые законы и правила, способные регулировать владение все новыми видами «цифровых активов», которые неизбежно продолжат появляться с развитием технологий.

 Роман БОНДАРЧУК