27 декабря 2022 года в Ташкенте в зале заседаний Сената начало работу тридцать шестое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Сначала сенаторы уделили внимание приоритетным направлениям, вытекающим из Послания Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана.

Отмечалось, что Послание по духу и своей сути является программным документом, направленным на защиту граждан страны, их интересов и дальнейшее улучшение качества жизни населения. Каждый вопрос, поднятый в Послании, тесно связан с деятельностью парламента. Одной из основных задач Сената являются установление эффективного парламентского контроля за обеспечением верховенства закона во всех сферах, исполнением принимаемых документов на местах.

Так, отмечалось, что комитеты Сената, исходя из задач по созданию компактной и эффективной системы государственного управления, должны пересмотреть методы взаимодействия и работы с соответствующими органами государственного управления, с которыми они взаимодействуют по направлению своей деятельности. Ведь основным содержанием парламентской деятельности является система сдержек и противовесов при взаимодействии ветвей власти на благо народа при сохранении баланса интересов.

Отдельно определена необходимость активного проведения Сенатом обсуждений законов на уровне местных Кенгашей, оценки их соответствия интересам каждого региона, расширения механизмов экспертного и общественного обсуждения законов исходя из задач, определенных в Послании.

Вместе с тем сделан акцент на дальнейшем усилении контрольно-аналитической деятельности парламента, отмечена необходимость обращения основного внимания на регионы, особенно махалли, и активного вовлечения в этот процесс местных Кенгашей,  решения актуальных вопросов, выявленных в результате работы с населением.

Подчеркивалось, что в сфере надежной защиты прав и свобод человека вопрос противодействия коррупции должен быть непосредственно в центре внимания сенаторов. Отдельно отмечалось, что сенаторам необходимо проявлять активность в вопросах искоренения коррупции, анализируя соответствующие сферы. Так, отмечалось, что, хотя Комитет по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции, отвечающий за это направление, постоянно сотрудничает с Агентством по противодействию коррупции, сейчас необходимо поднять этот процесс на новый уровень и организовать его более эффективно. Особо отмечалось, что  необходимо уделять основное внимание проведению анализа непосредственно в регионах, в разрезе отраслей, подготовке предложений по решению проблем и их практическому внедрению, в частности, изучению с выездом на места строительства, осуществляемого за счет бюджета, а также качества проектов, реализуемых в рамках «инициативного бюджета».

В ходе пленарного заседания также особое внимание уделено проблеме неукоснительного обеспечения исполнения судебных решений, которая была подчеркнута в Послании. Отмечена необходимость изучения Комитетом по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции ситуации с исполнением судебных решений в соответствующих ведомствах и выработки обоснованных предложений. При этом данному вопросу также следует уделять особое внимание во время заслушивания отчета Генерального прокурора.

Далее парламентарии рассмотрели Закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2023 год».

Настоящим законом определены сводные параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2023 год и бюджетные ориентиры на 2024-2025 годы.

Отмечалось, что согласно Закону, параметры Государственного бюджета рассчитаны исходя из того, что в 2023 году темп роста валового внутреннего продукта в экономике нашей страны составит 5,3 процента, а индекс потребительских цен – 9,5 процента по сравнению с декабрем 2022 года.

Ожидается, что доходы Консолидированного бюджета Республики Узбекистан в 2023 году составят 310,7 триллиона сумов, а расходы – 343,2 триллиона сумов.

Законом на 2023 год предельный объем новых договоров, подлежащих подписанию от имени Республики Узбекистан (правительства Республики Узбекистан) и под гарантию Республики Узбекистан по привлечению внешних заимствований, устанавливается в размере 4,5 миллиарда долларов США.

Расходы Государственного бюджета в 2023 году (с учетом трансфертов в государственные целевые фонды) составляют 257,7 триллиона сумов — 24,1 процента по отношению к ВВП.

Серьезное внимание сенаторы уделили объему средств Государственного бюджета, выделяемых на социальную сферу. Отмечалось, что расходы на сферу образования составляют 58,4 триллиона сумов, на сферу здравоохранения – 28,4 триллиона сумов, на сферу культуры – 2,5 триллиона сумов, на сферу спорта – 2,3 триллиона сумов. На мероприятия по дальнейшему развитию науки в 2023 году намечено выделить 1,8 триллиона сумов.

В Государственном бюджете на 2023 год на финансирование приоритетных направлений социальной защиты населения выделяется 18,1 триллиона сумов.

Наряду с этим в следующем году из Государственного бюджета планируется выплатить 1,1 триллиона сумов субсидий на покрытие первоначального взноса и части процентов по ипотечным кредитам свыше 52 тысяч граждан, не имеющих высокого дохода и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Расходы, которые планируется направить в экономику, составляют 36,7 триллиона сумов — 3,4 процента по отношению к ВВП, 14 процентов общих расходов. Планируется направить эти средства в основном на финансирование расходов по реализации мероприятий по капельному орошению, геолого-разведывательных и работ по благоустройству населенных пунктов и оказанию жилищно-коммунальных услуг.

Данный закон одобрен членами Сената.

Затем был обсужден Закон «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан о Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год».

Отмечалось, что Законом принимаются меры по расширению источников покрытия дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан, а также по оптимизации некоторых расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2022 год и государственных целевых фондов, которые останутся невостребованными до конца года.

Так, изменяются прогноз доходов и расходов государственных целевых фондов и предельный размер средств, выделяемых из республиканского бюджета на 2022 год распределителям бюджетных средств первого уровня за счет оптимизации дополнительных расходов и некоторых расходов, которые останутся невостребованными.

В частности, на социальную сферу направляется 8,7 триллиона сумов дополнительных средств, из них на сферу образования – 1,4 триллиона сумов, на сферу здравоохранения – 0,5 триллиона сумов, на социальную поддержку населения – 6,2 триллиона сумов.

Дополнительно выделяются средства в размере 3,7 триллиона сумов на финансирование мероприятий по решению актуальных проблем, негативно влияющих на настроение населения в махаллях.

В связи с возникновением необходимости обеспечения источников возмещения дополнительных расходов на основе закона предельный размер дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан устанавливается в размере 4 процентов.

Члены Сената в ходе обсуждения закона обратили внимание на целевое использование дополнительно выделенных средств и отметили, что вносимые изменения служат своевременному финансированию мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие нашей страны, а средства Государственного бюджета и государственных целевых фондов служат благосостоянию народа.

Закон одобрен сенаторами.

Кроме того, на пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О профилактике правонарушений».

Настоящий закон разработан Министерством внутренних дел в целях эффективной реализации государственной политики по профилактике правонарушений, обеспечения полноценного регулирования отношений в данной сфере.

Подчеркивалось, что при разработке законов нельзя допускать поспешности, поверхностного подхода и без достаточных на то оснований устанавливать обязательные для всех правила.

Обращено внимание на то, что Закон «О профилактике правонарушений» не является исключением из этого требования.

Закон состоит из 8 глав и 88 статей. Проведенные Комитетом Сената по вопросам обороны и безопасности обсуждения с участием специалистов, экспертов, ученых показали необходимость его доработки.

Как отметили сенаторы, ряд норм закона не соответствует другим действующим законам, в том числе  непосредственно или опосредованно связанным с профилактикой правонарушений, а порой противоречит им.

В частности, статьей 19 закона устанавливается, что учреждения здравоохранения разрабатывают и реализуют меры по профилактике употребления среди несовершеннолетних алкогольной и табачной продукции, осуществляют круглосуточный прием и оказание медицинской помощи несовершеннолетним, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Законом «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» лица в возрасте до двадцати одного года определены как субъекты непосредственного воздействия.

Отмечалось, что данное несоответствие в обоих законах должно быть устранено, то есть оба закона должны отражать единый и приемлемый подход к отношениям, связанным с несовершеннолетними и лицами, не достигшими двадцати одного года.

В статье 3 закона дается определение, что безнадзорный несовершеннолетний – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие уклонения от выполнения своих обязанностей или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по его содержанию, воспитанию и образованию родителями или другими законными представителями несовершеннолетнего.

В соответствии со статьей 64 Конституции на родителей возложена обязанность содержать и воспитывать своих детей до достижения ими совершеннолетия.  Исходя из этого необходимо пересмотреть понятие о безнадзорном несовершеннолетнем на предмет его соответствия статье 64 Конституции.

В статье 43 закона отмечается, что форма официального предупреждения утверждается Министерством юстиции, а в действующих нормах установлено, что форма официального предупреждения утверждается Кабинетом Министров.

Однако ни эксперты, ни инициаторы закона в ходе предварительных обсуждений не смогли обосновать, почему это полномочие предполагается передать от правительства — министерству, хотя такой подход, приводящий к утверждению одним министерством формы документа обязательного процессуального или официального характера для приравненных к нему министерств и ведомств, абсолютно противоречит приоритетным нормам.

Кроме того, в статье 32 закона Генеральная прокуратура Республики Узбекистан определяется единым государственным органом, координирующим деятельность по профилактике правонарушений.

Сенаторы подчеркнули, что данный закон нуждается в серьезной доработке, а его одобрение в нынешнем виде на практике вместо эффективности вызовет больше проблем.

Закон отклонен сенаторами.

После этого сенаторы обсудили Закон «Об аккредитации органов по оценке соответствия».

Отмечалось, что данный закон обеспечит высокую эффективность в приведении системы аккредитации в соответствие с международными требованиями.

В частности, закон способствует участию органов по аккредитации в качестве полноправных членов в деятельности Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международного форума по аккредитации (IAF).

Законом определяются цели аккредитации, основные направления государственной политики в области аккредитации, государственное регулирование в области аккредитации, Национальная система аккредитации и порядок осуществления аккредитации.

Основными задачами аккредитации являются обеспечение доверия заинтересованных сторон к деятельности аккредитованных субъектов, обеспечение реализации единой технической политики в области оценки соответствия, создание условий для признания и принятия на международном уровне результатов деятельности аккредитованных субъектов.

Кроме того, в соответствии с законом создается Национальная система аккредитации, укрепляется порядок осуществления аккредитации, порядок приостановления, восстановления и прекращения ее действия, а также устанавливается, что в случае прекращения действия аккредитация восстановлению не подлежит. При этом повторная аккредитация осуществляется при условии подачи аккредитованным субъектом заявления до истечения действия аккредитации с учетом результатов его предыдущей деятельности.

Вместе с тем законом поддерживается предпринимательская деятельность и создается возможность для улучшения национальной инфраструктуры качества в нашей республике, а также для беспрепятственного доступа к экспортным рынкам продукции под знаком «Произведено в Узбекистане».

Принятие данного закона создаст фундамент для обеспечения производства субъектами предпринимательства нашей страны качественной продукции и увеличения объемов экспорта.

Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции».

Как известно, данный закон был отклонен сенаторами на двадцать седьмом пленарном заседании Сената, а палатами Олий Мажлиса была образована согласительная комиссия для разрешения возникших разногласий.

Закон одобрен Законодательной палатой с учетом мнений, предложений и возражений, высказанных членами согласительной комиссии.

Ожидается, что законом будет установлен ряд новшеств, ограничивающих распространение и употребление алкогольной и табачной продукции.

Особое значение имеет государственная гарантия ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, профилактика ее негативного воздействия.

В этой связи запрещаются продажа алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина лицам, не достигшим двадцати одного года, их продажа этими лицами, а также их вовлечение в процесс употребления алкогольной и табачной продукции. Данный возрастной предел увеличен по сравнению с действующим законом.

Расширяется также ряд органов, осуществляющих деятельность по ограничению распространения и употребления алкогольной и табачной продукции,  четко определяются их полномочия в данной сфере.

Кроме того, вносятся ограничения на продажу алкогольной и табачной продукции, а также устройств для употребления табака и никотина.

Закон одобрен сенаторами.

Также в ходе тридцать шестого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса сенаторы обсудили Закон «О техническом регулировании».

Отмечалось, что настоящий закон разработан в целях совершенствования правового регулирования существующих отношений на практике на основе опыта зарубежных государств и рекомендаций международных организаций.

В частности, закон способствует приведению в соответствие с международными требованиями безопасности продукции, повышению уровня ответственности производителей, продавцов и импортеров за некачественный выпуск продукции, усилению государственного контроля, направленного на предупреждение реализации опасной продукции на рынке, повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции.

Законом вводится практика контрольной закупки. Теперь контроль за безопасностью продукции может осуществляться не только на самом предприятии, но и в торговых точках. Этим обеспечивается доставка потребителям качественной, безопасной, соответствующей требованиям технических регламентов продукции.

Вместе с тем будет налажена система обмена информацией о некачественной продукции между контролирующими органами. Четко устанавливается ответственность иностранных производителей перед отечественными потребителями.

Устанавливаются обязанности участников цепочки от разработки продукции до ее доставки потребителю, то есть производителя, его уполномоченного представителя, продавца и импортера, и ответственность за несоблюдение ими обязательных требований законодательства и технического регламента.

Кроме этого, законом также предусмотрена ответственность органа по оценке соответствия и его должностных лиц, которые допустили производство продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, или причинили вред заявителю, в том числе необоснованно отказали в выдаче сертификата соответствия, незаконно приостановили или прекратили действие сертификата соответствия или декларации о соответствии.

Устанавливается порядок уведомления о товаре в обращении, не соответствующем требованиям технического регламента. При этом производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец или импортер, которому стало известно о несоответствии требованиям технического регламента выпущенной в обращение продукции, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля, а также производителю в течение десяти дней с момента получения указанной информации.

Принятие данного закона позволит субъектам предпринимательства производить качественную продукцию на основе современных и зарубежных стандартов, а также обеспечить население качественной продукцией и услугами.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании был рассмотрен и Закон «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Турецкой Республики о передаче осужденных (Ташкент, 29 марта 2022 г.).

Ратификация международного соглашения создает правовую основу и возможность для граждан Узбекистана и Турции отбывать назначенное судом наказание в своей стране.

Согласно данному правовому документу, передача осужденных осуществляется в соответствии с оговоренными в законе процедурами на основании обращений договаривающихся сторон.

В ходе обсуждения сенаторы подчеркнули, что отбывание наказания осужденными в своей стране позволит им регулярно видеться с близкими родственниками. Это положительно скажется на семейных отношениях, а также облегчит адаптацию осужденных к социальной жизни.

Безусловно, принятие данного закона служит обеспечению еще более эффективной защиты прав и интересов граждан, способствует укреплению положительного имиджа республики на международной арене.

Как известно, Соглашение было подписано 30 марта 2022 года в ходе официального визита Президента Турецкой Республики в Республику Узбекистан.

По итогам обсуждения сенаторы одобрили Закон о ратификации Соглашения.

После этого сенаторами обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

В ходе рассмотрения данного правового акта сенаторы отметили, что дорожно-транспортные происшествия, происходящие на дорогах, вызывают обеспокоенность в нашем обществе, и подчеркнули необходимость дальнейшего повышения ответственности соответствующих сотрудников по установлению причин возникновения и их предупреждению.

Вместе с тем изучения показали, что имеющиеся недостатки в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей автотранспортных средств являются причиной совершения дорожно-транспортных происшествий, которые заканчиваются различными нарушениями и гибелью на автомобильных дорогах.

В соответствии с законом из Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров в Министерство внутренних дел передается статус уполномоченного по лицензированию деятельности по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, а также деятельности по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, осуществляемой в уведомительном порядке.

Кроме того, законом устанавливается государственная пошлина, уплачиваемая за лицензирование деятельности в сфере подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта в 10-кратном размере базовой расчетной величины.

Вносятся также соответствующие изменения и дополнения в законы «О государственной пошлине» и «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах».

Закон одобрен сенаторами.

На этом первый день тридцать шестого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

                                                                             Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан