Государственный визит Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Узбекистан 21-22 декабря, совершённый одним из первых после его переизбрания на пост Главы государства свидетельствует о высоком уровне взаимодействия и приверженности дальнейшему укреплению союзнических отношений двух государств.

Следует отметит, что 23 ноября текущего года исполнилось 30 лет со дня установления дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан.

За годы независимого развития отношения между двумя братскими странами развивались в духе взаимного уважения, доверия и взаимовыгодного партнёрства.

Нас соединяет самая протяжённая в Центральной Азии граница, которую по праву можно назвать границей дружбы.

Необходимо отметит, что за прошедший период эти связи вышли на качественно новый – уровень стратегического партнёрства, стали образцом межгосударственного взаимодействия. Безусловно, это стало возможным благодаря усилиям лидеров наших стран.

Сегодня в истории двустороннего сотрудничества открыта абсолютно новая страница – статус межгосударственных связей повышен до уровня союзничества. Подписанный «Договор о союзнических отношениях» будет отвечать исконным интересам обоих братских народов и знаменует собой новый этап в общей истории.

Документ позволит внести весомый вклад в дальнейшее укрепление стратегического партнёрства, послужит основой для углубления взаимовыгодного сотрудничества и комплексного развития взаимодействия в политической, экономической, инвестиционной, научно-технической, культурно-гуманитарной сферах.

Узбекистан и Казахстан – это естественные экономические партнёры. Наши экономики не конкурируют, а дополняют друг друга. Растёт взаимная торговля.

Следует отметить, что, несмотря на глобальные негативные тренды, в том числе связанные с санитарными ограничениями, за последние шесть лет товарооборот между странами вырос в 2,5 раза и в 2021 году приблизился к $4 млрд.

По итогам одиннадцати месяцев текущего года данный показатель равнялся $4,2 млрд. и вырос по сравнению с прошлым годом на 19 %. Ожидается, что к концу года наша взаимная торговля приблизится к $5 млрд.

Приоритетное значение в двусторонних отношениях играет сфера транспорта. Объёмы грузов, перевозимых через автомобильные и железные дороги двух стран, которые также направляются транзитом в третьи страны, последовательно увеличиваются. За последние десять месяцев общий объём международных грузоперевозок составил порядка 16 млн. тонн.

Выросли объёмы автомобильных грузоперевозок, увеличились перевозки пассажиров со всеми видами транспорта. Полностью восстановлено взаимное авиасообщение, открыты новые направления.

В целях диверсификации транспортно-логистических маршрутов в регионе, Ташкент и Астана выступают за формирование новых маршрутов, обеспечивающих выход на рынки друг друга. Лидеры двух стран условились ускорить проекты строительства железной и автомобильной дорог, а также высокоскоростной железнодорожной магистрали.

Согласно этому в 2023-2025 годы будет построена высокоскоростная железнодорожная магистраль Туркестан – Чимкент – Ташкент, протяжённостью 260 км за $341,5 млн. Предположительно, время пути составит 2 часа, а внутренний поток туристов увеличится до 4,5 млн. человек. За $345,8 млн. будет построена новая железнодорожная линия Дарбаза – Мактаарал протяжённостью 106 км, которая разгрузит действующий пункт пропуска Сарыагаш. Данный пункт уже исчерпал свой потенциал. За счёт новой линии пропускная способность вырастет в два раза. Приём и сдача поездов увеличатся с 26 раз до 50 раз в сутки. Срок транспортировки грузов сократится в 1,5 раза.

Сегодня Узбекистан и Казахстан вышли на стабильный рост грузоперевозок и договорились взаимно создавать благоприятные условия для двусторонних и транзитных перевозок.

Две страны крайне заинтересованы в реализации проектов, направленных на создание надёжных транспортных коридоров, способных обеспечивать стабильный транзит внешнеторговых грузов с выходом на рынки по линии Север-Юг и Запад-Восток.

Строительство логистического центра в Ташкентской области граничащий с Казахстаном расширит рынок логистических услуг на приграничных территориях, простимулирует приграничное взаимодействие бизнеса. После ввода в эксплуатацию пропускная способность логистического центра составит в 5 000 грузовых авто и 35 000 человек в сутки.

В дальнейшем интегрированность коммуникационных систем двух стран позволяет не только осуществлять грузоперевозки через территорию Узбекистана в Казахстан и обратно, но и обеспечивать кратчайший выход на рынки России, Китая, Европы, а также стран Южной Азии.


Шавкат Джамалов,

ведущий научный сотрудник

Международного института

Центральной Азии