
Пользуясь различными сервисами в интернете или регистрируя аккаунты в социальных сетях, человек создает цифровой след. Эффект от этого непредсказуем. Он может быть практически незаметен и безвреден, а может и сломать жизнь, оставив человека без средств к существованию.
Цифровой след, иногда называемый цифровой тенью или электронным следом – это данные, которые вы оставляете при использовании интернета. Эти данные включают посещаемые веб-сайты, отправляемые электронные письма и информацию, указываемую в онлайн-формах. Цифровой след можно использовать для отслеживания действий человека и его устройств в интернете.
Сегодня специалисты разделяют два типа цифровых следов: активные и пассивные. К первому типу можно отнести все действия, которые производит человек при подключении к интернету. Это и записи в блогах, и комментарии на сайтах, и отзывы о гостиницах или ресторанах, и общение в чатах. Все это – частные примеры того, как человек оставляет след в активной форме. Более того, на основе собранных данных психологи и сотрудники кадровых агентств способны составить более точный портрет человека, нежели во время очного собеседования с пациентом или потенциальным коллегой по работе.
Второй тип цифровых следов – пассивный – можно назвать теневым, поскольку его производство неподконтрольно человеку. Все данные, которые мы оставляем в браузерах и приложениях, с одной стороны – обезличены, а с другой – этот набор технических данных исчерпывающе описывает деятельность человека в Сети. И здесь возникают первые проблемы, ведь операторы данных не всегда корректно распоряжаются информацией о пользователях. Кроме того, человек зачастую не догадывается, кто и какую информацию о нем собрал и как контролировать хранение или распространение этой информации. Веб-сайты могут отслеживать активность, устанавливая файлы cookie на ваше устройство, а приложения могут считывать данные без вашего ведома. Как только вы предоставляете организации доступ к вашей информации, она сможет продавать или передавать ее третьим лицам. В худшем случае ваши личные данные могут быть скомпрометированы в результате утечки.
К примеру, сейчас в интернете можно купить базу данных на несколько сотен тысяч пользователей всего за 700 долларов. В ней будет только базовая информация – имена, фамилии, номера телефонов, электронные почтовые ящики и аккаунты в соцсетях. Такую информацию в основном приобретают маркетологи и спамеры. Намного дороже будет стоит база с ксерокопиями паспортов, платежными реквизитами, паролями от аккаунтов в соцсетях и платежных системах. Зачастую такими базами торгуют только хакеры, после взлома крупных компаний.
На самом деле торговля цифровым следом не прерогатива недобросовестных веб-мастеров и преступников. Этим занимаются и крупные IT-компании. Основным инструментом отслеживания цифрового следа являются файлы cookies. Они хранят всю информацию о ваших действиях в Сети и помогают тем, кто хочет продать пользователю товар или услугу. Например, вы собрались покупать велосипед, но перед этим прочитали несколько статей на эту тему. И буквально через пять минут в ваших лентах появляется реклама, посвященная велосипедам. Поэтому главные бенефициары подобных систем – рекламодатели, которые персонифицируют предложения и активно продвигают свои товары. Формально это соответствует интересам пользователя, для которого создается комфортная среда покупок. В персональных данных заинтересованы и государственные органы во всех странах. Это выгодно и для правоохранителей, которые могут предотвратить теракт, накрыть спящую террористическую ячейку или же выявить мошенников, которые крадут деньги с банковских карт стариков. Пожалуй, это самые позитивные примеры использования цифровых следов в Сети.
Еще одна проблема заключается в регулировании работы с цифровым следом. Большинство стран сходятся на необходимости повышать стандарты прозрачности сбора информации. Также создается специальный механизм для пользователей, который позволит им контролировать информацию, собираемую операторами данных. Усилия законодателей многих стран направлены именно на это. Более того, те же Apple и Google постепенно отходят от cookies и позволяют отключать рекламные трекинги. Это полезно для тех, кто заботится о своей цифровой безопасности.
Как в такой ситуации сделать свой цифровой след минимальным?
Во-первых, необходимо оценить объем цифрового следа. Для этого нужно вбить ФИО в поисковых системах и оценить, какая именно информация выходит по вашему запросу. Также стоит обратить внимание на картинки. Кроме того, ФИО стоит «пробить» по социальным сетям, проверив наличие забытых, «мертвых» и дублирующих аккаунтов.
Во-вторых, важно не пренебрегать номером телефона и электронными почтами. В отдельных случаях полезно проверить свой номер телефона в сервисах, где отображается информация о том, как человек записан в телефонных книгах своих знакомых, друзей и коллег. Но здесь важно помнить, что данные с вашей телефонной книги также окажутся в общей базе. Поэтому такими приложениями стоит пользоваться с «нулевого» телефона, где нет никаких данных.
В-третьих, следует взять за правило хотя бы раз в неделю удалять файлы cookies, кэш и список посещенных сайтов в браузерах, которыми вы пользуетесь. Это одно из ключевых правил гигиены. Также желательно отключить в настройках персонификацию. То есть везде, где вы можете сохранить анонимность,лучше сделать выбор в пользу нее. Если же вам хочется отделить реальную жизнь от виртуальной, то при регистрации в социальных сетях стоит указывать отдельный номер телефона и разорвать связь между аккаунтами в социальных сетях. Если Facebook вам нужен для работы, а «ВКонтакте» для личной жизни – не стоит ставить в них взаимные ссылки. Также Facebook позволяет отключить индексацию страницы в поисковых системах, тем самым снизив до минимума ваш цифровой след.
Эксперты утверждают, что полной анонимности непрофессиональному пользователю добиться невозможно, да и не всегда это нужно.
Роман БОНДАРЧУК, УзА