В изобразительном искусстве миниатюрой считаются живописные, скульптурные и графические произведения малых форм. Это направление разделилось на множество школ, каждая из которых отражает особенности своего региона.

Классическая миниатюристика получила свое развитие в искусстве средневековой рукописной книги. Само слово миниатюра происходит от латинского minium. Так назывались красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг.

Изначально художники-иллюминаторы стремились особым образом выделить начальные строки и заглавные буквы. Со временем красочные инициалы с элементами орнамента развились в отдельные сюжетные композиции, тем или иным образом иллюстрировавшие текст. Выполнялись они акварелью либо гуашью с использованием листового золота.

В настоящее время высокое искусство оформления рукописной книги признано одной из самых замечательных страниц художественного наследия Востока и по праву вошло в сокровищницу художественных достижений общечеловеческой культуры. В 2020 году ЮНЕСКО включило искусство миниатюры Узбекистана, Азербайджана, Ирана и Турции в число  шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.

Самые ранние сведения о художественно оформленных восточных манускриптах относятся к периоду VII—VI веков до нашей эры. С тех пор цивилизация в Узбекистане прошла ряд этапов развития.  Менялись стили, эстетические идеалы, и это, естественно, налагало отпечаток на искусство украшения книги. Но особенно высокого уровня это искусство достигло в средние века. В этот период миниатюры переросли свое изначальное предназначение и уже могли выступать в качестве самостоятельного произведения. Тогда же зародились традиции узбекской школы, которых придерживаются и современные местные художники-миниатюристы. Один из них — Мирхамид Мирсагатов.

На протяжении последних 24-х лет он продолжает оттачивать свои навыки. По словам Мирхамида Мирсагатова, каждый элемент миниатюры несет некий скрытый смысл, понятный лишь знатоку. К примеру, на одной из его картин изображены двое мужчин с музыкальными инструментами. Неподалеку от них притаился олень. Поскольку один из мужчин сидит выше другого, очевидно, что это мастер и ученик. Они играют настолько красивую музыку, что даже олень, позабыв об осторожности, пришел ее послушать.

Часть работ автор выполнил под влиянием  лирических произведений  Алишера Навои. На одной из них изображены влюбленные  на фоне старинных зданий, напоминающих те, что украшают Хиву и Бухару. Тон картине придает весеннее солнце. Оно символизирует чувство молодость, весну жизни. Это своеобразное пожелание, чтобы весь мир озарили лучи солнца.

— Даже мельчайшие детали миниатюры должны быть приятны для человеческого взгляда, поэтому стараюсь прорисовывать каждую травинку, — говорит Мирхамид Мирсагатов. — Нужно показать характер и настроение каждого персонажа. Мельчайшая трещинка, кирпичик и выпуклость на изображаемых зданиях могут характеризовать хорошую работу. Чтобы правильно показать пропорции тел, движения людей и животных приходится изучать анатомию.

Узбекский художник уже давно известен за пределами нашей страны. За последние 12 лет его работы участвовали в 15 международных выставках. Они выставлялись в Турции, России, Индии, США и  Объединенных Арабских Эмиратах. Чаще всего миниатюры приобретают гости из Южной Кореи, Японии, Франции и России. Сейчас продавать их стало легче, поскольку значительно увеличился предельный размер миниатюр, которые можно беспрепятственно вывозить из Узбекистана.

Некоторые из работ мастера написаны на бумаге, возраст которой достигает двухсот лет. Часть элементов такой картины может быть выполнена из сусального золота, а рама вырезана из орехового дерева. В качестве полотна для миниатюр может использоваться и дорогая бычья кожа со сложным витым теснением.

К сожалению, не все миниатюристы могут заработать на жизнь своим творчеством.  Но это не говорит о том, что узбекская школа миниатюры исчезнет. Пока есть такие мастера, как Мирхамид Мирсагатов, она продолжит существовать. Ведь мастера обучают учеников, передают им свои знания.

 

Роман БОНДАРЧУК, УзА