Какие новшества в этом направлении будут отражены в обновляемой Конституции?

Наш Основной Закон является важным документом, который воплощает в себе защиту прав человека и гарантирует независимую деятельность суда, функционирующего в этой сфере. Как работают эти принципы и какие нововведения в этом направлении найдут отражение в обновляемой Конституции?

На эти вопросы ответила первый заместитель председателя Верховного суда Республики Узбекистан Робахон Махмудова:

– Конституция играет исключительную роль в процветании нашей страны, развитии общества, обеспечении прав и свобод человека. В ней закреплено, что судьи независимы, подчиняются только закону, какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо.

Судебная система, прежде всего, затрагивает судьбы людей, порядок и развитие всех сфер. Честь, достоинство, права и свободы человека, а также охраняемые законом интересы защищаются справедливым, сильным и независимым судом.

В последующие годы было принято более 50 законов, указов и постановлений, касающихся судебной системы. Это открыло широкие возможности для проведения последовательных реформ, направленных на обеспечение эффективного отправления правосудия и повышение роли судебной власти.

В целях обеспечения принципа состязательности и равноправия сторон в судебном разбирательстве, статус жалобы, поданной ответчиком, потерпевшим и их представителями в кассационном порядке, приравнен к протесту прокурора.

Были введены новые институты ведения судопроизводства, усовершенствованы уже имеющиеся. В частности, расширен институт примирения в уголовном судопроизводстве, который отныне будет применяться во всех инстанциях. Были введены институты предварительного слушания по уголовным делам, досудебного разбирательства в гражданских и хозяйственных судах, упрощенного производства, институты медиации.

Статьей 44 Конституции закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

Поэтому, если нарушенные права гражданина, обратившегося в суд, будут защищаться в рамках закона, он будет доволен судом и, главное, государством, и будет уверен, что в обществе существует справедливость.

Коснусь важного новшества в судебной системе: в целях широкого внедрения принципа «единое окно» в системе административных судов вводится порядок приема заявлений независимо от их отношения к суду. Таким образом, граждане и предприниматели избавятся от излишней волокиты, траты средств и времени.

Совершенствуется система рассмотрения в административных судах жалоб по решениям должностных лиц. В целях расширения сферы судебного контроля вводится обязанность доказывания в административном суде неправомерности своего решения, действия (бездействия) и порядок его наложения на принявшего его должностного лица – принцип «активного участия суда».

В данном случае административные суды обязаны по собственной инициативе собирать доказательства в целях установления истинных обстоятельств дела, а для граждан или хозяйствующих субъектов, права которых нарушены, создаются условия для участия в сборе доказательств только в рамках своих возможностей.

Анализы показали, что обязанность доказывания обстоятельств дела в административных судах возлагается на сами стороны, что ставит их в неравное положение. На самом деле возможности обычного гражданина или юридического лица, чьи права были нарушены, несколько ограничены по сравнению с ресурсами государственных органов. При этом активное участие суда в рассмотрении административных дел обеспечивает сторонам равные возможности.

В соответствии с действующим законодательством исполнительные листы на судебные документы по публично-правовым спорам не выдаются. Поэтому отсутствуют эффективные механизмы контроля за тем, чтобы исполнение судебного документа, выданного на основании обращения гражданина или юридического лица, осуществлялось в добровольном порядке государственными органами или должностными лицами. В результате судебный документ, выданный в пользу граждан или юридических лиц, остается неисполненным государственными органами или должностными лицами.

К примеру, в 2021 году судам не была предоставлена соответствующая информация об исполнении 55 процентов решений, вынесенных административными судами об устранении нарушений законодательства. В связи с этим в случае неисполнения решения административного суда устанавливается порядок применения «нарастающих» штрафов и иных мер правового воздействия.

В настоящее время Законодательной палатой принят соответствующий закон о реализации данных механизмов, который находится на рассмотрении Сената.

При этом следует упомянуть работу, проводимую по совершенствованию Конституции. Законопроектом вносятся изменения и дополнения в 76 статей Конституции, а также 15 новых статей и одна новая глава.

Как известно, смертная казнь была отменена с 1 января 2008 года. Это укрепляется введением в Конституцию нормы «Смертная казнь в Узбекистане запрещена».

В наш Основной закон также вносится норма о применении «правила Миранды», предусматривающего, что при задержании человека его права и причина задержания должны быть разъяснены простым языком.

Развивается также институт «хабеас корпус». То есть в Основном законе будут отражены нормы о том, что лицо не может быть задержано более чем на 48 часов до решения суда, если суд не вынесет в установленный срок решение об аресте или ином ограничении свободы, такое лицо должно быть немедленно освобождено.

Самое главное, как отметил глава нашего государства, конституционная реформа будет проведена путем проведения референдума на основе мнений и поддержки наших граждан. В результате обновленный Основной закон станет в буквальном смысле выражением воли нашего народа – подлинно народной Конституцией.

Н.Абдураимова, УзА