Завтра вся страна отмечает 30-летие принятия Конституции Республики Узбекистан.

В первые же годы социально-экономических преобразований в стране, начавшихся после провозглашения ее независимости, в качестве одной из наиболее актуальных предстала задача реформирования оставшейся от прошлого Конституции.

Обретение республикой независимости потребовало конституционного закрепления природы нового государства, принципов его внешней и внутренней политики, его приверженности правам человека, принципам государственного суверенитета, идеалам демократии и социальной справедливости.

Что же касается второго фактора, переход к социально-ориентированным рыночным отношениям требовал коренного пересмотра конституционных норм и положений. Нужно было снять препоны, которые мешали развитию различных форм собственности, бирж, банковского дела, инвестиционных процессов. Действовавшая же в ту пору Конституция не только не способствовала решению этих задач, но и тормозила прогрессивные процессы. Нужны были правовые нормы, которые способствовали бы развитию предпринимательства, творческой инициативы людей, опирались бы на международное право и создавали бы гражданам равные правовые возможности.

В чем же состоят положительные стороны обновленной Конституции по сравнению с Основным законом в предыдущей редакции? Прежде всего, нынешняя Конституция представляет собой качественно новый документ по своей коренной сути, философии, идеям. В ней нет и следа коммунистической идеологии, классовости, партийности. В качестве высшей ценности определен человек, его права, честь и достоинство, в документе найдено правовое решение взаимоотношений между человеком, обществом и государством.

При сравнении Конституции Узбекистана с конституциями других стран мира можно заметить, что она отвечает самым демократическим нормам и стандартам, принятым в мировом сообществе. Это подтверждается, кстати, и выводами авторитетных экспертов ООН, ОБСЕ, США, Великобритании, Франции.

Величие нашего Основного закона заключается в том, что в нем сформулировано понятие самоценности человека, закреплено равенство всех граждан перед законом, признано право на получение гражданства за всеми, кто живет и трудится на узбекской земле, независимо от их национальности, расы, языка, пола и вероисповедания.

Основная идея Конституции – всемерная забота о человеке, а главная ее цель – обеспечить гражданам достойное существование, возможность участия в решении дел общества и государства, защиту их прав и свобод, мира и национального согласия.

Главная задача Конституции – обеспечение формирования в стране гражданского общества и гуманного демократического правового государства.

Конституция – документ многоаспектный. Она наполнена политическим, экономическим, правовым, духовно-нравственным и идеологическим содержанием.

Ее политическая сущность выражается в том, что она определяет будущее страны как гуманного демократического правового государства, выражающего волю большинства народа и служащего его интересам.

Конституция Республики закрепляет суверенное право народа на власть и определяет пределы суверенитета государства, ограничивая его интересами народа. Она четко разграничивает полномочия государственной и общественной властей, различных ветвей государственной власти, центральных органов власти и органов власти на местах.

Экономическая сущность Конституции проявляется в обеспечении формирования экономической основы гражданского общества и правового государства, основным элементом которой, согласно статье 53 Конституции является собственность в различных ее проявлениях.

Конституция закрепляет равноправие всех форм собственности, гарантирует свободное развитие частной собственности, предопределяет переход общества на рыночный путь развития.

Правовая сущность Конституции выражается в том, что она является Основным законом государства, центром всей правовой системы Республики Узбекистан, юридической базой для всех других нормативно-правовых актов, стратегическим ориентиром обновления законодательства, юридически закрепляет и гарантирует основные права и свободы человека и гражданина, создает надежную систему правовой защиты частной собственности, прав и интересов представителей всех наций и народностей, проживающих на территории Узбекистана.

Духовно-нравственная сущность Конституции проявляется в том, что она выражает волю и дух народа, общественное сознание и уровень культуры, его духовные принципы. Конституция опирается на уходящие в глубь веков традиции дружбы народов, принципы согласия и добрососедства, утверждает приоритет интересов человека, декларирует заботу об обеспечении лучшей жизни для народа, в том числе престарелых граждан, сирот, поощряет благотворительную деятельность, закрепляет обязанность трудоспособных совершеннолетних детей поддерживать родителей.

Идеологический аспект содержания Конституции заключается в том, что она является правовой основой идеи независимости страны, определяет место и роль субъектов общества в проведении ее в жизнь. Конституция – документ, обладающий значительным воспитательным потенциалом. Она содержит огромный философско-идейный материал, служит источником знаний, средством формирования взглядов, мировоззрения, выступает в качестве мощного орудия, охватывающего идейно-политическое, правовое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Обладая огромной регулятивной силой, Конституция призвана организовать государственные органы, органы самоуправления граждан, институты гражданского общества, весь народ и каждого гражданина в повседневной жизни и деятельности. Она дает возможность человеку познать механизмы функционирования политической системы, формы его участия в управлении делами общества и государства, ценности мировой цивилизации, традиции и обычаи народа, его опыт государственного строительства. В Конституции нашли воплощение идеи Фараби, Беруни, Ибн Сино, Амира Темура, а также опыт государственного строительства Франции, США, Германии и некоторых других государств мира.

Таким образом, Конституция Республики Узбекистан, являясь продуктом  политической мудрости и мышления народа, создала прочный правовой фундамент для реализации поставленных целей по становлению и развитию современного Узбекистана.

Фозилжон Отахонов,

директор Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан,  

доктор юридических наук, профессор