В результате 7636 дорожно-транспортных происшествий, произошедших в Узбекистане с января по октябрь 2022 года, погиб 1931 человек, 226 из них — дети. Это не утешающие показатели для всех нас. Если не будут соблюдаться правила дорожного  движения,  не будут устранены имеющиеся проблемы, то эти показатели, несомненно, будут расти.

Итак, какая работа предусматривается для предотвращения трагических ситуаций на дорогах нашей страны?

На вопросы корреспондента УзА ответила депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Нигора Кутлимуратова.

— Какая  работа осуществляется для обеспечения реализации задачи, поставленной на видеоселекторном совещании по вопросам обеспечения безопасности дорожного д вижения по принципу «Безопасная и ровная дорога», прошедшем 11 февраля текущего года под председательством Президента Шавката Мирзиёева?

— В целях обеспечения выполнения поставленных задач Министерством внутренних дел был разработан проект Закона «Об организации дорожного движения», который сейчас дорабатывается депутатами в Комитете по вопросам обороны и безопасности Законодательной палаты Олий Мажлиса.

В частности, членами комиссии проводятся различные мероприятия на местах с целью учета предложений и замечаний широкой общественности по дальнейшему совершенствованию законопроекта.

Назревает необходимость создания правовых основ для устранения недостатков и проблем, правильной организации дорожного движения, а также проведения мониторинга дорожного движения, установления требований к парковочным местам и разработки другого нормативно-правового акта.

В этой связи был разработан проект Закона Республики Узбекистан «Об организации дорожного движения».

— Какие цели преследует данный закон?

— Цель законопроекта «Об организации дорожного движения» заключается в урегулировании отношений в процессе организации дорожного движения и обеспечении безопасного дорожного движения.

В настоящее время развитие экономики, в том числе малого бизнеса и предпринимательства, напрямую увеличивает количество используемых автотранспортных средств, объемы грузовых и пассажирских перевозок в нашей стране.

Резкий рост количества транспортных средств приводит к перегрузке существующих автомобильных дорог и возникновению «пробок», что  превращается в актуальную проблему.

Для справки: если в 2010 году численность населения составляла  29 миллионов 123 тысячи человек, то к концу 2021 года она достигла 35 миллионов 271 тысячи человек.  Количество транспортных средств выросло с 2 миллионов 61 тысячи до 4 миллионов 100 тысяч, а число водителей – с 1 миллиона 900 тысяч до 7 миллионов 500 тысяч.

— Как известно, число аварий на дорогах растет. Какие меры предлагаете осуществить, чтобы их предотвратить?

— Следует отметить, что состояние многих дорог не соответствует требованиям по обеспечению движения растущего числа транспортных средств без пробок. Управление движением пассажирского транспорта, пешеходов и велосипедистов не осуществляется должным образом и систематически. Это свидетельствует о том, что следует  обратить внимание на ряд неразрешенных проблем в направлении обслуживания автомобильных дорог общей протяженностью 209 тысяч 496 километров и развития их инфраструктуры.

Для справки: 42 тысячи 869 километров (20,5 процента) существующих дорог являются дорогами общего пользования, находящимися в ведении Комитета по автомобильным дорогам.

141 тысяча 882 километра (67,7 процента) составляют улицы городов и других населенных пунктов, они находятся в распоряжении местных хокимиятов. 24 тысячи 745 километров (11,8 процента) составляют автомобильные дороги коммерческого назначения, находящиеся в собственности государственных организаций или юридических лиц.

К настоящему времени проведен анализ порядка и системы организации движения на дорогах республики.  Во- первых, выяснилось, что большинство нормативно-правовых актов, применяемых на практике по организации дорожного движения,  разработано во времена бывшего Союза, они не приведены в соответствие с единой системой, не отвечают современным требованиям. Во-вторых, не сформирован институт ответственных структур за осуществление деятельности по организации дорожного движения. В-третьих, систематически не осуществляется и не регламентируется организация парковочных мест на дорогах, не ведется реестр таких мест. В-четвертых, в последние годы недостаточно проводились научные исследования по организации дорожного движения. В-пятых, действующие законы «О безопасности дорожного движения» и «Об автомобильных дорогах» не отражают нормы, процедуры, системы или механизмы организации движения на дорогах.

В целях изучения и устранения подобных системных проблем  рабочей группой изучено законодательство и национальный опыт России, Германии, Беларуси, Казахстана, Китая, Грузии, Эстонии и Латвии.

— Какие изменения планируется внести в законопроект?

— В первую очередь определяются нормы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, планомерное осуществление мероприятий по организации дорожного движения. Отдельно отмечены механизмы регулирования эффективного использования средств, выделяемых на развитие дорожной инфраструктуры из государственного бюджета и работы государственных органов, обладающих специальными полномочиями в сфере организации дорожного движения и участвующих в этом процессе. Кроме того, предусмотрено, что кандидаты в водители и граждане, имеющие право на управление транспортным средством, будут каждые 5 лет проходить медицинский осмотр, а также утверждение перечня семи  видов заболеваний, препятствующих получению права на управление транспортным средством. За случаи невыполнения требований настоящего закона устанавливается мера административного наказания путем внесения дополнения в статью 147 Кодекса об административной ответственности.

Считаю, что принятие данного законопроекта послужит созданию эффективной системы взаимодействия между органами государственного управления и уполномоченными органами по организации дорожного движения.

Беседовала  Нигора  Рахмонова, УзА