Узбекистан за последнее время стал важным центром транзитных перевозок, при этом прогнозируется дальнейшее значительное увеличение грузооборота автомобильным транспортом.

Сотрудники Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) провели сравнительный анализ экономических и экологических показателей асфальтовых и цементобетонных автомобильных дорог.

Следует отметить, что строительство автомобильных дорог целесообразно осуществлять с учетом опыта развитых стран: так, 60 процентов скоростных трасс в США,  46 — в Австрии, 38 — в Германии — цементобетонные. Также наращивают строительство дорог из цементобетона Китай и Япония.

Прочные цементобетонные покрытия могут эксплуатироваться без ремонта 30 и более лет, асфальт же, при периодическом обновлении, служит 8-12 лет. При этом достигается значительная экономия (до 40 процентов) валютных средств за счет сокращения импорта битума.

Основные составляющие цементобетонных дорог – цемент, гравий, щебень и пески – производятся практически во всех регионах Узбекистана.

В Университете Восточной Англии выявили способность бетона поглощать парниковые газы. Глобальное поглощение атмосферного углекислого газа зданиями, сооружениями и покрытиями из бетона за период 1930-2013 годов составило 4,5 гигатонн углерода, что компенсировало 43 процента выбросов углекислого газа при производстве цемента и бетона, способствуя уменьшению углеродного следа.

Широкое использование цементобетона в автодорожном строительстве будет способствовать повышению индекса страны в различных международных, в том числе кредитных, рейтингах, достижению значительного экологического и экономического эффектов, а также развитию «зеленых» технологий.

Подготовила Н. Зиёдуллаева, УзА