Совсем недавно, всего два месяца назад, в Самарканде прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества. В нем приняли участие главы государств и правительств стран-членов, наблюдателей и партнеров, руководители ведущих международных и региональных организаций. На саммите были обсуждены, пожалуй, самые актуальные вопросы глобального и регионального развития, угрозы и вызовы устойчивому развитию.

По итогам встреч и переговоров, страны-участницы ШОС договорились работать над решением общих проблем, определили конкретные планы совместных действий, приняли важнейшие документы по дальнейшему совершенствованию деятельности Организации.

Одним из основных результатов саммита стало также выдвижение при поддержке всех участников Самаркандской инициативы солидарности во имя общей безопасности и процветания, призванной создать основу для глобального межцивилизационного диалога всех заинтересованных партнеров. По сути, была достигнута договоренность о продвижении совершенно нового формата международного взаимодействия, отражающего созидательный дух Самарканда, воплощающего в себе идеи конструктивного сотрудничества и взаимопонимания.

Сейчас Самарканд готовится к очередной встрече на высшем уровне – саммиту тюркских государств. Именно здесь на узбекской земле главы государств-участников данного объединения впервые соберутся в качественно новом формате – в рамках полноценной Организации тюркских государств.

Самарканд вновь станет на несколько дней центром международного диалога и сотрудничества, местом, где принимают важные политические и экономические решения.

После прошлого Стамбульского саммита и преобразования платформы Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) в полноценную Организацию, это – первая встреча глав тюркских государств в таком широком составе. В Самарканд прибудут все лидеры стран-членов и наблюдатели.

Этому во многом способствовала проактивная политика Узбекистана, определившего развитие взаимодействия с тюркскими государствами одним из приоритетов внешнеполитического курса.

В октябре 2019 года Узбекистан стал полноправным членом ССТГ, а уже два года спустя на Стамбульском саммите была открыта новая страница в истории данной структуры – Совет был переименован в Организацию тюркских государств.

За короткий период с момента присоединения Ташкента к семье тюркских государств Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым было выдвинуто более 30 инициатив и предложений по дальнейшему развитию и укреплению взаимодействия с государствами участниками Организации.

Предстоящий саммит в Самарканде также будет содействовать укреплению роли ОТГ в качестве востребованной и перспективной международной структуры.

На этом фоне неудивительно, что ко встрече в Самарканде приковано столь пристальное внимание как внутри страны, так и за рубежом. Освещать мероприятие непосредственно из Самарканда будут около 570 представителей национальных и зарубежных СМИ.

Важно также, что саммит во многом даст ответ, как именно будет реализовываться имеющийся у Организации громадный потенциал, на какие конкретно механизмы и инструменты будут опираться тюркские государства для достижения обозначенных стратегических приоритетов. Иными словами, каким будет практическое измерение концепции «Тюркское видение – 2040», принятой на Стамбульском саммите в прошлом году. Именно в этом концептуальном документе тюркские народы подтвердили приверженность строить общий дом на обширном пространстве в 4,5 миллиона квадратных километров с населением в 170 миллионов человек.

Сегодня уровень всестороннего взаимодействия, достигнутый в рамках Организации тюркских государств, внушает большой оптимизм. Но его реальный потенциал гораздо выше. Так, сравнительно скромным остается общий объем торговли между тюркскими государствами.

По оценкам экономистов, при реализации имеющегося потенциала сотрудничества товарооборот со временем может достичь сотен миллиардов долларов.

В этой связи, как неоднократно указывал Президент Шавкат Мирзиёев, приоритетом государств ОТГ должен стать поиск новых возможностей для активного развития и расширения торгово-экономического сотрудничества.

Конъюнктура, складывающаяся на мировых рынках, требует укрепления экономического фундамента Организации – увеличения взаимной торговли, углубления технологического партнерства, поддержки крупных инфраструктурных проектов, инвестиционных обменов в быстро растущих секторах и перспективных направлениях.

Экономическое измерение тюркского мира должно стать локомотивом сотрудничества и основой роста благосостояния людей. Сегодня ВВП стран ОТГ превышает 1,2 трлн долларов. Это почти 1,5 процента от мирового или 5,5 процента от азиатского ВВП.

В этом плане востребовано предложение Президента Шавката Мирзиёева по созданию исследовательского центра по торговому сотрудничеству между странами ОТГ.

Необходимо укреплять кооперационные связи между ведущими промышленными предприятиями, инвестиционными компаниями, банковско-финансовыми институтами и предпринимателями наших стран, выстраивать эффективное межрегиональное взаимодействие.

Важной опорой в этом может стать создание Банка развития ОТГ, предложенное лидером Узбекистана.

Ташкент в свою очередь уже активно работает над укреплением торгово-экономических и инвестиционных связей.

В последние годы связи Узбекистана в рамках ОТГ неуклонно расширяются. О востребованности данного вектора внешней политики Ташкента говорят факты. С 2016 года торговый оборот Узбекистана с государствами тюркского мира вырос в 2 раза и превысил 7 млрд долларов.

Особого внимания требует развитие новых континентальных транспортных коридоров и логистической инфраструктуры, способных скреплять единство тюркского мира.

Как подчеркивал глава нашего государства, главная цель – сформировать единое транспортное пространство, которое прочно свяжет наши сухопутные и морские порты с мировыми рынками.

Принятие предложенной Президентом Узбекистана Программы взаимосвязанности в области транспорта ОТГ нацелено на практическое решение именно этой задачи.

Развивая транспортную взаимосвязанность, тюркские страны добьются повышения объемов взаимной торговли, расширят доступ к глобальным рынкам. Тем самым повысится уровень интеграции экономик и людей, будут достигнуты цели, обозначенные в долгосрочной стратегии Организации.

Другое ключевое направление взаимодействия тюркских государств – объединение усилий по продвижению четвертой промышленной революции.

Создание зеленой и умной экономики может стать основой для расширения возможностей по разработке собственных инноваций, ноу-хау и моделей роста, способных обеспечить устойчивое развитие и прогресс.

Активное внедрение информационных технологий и передовых методов востребовано также в такой традиционной сфере, как сельское хозяйство. Первый тюркский агрофорум, прошедший в июле в Узбекистане, показал, с какими проблемами сталкиваются наши государства в обеспечении продовольственной безопасности и какими возможностями располагают для их совместного решения. Страны ОТГ вполне могут в больших объемах поставлять сельскохозяйственную и продовольственную продукцию не только друг другу, но и на мировой рынок.

Определяя перспективы совместного движения вперед, важно также опираться на духовно-нравственные ценности, богатую историю и культуру наших народов, их многовековую дружбу, традиции добрососедства и взаимопонимания.

Так, знаковым событием стало учреждение по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева международной премии ОТГ имени Алишера Навои «За вклад в единство Тюркского мира».

В рамках расширения культурно-гуманитарных контактов важно продолжить практику проведения совместных фестивалей, концертов, взаимных дней культуры, обменов творческими коллективами.

Вместе с тем надо признать, что успешное достижение обозначенных приоритетов трудно достижимо без обеспечения мира и стабильности в нашем обширном регионе.

Осложнение международной обстановки, усугубляющиеся конфронтация и конфликты, дефицит доверия на глобальном уровне порождают все новые угрозы безопасности. Наряду с этим обостряются риски, связанные с изменениями климата, эпидемиологическими заболеваниями, деструктивными информационными потоками.

Современный мир с новыми возможностями и новыми вызовами, который при этом становится все более взаимосвязанным, также требует укрепления солидарности тюркских стран. Посредством консолидации, объединения совместных усилий легче противостоять современным вызовам и угрозам, продвигать собственные интересы, обеспечивать решение общих проблем.

Однако, это не означает выбора в пользу деления мира на своих и чужих, возврата к традициям баланса сил в международных отношениях.

В основе стратегии развития Организации тюркских государств – дальнейшая приверженность принципам инклюзивности и открытости. Процветание тюркского пространства всегда обеспечивалось благодаря широкому диалогу, способности и готовности наших народов перенимать самое лучшее у своих соседей и партнеров. Именно это является залогом успешного развития Организации, укрепления ее авторитета на мировой арене.

Тюркские государства, учитывая их исторический опыт, уникальное географическое положение на стыке Азии и Европы, могут и должны играть роль моста, объединяющего цивилизации, страны и народы во имя конструктивного сотрудничества и всеобщего прогресса.

Визитной карточкой Организации тюркских государств остается безусловное уважение огромного разнообразия мира.

Придерживаясь подобного подхода, ОТГ будет укреплять свой статус авторитетной и востребованной региональной структуры, а также неотъемлемого элемента современной системы международных отношений.

Самаркандский саммит, несомненно, станет важным этапом на этом пути. Благодаря дипломатии, авторитету Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева Самарканд последовательно превращается в успешную дипломатическую площадку, становясь символом конструктивного сотрудничества, взаимопонимания и дружбы. Поэтому нет никаких сомнений, что созидательный дух Самарканда сыграет определяющую роль и в дальнейшем развитии сотрудничества тюркских стран, нацеленного на совместный прогресс и процветание.

Элдор АРИПОВ,

директор Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

УзА