Развитие государства и общества тесно связано с верховенством закона, а верховенство закона достигается путем обеспечения правосудия.

Нашим Основным Законом закреплено, что какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

В этой связи глава нашего государства подчеркнул, что укрепление независимости судебной власти является одной из пяти важных задач Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, ведь незаконное вмешательство в деятельность судов приводит к нарушению прав не только судьи, но и граждан, обращающихся в суд.

Этот вопрос обсуждался в рамках круглого стола на тему «Недопущение вмешательства в деятельность судей в любой форме — главный критерий обеспечения независимости судебной власти и верховенства закона в обществе», организованного по инициативе Высшего судейского совета Республики Узбекистан.

В мероприятии, прошедшем в онлайн-формате, приняли участие руководство Верховного суда, ветераны системы, а также должностные лица всех областных судов. Было обращено внимание на то, что в процессе судебной реформы формируется действенный правовой механизм обеспечения неподкупности судей и недопущения незаконного вмешательства в их деятельность по осуществлению правосудия.

В результате расширения полномочий Высшего судейского совета на основании его представлений за короткий срок выявлен ряд неправомерных случаев вмешательства в деятельность судей, приняты меры вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.

Кроме того, была достигнута отмена решений органов местного самоуправления, явно создающих возможность вмешательства в судебные дела.

Особое внимание было уделено вопросу недопущения председателем суда действий, ограничивающих независимость судей. В связи с этим также отмечалось, что к некоторым председателям судов, уклонившимся от своих полномочий, применялись меры вплоть до досрочного прекращения их полномочий.

Также было подчеркнуто, что право судьи на неприкосновенность является не привилегией, а огромной ответственностью перед обществом, он должен быть нетерпим к различным вмешательствам в его деятельность и стать главным защитником своей неприкосновенности.

На мероприятии, прошедшем в форме открытого диалога, отмечена необходимость ежеквартального проведения анонимного опроса о состоянии неприкосновенности судей на онлайн-площадках Клуба судей при Высшем судейском совете.

Выдвинуты предложения о пересмотре диспозиции статьи 236 Уголовного кодекса, установлении уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности судьи, а также внедрении института судебного пристава.

Норгуль АБДУРАИМОВА, корр. УзА