Укрепление межэтнической и межконфессиональной толерантности является актуальной проблемой для любого общества. Само положение Узбекистана — в Центральной Азии, на стыке многих культур – предопределило его роль в межцивилизационном многовековом диалоге, что нашло свое отражение в многообразии межэтнических и межконфессиональных процессов.

На территории современного Узбекистана пересекались представители различных этнических групп и конфессий. Народы региона унаследовали разнообразие культур, традиций, конфессий, что и сегодня образует уникальную культурную мозаику, сочетающую азиатские и европейские компоненты. История Узбекистана полна примеров межконфессионального межцивилизационного диалога, взаимодействия, социокультурного взаимопроникновения, межэтнической и межконфессиональной толерантности.

Как отмечено в постановлении Президента Республики Узбекистан «О подготовке и проведении на высоком уровне празднования 31-й годовщины государственной независимости Республики Узбекистан» от 1 августа 2022 г.: «В соответствии со Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы нашей приоритетной задачей является углубление коренных реформ с закреплением достигнутых успехов, выдвижение на первый план обеспечения прав и интересов человека, его чести и достоинства. Осуществление этой задачи еще больше сплотит наш многонациональный народ на пути к высоким рубежам, будет способствовать сохранению мира и стабильности в стране, ее территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ, укреплению межнациональной дружбы, согласия и межконфессиональной толерантности в нашем обществе».

Узбекистан обрел путь собственного развития, сохраняя свою идентичность и целостность. Любая модель межкультурного согласия имеет свою специфику и предназначение. Узбекская модель строится на принципах дружбы, согласия, толерантности, совместного достижения стратегических целей. Задает правила в этой конструкции правовая база, создающая условия и определяющая нормы и правила поведения граждан. При этом государство отказывается от любых идеологических форм давления на культуросозидательные процессы. Не политизация имеющихся проблем в межнациональной и межконфессиональной сфере, а конкретная целенаправленная работа по развитию этнокультур, языков, национальных традиций, соединение в этом деле усилий государства и общества обеспечивает полноправное развитие всех этносов Узбекистана.

На пространстве Узбекистана Запад и Восток выступали и выступают как субъекты сотрудничающих, взаимодополняющих цивилизаций. Узбекистан дает модель перспективного сотрудничества сообщества культур, этносов, конфессий, основанной на ценностях межконфессиональной и межэтнической толерантности. Так, еще в 1995 году в Узбекистане прошла международная конференция «Совместно жить под одним небом». В 1996 году отмечалось 125-летие Ташкентского и Среднеазиатского Епархиального управления Русской православной церкви, в 2021 г. – 150-летие. Были отмечены также 100-летний юбилей первой в Центральноазиатском регионе лютеранской церкви Евангелическо-лютеранской общины Узбекистана, 100-летие начала строительства Ташкентского католического костела, 100-летие Армяно-григорианского храма в Самарканде. В нынешних условиях востребован именно объемный взгляд на национальные истории, их совместное прочтение профессиональными сообществами специалистов различных общественных наук, выявление в них предпосылок позитивного сосуществования народов, их совместного движения к диалогу и добрососедству. Актуальность обсуждения стремительно возрастает в историческом контексте развития идентичности в условиях глобализации и в целях предотвращения конфликтных толкований событий прошлого.

В Узбекистане регулярно отмечаются юбилеи представителей культур многих народов – казахского поэта Абая Кунабаева, киргизского писателя Чингиза Айтматова, русского поэта Александра Пушкина, белорусского поэта Якуба Коласа, туркменского поэта Махтумкули, татарского писателя Мусы Джалиля и многих других. История развития цивилизации – это история диалога, этнокультурных и конфессиональных контактов на региональном, государственном, групповом, индивидуальном уровнях.

Из самой возможности пересадки элементов культуры (религии, языка, обычаев, особенностей хозяйства и быта и т.д.) с одной этнической почвы на другую, из реальной возможности органического синтеза элементов различных этнических культур можно сделать выводы о наличии глубоких общечеловеческих основ в культуре любого этноса.

Наличие элементов единой общечеловеческой культуры в каждой этнической культуре – это реальная основа для диалога и, возможно, – последующей межэтнической культурной интеграции, которая всегда способствует обогащению духовной сферы общества. Мы имеем дело с сочетанием двух основных тенденций в развитии этнических культур: тенденции к самостоятельному этнокультурному развитию и тенденции к межкультурной интеграции. Только на первый взгляд эти тенденции противоположны. Чем выше уровень интеграции, тем богаче содержание каждой из участвующих в ней культур. А чем богаче данное содержание, тем сильнее тяга к взаимодействию.

Равшан Назаров,

старший научный сотрудник

Института государства и права

Академии наук Республики Узбекистан

Ярослав Квитков,

старший научный сотрудник

Института государства и права

Академии наук Республики Узбекистан