Согласно информации, представленной руководителем информационной службы Агентства по защите прав потребителей Мохрухсор Тогаевой на брифинге в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, за прошедший период 2022 года были нарушены права и интересы более 2 млн потребителей. Размер ущерба, причиненного потребителям, составляет 40 миллиардов сумов.

Как отмечалось, в Агентство по защите прав потребителей поступило около 12 тысяч обращений.  40 процентов  из них касаются жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспортных услуг, 38 процентов —  услуг в сферах  торговли и общественного питания, 16 процентов — сфер связи, финансов и социальных услуг, 6 процентов  — вопросов рекламных отношений и других.

В процессе рассмотрения и изучения обращений специалистами Агентства было выявлено, что  нарушены права и интересы около 2 млн 240 тыс. потребителей. На сегодняшний день усилиями Агентства в пользу потребителей осуществлен перерасчет в размере более  24,5 млрд сумов. Принимаются необходимые меры по перерасчету оставшихся денежных средств в интересах потребителей.

Около 1 тысячи 500 обращений, поступивших от потребителей,  связаны с вопросами   приобретения продуктов питания с истекшим сроком годности, без даты изготовления, некачественных и непригодных к употреблению.

В связи с этим Агентство изучило условия хранения различных продуктов питания и соблюдение требований безопасности в процессе их реализации покупателям  почти в 9 тысячах магазинах розничной торговли республики.

В результате более чем в 1 тысяче  были выявлены нарушения требований  розничной торговли, связанные с хранением продукции на открытом солнце, реализацией мяса и мясных изделий, молока и молочных продуктов на необорудованных торговых прилавках, реализацией яиц под палящим солнцем.

Из-за отсутствия в  магазинах специальных холодильников, несоблюдения  условий хранения продуктов питания их состав быстро портится, они  реализуются потребителям в некачественном виде, а это может нанести серьезный   вред здоровью людей.

Кроме того,  в процессе изучения  192 дехканских  рынков республики в 1474 торговых точках из 51 тысячи (2,8 процентов) была проведена метрологическая проверка  весов. В остальных — более  49 500 точках  сертификаты на весы вовсе отсутствовали.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем в сфере торговли являются он лайн покупки. За прошедший период 2022 года Агентство получило 392 обращения об   электронной торговле.

Следует отметить, что в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в редакции 2022 года при реализации товаров (работ, услуг) с использованием информационных систем, продавец (изготовитель, исполнитель) должен предварительно  предоставить потребителю информацию об обязанностях продавца и потребителя, условиях расторжения договора , ответственности продавца за доставку товара, адрес продавца для приема рекламаций, об основных потребительских характеристиках и специфике товара (работы, услуги), условиях оплаты.

Как отметила  специалист,  потребители в случае нарушения своих  прав и интересов,  могут обратиться в Агентство по короткому номеру 1159 или  через веб-сайт сonsumer.uz.

Мухайё Тошкораева, УзА