Согласно информации, представленной руководителем информационной службы Агентства по защите прав потребителей Мохрухсор Тогаевой на брифинге в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, за прошедший период 2022 года были нарушены права и интересы более 2 млн потребителей. Размер ущерба, причиненного потребителям, составляет 40 миллиардов сумов.
Как отмечалось, в Агентство по защите прав потребителей поступило около 12 тысяч обращений. 40 процентов из них касаются жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспортных услуг, 38 процентов — услуг в сферах торговли и общественного питания, 16 процентов — сфер связи, финансов и социальных услуг, 6 процентов — вопросов рекламных отношений и других.
В процессе рассмотрения и изучения обращений специалистами Агентства было выявлено, что нарушены права и интересы около 2 млн 240 тыс. потребителей. На сегодняшний день усилиями Агентства в пользу потребителей осуществлен перерасчет в размере более 24,5 млрд сумов. Принимаются необходимые меры по перерасчету оставшихся денежных средств в интересах потребителей.
Около 1 тысячи 500 обращений, поступивших от потребителей, связаны с вопросами приобретения продуктов питания с истекшим сроком годности, без даты изготовления, некачественных и непригодных к употреблению.
В связи с этим Агентство изучило условия хранения различных продуктов питания и соблюдение требований безопасности в процессе их реализации покупателям почти в 9 тысячах магазинах розничной торговли республики.
В результате более чем в 1 тысяче были выявлены нарушения требований розничной торговли, связанные с хранением продукции на открытом солнце, реализацией мяса и мясных изделий, молока и молочных продуктов на необорудованных торговых прилавках, реализацией яиц под палящим солнцем.
Из-за отсутствия в магазинах специальных холодильников, несоблюдения условий хранения продуктов питания их состав быстро портится, они реализуются потребителям в некачественном виде, а это может нанести серьезный вред здоровью людей.
Кроме того, в процессе изучения 192 дехканских рынков республики в 1474 торговых точках из 51 тысячи (2,8 процентов) была проведена метрологическая проверка весов. В остальных — более 49 500 точках сертификаты на весы вовсе отсутствовали.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем в сфере торговли являются он лайн покупки. За прошедший период 2022 года Агентство получило 392 обращения об электронной торговле.
Следует отметить, что в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в редакции 2022 года при реализации товаров (работ, услуг) с использованием информационных систем, продавец (изготовитель, исполнитель) должен предварительно предоставить потребителю информацию об обязанностях продавца и потребителя, условиях расторжения договора , ответственности продавца за доставку товара, адрес продавца для приема рекламаций, об основных потребительских характеристиках и специфике товара (работы, услуги), условиях оплаты.
Как отметила специалист, потребители в случае нарушения своих прав и интересов, могут обратиться в Агентство по короткому номеру 1159 или через веб-сайт сonsumer.uz.
Мухайё Тошкораева, УзА