Как показывает мировая практика, у прогресса много направлений и методов. Кто-то начинает реформы с поднятия экономики, а другой уделяет внимание сельскому хозяйству.

Кто-то считает развитие предпринимательской деятельности приоритетным направлением. С логической точки зрения, все это правильно. Но, есть одно «но»…

После вступления в должность Президента Шавкат Мирзиёев усилил внимание к системе образования. Глава Узбекистана разработал концепцию просвещения, включающую в себя все системы – начиная от системы дошкольного образования до школьного, от среднего специального до высшего образования, вплоть до научно-исследовательских институтов при Академии наук Республики Узбекистан.

Какая система образования досталась Президенту Шавкату Мирзиёеву в 2016 году? Полностью ликвидированные детские сады, школы, находившиеся на грани кризиса, неэффективные профессиональные колледжи, университеты и институты, пришедшие в упадок в результате сокращений и нерациональных реформ, закрытые научно-исследовательские институты, выдворенные ученые, профессора-педагоги, получающие мизерную зарплату, учащиеся, учителя, преподаватели, студенты, уставшие от принудительного труда, образовательные учреждения, пришедшие в плачевное состояние, утраченное доверие нашего народа…

Прежде всего, для решения этих проблем требовались огромные средства. Здесь речь идет о невозвратимых, выражаясь словами экономистов, миллиардах, триллионах, которые не дадут своего результата за 2-3 года.

Однако Президент не побоялся, не отступил назад. Образовательные реформы приобрели первостепенное и приоритетное значение. Рациональные преобразования начались во всех сферах. При этом сфера образования оставалась в числе приоритетных.

Президент знал, он понимал, глубоко осознавал, что с такой слабой образовательной системой далеко не уйти. В этой связи система образования была определена и принята в качестве фундамента строительства Нового Узбекистана. С необразованными и невежественными людьми невозможно построить новое общество. Даже если построишь, оно не будет прочным и не прослужит долгие годы.

Лауреат Нобелевской премии, профессор университета Каролины (США) Азиз Санжар, посетивший в 2018 году Самаркандский государственный университет, поинтересовался у меня об образовательных реформах, осуществляемых в Узбекистане. Я рассказал ему о преобразованиях и новшествах в школах и высших учебных заведениях. Он также поинтересовался деятельностью дошкольных образовательных учреждений. Я ответил ему, что им тоже уделяется особое внимание, и даже было создано Министерство дошкольного образования.

– Президент Шавкат Мирзиёев обладает глубоким мышлением, он образованный и дальновидный человек, а прежде всего – глава государства, любящий свой народ, – отметил Азиз Санжар. – Ярким тому подтверждением служит тот факт, что, во-первых, он начал реформы именно с системы образования. Во-вторых, когда речь идет об образовании, многие упускают из виду сферу дошкольного образования. На самом деле, дошкольные образовательные учреждения являются стержнем системы образования. Люди, не познавшие этой истины, не смогут добиться желаемого результата. Внимание, уделяемое Президентом Ш.Мирзиёевым системе образования должно служить примером для глав государств всего мира…

Раньше при одной мысли о школе у меня болела душа. Мне было жаль учителей, учащихся и их родителей. Почему? Мы разделили школьное образование на две части, направили детей в принудительном порядке в колледжи. В результате мы упустили многое не только в образовании, но и в воспитании. Президент вернул школьное образование в проверенную временем и эффективную 11-летнюю систему образования.

О материально-технической базе школ не могло быть и речи. Учителя бросили работу и уехали за границу. В школах с каждым годом рос дефицит предметников. Усилились невежество и неграмотность. Школьных учителей измотал принудительный труд. Статус и авторитет учителей в обществе опустился до самого низкого уровня. Только подумайте, даже независимость не смогла освободить наш народ от принудительного труда. В результате система образования полностью выбилась из колеи.

Президент Шавкат Мирзиёев героически снял с учителей, преподавателей и студентов это клеймо и проклятие под названием «принудительный труд». На самом деле настоящее свобода – это не привлечение наших детей, учителей и ученых нации к принудительному труду. Нам удалось избавиться от этого недуга лишь по истечении 25 лет после обретения нашей страной независимости и благодаря сильной политической воле Президента Шавката Мирзиёева.

Повысилась заработная плата учителей. Улучшилось состояние школ. В образовательной системе сформировались принципы единства и солидарности. Независимо от того, в каком регионе находится, Президент Шавкат Мирзиёев обязательно посещает школы, беседует с учителями. Осуществляется огромная работа по поддержке ветеранов сферы образования. Сегодня претворяются в жизнь слова Абдурауфа Фитрата: «Школа – главная ступень в жизни каждого человека».

– Я работаю в школе почти на протяжении 40 лет, – говорит директор средней школы № 17 Каттакурганского района, отличник народного образования Хакикат Хамроева. – Однако за последние пять-шесть лет была создана совершенно новая школьная система. Со всей уверенностью и ответственностью хотелось бы отметить, что все учителя нашей страны очень довольны и признательны Президенту за это. Сегодня учителя получают всемерную поддержку, повысился их статус. Все более укрепляется их роль и место в обществе. Любое общество, построенное на основе просветительства, будет прочным, будет служить будущим поколениям. Коллектив нашей школы по праву гордится тем, что в 2003 году ее посетил тогдашний глава Самаркандской области Президент Шавкат Мирзиёев.

Мне так неприятно вспоминать события, произошедшие в сфере высшего образования в недалеком прошлом. Перед моим взором проходят сокращавшиеся из года в год квоты на прием, оставшиеся без работы профессора и преподаватели, обедневшие ученые, чьей заработной платы едва ли хватало на обед и проезд, распавшиеся научные школы и лаборатории, молодежь, которая была вынуждена учиться за границей, измученные в хлопотах родители, опустевшие образовательные учреждения. А самое обидное, все это происходило в годы независимости.

Страна, где не ценят ученых, никогда не будет развиваться и двигаться к прогрессу. В такой стране народ будет обречен на муки. Этому мы стали свидетелями в нашем недалеком прошлом.

В 2016 году в Самаркандском государственном университете обучалось свыше 6 тысяч студентов. За пять лет их число приблизилось к 30 тысячам. За прошедшие 60 лет в СамГУ было построено два здания, а за последние три года ускоренными темпами строятся 11 учебных корпусов и лаборатории, общежития. Эти сооружения строятся в основном за счет внебюджетных средств. Следует отметить, что на это не только дали разрешение, но и появились финансовые возможности.

На сегодняшний день наш университет имеет два филиала – Каттакурганский и Ургутский. Вместе с тем в нынешнем году впервые открыт прием в Институт агробиотехнологий и продовольственной безопасности и Институт инженерной физики.

Это может послужить ярким примером внимания и заботы Президента.

Президент выдвигает идею еще большего приближения высшего образования к народу. Почему? Потому что молодежи, которой не была предоставлена возможность учиться, трудно говорить о будущем. За прошедший период в данном направлении была допущена грубая ошибка. Наши слова подтверждает и тот факт, что на сегодняшний день количество отечественных высших учебных заведений увеличилось в разы.

– Я полностью поддерживаю усилия на пути к Третьему Ренессансу, начатые в Узбекистане по инициативе Президента Шавката Мирзиёева, – говорит ректор Стамбульского университета, профессор Махмут Ак. – Узбекистан является колыбелью самых великих ученых и мыслителей мира. Это – родина науки, священная земля, которой по праву гордится весь тюркский мир. Убежден, что внимание, уделяемое в Узбекистане развитию науки в скором времени даст ожидаемые результаты. Нет сомнения, что Узбекистан в ближайшее время превратится в центр науки тюркского мира. Ведь, для этого имеются все основания – великое прошлое, просвещенное будущее. Наш университет тесно сотрудничает с Самаркандским государственным университетом. Впереди нас ждет колоссальная практическая работа…

На встрече с членами Конституционной комиссии, состоявшейся 20 июня 2022 года, Президент Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд предложений, направленных на дальнейшее возвышение чести и достоинства человека в обновляемой Конституции. Проанализировав их, я пришел к следующему выводу: думаю, что обновляемая Конституция послужит основой для несформированной до конца национальной идеи. Думаю, что это послужит не только идейной, но и идеологической основой Третьего Ренессанса, заложенного Президентом страны.

В стране, чей Президент ценит науку, оказывает почтение ученым, формируется просвещенное общество, воспитываются патриотичная и любящая свою нацию молодежь. Ценится история, формируется настоящее, укрепляется вера в будущее.

Узбекистан и в прошлом поражал весь мир своими великими учеными и их богатым наследием. И сегодня у нас имеются все условия и возможности для того, чтобы со своими знаниями и талантом покорить мир.

При этом хотел бы привести следующие факты:

В постановлении Президента Шавката Мирзиёева «Об организационных мерах по реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы» отмечено, что в программу реализации проектов создания и внедрения высшими образовательными организациями новых разработок и технологий в 2022-2023 годах вошли 18 проектов профессоров-преподавателей Самаркандского государственного университета на сумму 10 миллиардов 742 миллиона сумов.

В перечень драйверных инновационных проектов, реализуемых высшими образовательными учреждениями в 2023-2026 годах, внесены 5 инновационных проектов ученых Самаркандского государственного университета на сумму 12 миллиардов 200 миллионов сумов…

Теперь скажите, когда еще системе образования были предоставлены такие возможности и средства?!

Убежден, что созданная Президентом Шавкатом Мирзиёевым концепция просвещения будет способствовать прославлению нашей Родины и нации во всем мире.

Рустам Холмуродов,

ректор Самаркандского государственного университета, профессор, член Сената Олий Мажлиса