28 апреля 2022 года в Ташкенте начало работу двадцать пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

В заседании, состоявшемся в формате видеоконференции, приняли участие сенаторы, члены правительства, представители министерств и ведомств, а также работники отечественных и зарубежных средств массовой информации.

Сначала сенаторы рассмотрели Закон «О почтовой связи».

Данный закон в новой редакции направлен на развитие деятельности почтовой связи на рынке услуг и регулирование отношений в сфере почтовой связи.

Законом расширяются основные направления государственной политики в области почтовой связи, предусматривается развитие государством почтовой связи в соответствии с международными нормами и стандартами, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль, развитие государственно-частного партнерства, стимулирование внедрения передовых инновационных, информационно-коммуникационных технологий.

Данным законом государственным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства о почтовой связи, определена Государственная инспекция по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций Республики Узбекистан.

Законом определяется, что информация об адресных данных пользователей, о почтовых и курьерских отправлениях, их содержании, а также иные сообщения, входящие в сферу деятельности операторов и провайдеров почтовой связи, составляет тайну почтовой связи, и это гарантируется государством.

Закон также дополняется новой нормой о мерах по обеспечению безопасности почтовой связи. В частности, безопасность почтовой связи представляет собой определенный законодательством комплекс мероприятий, направленных на защиту тайны почтовой связи, обеспечение сохранности почтовых и курьерских отправлений, средств почтовой связи.

Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы обсудили Закон «О питьевом водоснабжении и отведении сточных вод».

Данным законом Министерство жилищно-коммунального обслуживания определяется специально уполномоченным государственным органом в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, Инспекция по контролю за использованием питьевой воды при министерстве и ее территориальные инспекции – органами, осуществляющими государственный контроль в сфере, и устанавливаются их полномочия.

Предоставляется право на требование от организации питьевого водоснабжения компенсации половины суммы, признанной судом как необоснованный расчет за услуги.

Кроме того, Инспекции по контролю за использованием питьевой воды предоставляется право на взыскание компенсации с лиц за сброс сточных вод, загрязненных сверх нормы.

Законом предусматривается, что питьевая вода поставляется транспортом для подачи питьевой воды в районы, где отсутствует сеть питьевого водоснабжения, при авариях в трубах и конструкциях, проведении ремонтно-восстановительных работ на сетях питьевого водоснабжения при чрезвычайных ситуациях.

Благодаря реализации данного закона будет создана действенная правовая база, направленная на устойчивое развитие сферы и повышение качества услуг, предотвращение потерь питьевой воды из-за неисправностей, предупреждение случаев незаконного подключения потребителей к трубопроводам питьевой воды и сточных вод, достижение внедрения открытых и равноправных механизмов между потребителями и организациями, оказывающими услуги.

Закон был одобрен сенаторами.

После этого обсуждался Закон «О трансплантации органов и тканей человека», усовершенствованный на основе предложений, высказанных главой государства.

На основе высказанных предложений сенаторами совместно с соответствующими министерствами и ведомствами, а также постоянными комиссиями Кенгашей на местах разработана «дорожная карта» по обеспечению эффективного исполнения закона.

«Дорожная карта» охватывает такие направления, как разработка подзаконных актов, необходимых для качественного осуществления трансплантационных процессов, приближение трансплантационной службы к населению и налаживание практики трансплантации почек во всех регионах, улучшение материально-технической базы государственных медицинских учреждений, занимающихся трансплантацией, а также подготовка высококвалифицированных кадров для трансплантационной службы.

Сенатом будет установлен постоянный контроль за выполнением задач, определенных в законе и «дорожной карте», и ежемесячно будут проводиться слушания по исполнению «дорожной карты».

С принятием данного закона появится возможность совершенствования нормативной базы сферы, дополнения действующих законодательных основ государственной политики, направленной на правовую и социально-экономическую защиту населения.

Закон также служит сокращению числа случаев, приводящих к смерти вследствие заболеваний и необратимых процессов в органах человека.

Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы обсудили Закон «Об охранной деятельности».

Защита жизни и здоровья физических лиц, их имущества и объектов от посягательств, сохранение общественного порядка на территории охраняемых объектов, профилактика и пресечение правонарушений являются основными задачами закона.

Законом утверждается перечень субъектов, осуществляющих охранную деятельность, устанавливается недопустимость осуществления охранной деятельности организациями иностранных государств, а также частными охранными организациями иностранных государств, за исключением случаев обеспечения безопасности гостей высокого уровня, прибывших с краткосрочным визитом на территорию Республики Узбекистан.

Также законом предусмотрены нормы, касающиеся прав и обязанностей военнослужащих, сотрудников, рабочих и служащих субъектов, осуществляющих охранную деятельность, требований, предъявляемых к кандидатам на эти должности, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы, профессиональной, физической и боевой подготовки военнослужащих и сотрудников.

Законом закрепляются нормы, связанные с обстоятельствами, при которых возможно применение физической силы, условиями применения специальных средств и служебного оружия, а также ответственность за нарушение законодательства об охранной деятельности.

Закон одобрен сенаторами.

После этого обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже».

Сенаторами отмечалось, что в настоящее время в условиях унификации законодательства на региональном и международном уровнях как на национальном, так и на международном уровне международный арбитраж, который является одним из основных элементов рыночных отношений, приобретает все большее значение как альтернативная, внесудебная форма разрешения коммерческих споров.

Отмечалось, что принят Закон «О международном коммерческом арбитраже» в целях уменьшения расходов хозяйствующих субъектов при урегулировании споров в данной сфере, установления механизмов признания и исполнения арбитражных решений и повышения на этой основе авторитета страны в регионе при решении спорных вопросов международных договоров. В целях обеспечения реализации норм Закона «О международном коммерческом арбитраже» вносятся соответствующие изменения и дополнения в Экономический процессуальный кодекс и Закон «О государственной пошлине».

Кроме того, в изменениях, вносимых в Закон «О государственной пошлине», устанавливаются взимание и размер государственной пошлины с заявлений об обжаловании решения арбитража.

Данный закон также одобрен сенаторами.

На пленарном заседании также рассмотрен Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы медико-социальных услуг в Республике Узбекистан».

В последние годы были разработаны и приняты важные документы по совершенствованию законодательства, касающегося прав нуждающихся в социальной помощи слоев населения.

Закон, который внесен для обсуждения на пленарном заседании, разработан с учетом принятия Закона «О правах лиц с инвалидностью» и последних реформ в сфере оказания медико-социальных услуг.

Кроме того, в Кодексе об административной ответственности устанавливается ответственность за несоблюдение требований по созданию в гостиницах условий для лиц с инвалидностью.

В Закон «Об охране здоровья граждан» предусматривается также внесение таких изменений и дополнений, как сущность медико-социальной экспертизы, а в Закон «О гарантиях прав ребенка» – понятие детей с инвалидностью.

Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы обсудили Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства об оружии».

Отмечалось, что помимо огнестрельного оружия Закон «Об оружии» дает разрешение на владение пневматическим, газовым, сигнальным, клинковым, метательным оружием и электрошоковыми устройствами.

Однако в нашем законодательстве нет ответственности за незаконное владение вышеуказанным неогнестрельным оружием.

Проще говоря, нет гарантии того, что владелец неогнестрельного оружия не будет использовать его в различных преступных целях.

Поэтому обсуждаемый сегодня закон предусматривает внесение изменений в 2 действующих кодекса и 6 законов.

Функции государственного регулирования и контроля за оборотом оружия и боевых припасов к нему передаются от Национальной гвардии органам внутренних дел.

Предусматривается уголовная и административная ответственность за незаконный оборот неогнестрельного оружия или нарушение правил оборота оружия.

Возрастной ценз для права граждан Республики Узбекистан на приобретение гражданского охотничьего оружия и боевых припасов к нему устанавливается в двадцать пять лет (в действующем законодательстве – двадцать один год).

Кроме того, предусматривается запрет на дарение гражданского оружия и боевых припасов к нему.

Закон одобрен сенаторами.

После этого рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о карантине и защите растений».

Данным законом вносятся изменения в 1 кодекс и 5 законов.

В частности, в Кодексе об административной ответственности определяются дела об административных правонарушениях, связанных с органами карантина и защиты растений.

Кроме того, в Законе «О лицензионных, разрешительных и уведомительных процедурах» предусматривается, что лицензия на оптовую и розничную продажу минеральных удобрений, химических средств защиты растений будет выдаваться на ограниченный срок.

В результате принятия настоящего закона будет достигнуто своевременное и качественное проведение мероприятий по предупреждению появления вредных организмов при производстве, заготовке, хранении, транспортировке, переработке и реализации подкарантинной продукции, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за несоблюдение требований закона.

Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы обсудили Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы управления многоквартирными домами».

Согласно анализу в течение последних пяти лет в сфере содержания и эксплуатации многоквартирного жилья в результате изучения на соответствие правилам техники безопасности более 37 тысяч многоквартирных домов в более 61 тысячи случаев выявлены самовольные строения, возведенные собственниками недвижимости в жилом фонде и на прилегающих к нему территориях.

Однако существует ряд сложностей с представлением материалов такого содержания в суды в связи с тем, что при подаче заявлений об устранении в принудительном порядке незаконных строений, определена заблаговременная уплата государственной пошлины.

В ходе обсуждений сенаторами отмечалось, что действующее законодательство освобождает товарищества собственников жилья от налогообложения в случае оказания услуг по благоустройству земель, прилегающих к многоквартирным домам, и иных услуг, оказываемых населению, но эти льготы не применяются в отношении управляющих организаций, что создает различные разногласия.

Данным законом в целях устранения этих пробелов вносятся соответствующие изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности, Налоговый кодекс и Закон «О государственной пошлине».

В результате реализации данного закона будет достигнуто предупреждение нарушений в сфере коммунального хозяйства, в том числе при содержании и эксплуатации многоквартирных домов, а также создании условий для безопасного проживания населения. Вместе с тем появится возможность улучшить архитектурный облик населенных пунктов и повысить уровень жизни населения.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании также заслушан отчет Кабинета Министров об итогах исполнения в первом квартале 2022 года Государственной программы по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли».

В I квартале текущего года принято 59 нормативно-правовых и иных актов по важнейшим направлениям государственной и общественной жизни.

Благодаря принятым мерам в экономике достигнут ряд положительных результатов.

В частности, по отношению к аналогичному периоду прошлого года объем валового внутреннего продукта составил 105,8 процента. Объем торгового оборота достиг 59,1 трлн сумов, что составляет 110,8 процента по отношению к уровню прошлого года. Освоены иностранные инвестиции в размере 2 млрд 448 млн долларов. Данный прогнозный показатель выполнен на 167 процентов. Экспорт республики (без специального экспорта) составил 2,7 млрд долларов и вырос на 15 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Особое внимание уделяется усилению роли института махалли. В частности, построено 695 махаллинских комплексов, реконструированы 16 махаллинских зданий, в 55 проведен текущий ремонт, в 205 строительно-ремонтные работы продолжаются.

Кроме того, в целях обеспечения спокойствия и безопасности махаллей налажена деятельность 6 822 общественных патрульных групп «Фидокор ёшлар», в которые вовлечены 14 957 молодых людей.

Принят ряд мер по поддержке нуждающегося в социальной защите населения.

Так, в открытых электронных конкурсах 55,9 тысячи гектаров земли выделено 256 тысячам победителей, в том числе более 81 тысячи семей, состоящим в списках «железной тетради», «женской тетради» и «молодежной тетради», выделено 13,8 тысячи гектаров, более 15 тысячам граждан, вернувшимся из-за рубежа, – 2,5 тысячи гектаров земельных участков.

Отремонтировано нуждающееся в ремонте жилье 1,7 тысячи из 2,1 тысячи семей (80,1 процента) лиц с инвалидностью. 268 семьям из 847 семей, проживающим в нежилых помещениях (32 процента), выделено жилье, а 456 семьям (54 процента) оплачивается арендная плата за жилье.

На заседании сенаторами отмечалось, что наряду с проводимой работой по обеспечению исполнения госпрограммы, имеются и некоторые недостатки.

В частности, затягивается процесс принятия проектов соответствующих нормативно-правовых актов, разработанных во исполнение ряда пунктов программы. А это не позволяет осуществить соответствующие изменения в таких важных сферах, как либерализация экономики, обеспечение экологической безопасности, развитие медицины.

В ходе обсуждения исполнения государственной программы сенаторы также обратили особое внимание на вопросы, вызывающие многочисленные возражения со стороны населения.

По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

Далее сенаторы заслушали информацию директора Агентства по делам молодежи по исполнению постановления Сената «О внедрении рейтинговой системы реализации государственной молодежной политики в регионах».

В целях разъяснения сути и значения рейтинговой системы организованы учебные семинары в 14 регионах, обеспечено участие около 700 ответственных работников.

Внедрена платформа молодежного портала yoshlarportali.uz по внедрению централизованной электронной системы рейтинговой оценки.

Совместно с Государственным комитетом по статистике разработана методика рейтинговой оценки регионов на основе индикаторов. Данная методика предусматривает, что статистические данные, полученные из регионов в соответствии с индикаторами, рассчитываются без человеческого фактора по специально разработанной формуле.

Кабинетом Министров разработан порядок материального и морального стимулирования на основе рейтинговой оценки глав трех регионов и их заместителей, ответственных за вопросы молодежи, добившихся самых высоких показателей. Согласно этому порядку предусмотрено строительство в регионах-победителях многофункциональных молодежных комплексов, состоящих из спортивных залов, кружков по пяти важным инициативам, объектов бытового обслуживания молодежи.

Проводимая работа по исполнению постановления обсуждалась на заседаниях Комитета Сената по вопросам молодежи, культуры и спорта с участием сенаторов, экспертов, представителей ответственных министерств и ведомств, заведующих секретариатами местных Кенгашей и членов Молодежного парламента.

Организованы брифинги в целях информирования широкой общественности о содержании и значении новой рейтинговой системы, механизме ее реализации, обязанностях ответственных работников и ожидаемых результатах.

Определены направления формирования «Баланса молодежи», ведения «молодежной тетради» и реализации молодежной программы по системному решению проблем молодежи в разрезе махаллей.

Запущена электронная платформа «молодежная тетрадь» для решения проблем молодежи, оценки состояния проводимой в этом направлении работы.

По итогам инвентаризации сформирован «Баланс молодежи» на основе данных о более 8,4 млн молодых людей республики.

В 9 348 махаллях республики также налажена деятельность лидеров молодежи.

В целях поддержки деятельности лидеров молодежи внедрен электронный механизм оценки ключевых показателей эффективности (KPI). Проведенная работа оценивается в 5 этапов в разрезе соответствующих сфер на уровне махалли – сектора – района (города) – области – республики.

В ходе обсуждения наряду с проводимой работой по исполнению постановления Сената уделено внимание и некоторым недостаткам, которые необходимо устранить.

Так, неудовлетворительной является работа подведомственных подразделений Агентства по делам молодежи по обобщению данных рейтинговой оценки на основе индикаторов и представлению их в местные Кенгаши народных депутатов.

Недостаточно налажено взаимодействие между министерствами и ведомствами, ответственными за рейтинговую систему, а также хокимиятами на местах, в результате чего формируется не соответствующая друг другу информация, что негативно сказывается на ведении точной и достоверной статистики по молодежи.

В регионах не завершена также работа по выявлению и поощрению победителей среди районов и городов на основе рейтинговой системы.

По итогам обсуждения принято постановление Сената, направленное на устранение указанных проблем.

Затем сенаторы заслушали информацию заместителя Премьер-министра Ш.Ганиева о состоянии обеспечения гарантий деятельности фермерских хозяйств.

Из года в год растет роль фермерских хозяйств в экономике страны. В частности, в этой сфере занято 25 процентов трудоспособного населения республики. Более 80 видов сельскохозяйственной продукции, выращиваемой фермерами, экспортируется в 66 стран.

Вместе с тем отмечалось, что существует ряд проблем и недостатков в обеспечении правовых гарантий деятельности фермерских хозяйств.

Так, констатировалось, что в настоящее время не существует единой практики формирования статистических данных о деятельности фермерских хозяйств, имеются расхождения между количеством фермерских хозяйств, выделенными им земельными площадями и другими статистическими данными в связи с тем, что статистические данные ведутся почти десятью государственными органами и организациями.

Это в свою очередь не позволяет сформировать точную информацию о фермерских хозяйствах и правильно проанализировать проблемы в их деятельности.

Нет возможности оформить договор страхования с фермерскими хозяйствами в электронном виде, а также не разработана единая практика и методика формирования показателя средней урожайности при определении страховой суммы, подлежащей возмещению при наступлении страхового случая.

Отсутствуют также механизмы использования права фермеров на землю в качестве кредитной гарантии, в результате чего инвестиционная активность фермера замедляется.

Поэтому отмечалась необходимость дальнейшего совершенствования отношений, связанных с правом собственности на землю, и доведения земельных отношений до уровня реальных рыночных отношений.

По итогам обсуждений принято соответствующее постановление Сената.

После этого заслушана информация министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии правовой пропаганды и просвещения в 2021 году.

Отмечалось, что пересмотрены и адаптированы к современным требованиям показатели оценки пропагандистской деятельности государственных органов и организаций, в целях предупреждения бумажной волокиты при оценке деятельности государственных органов и организаций в сфере правовой пропаганды запущен “htb.huquqiyportal.uz”.

Около 14 тысяч работников государственных органов и организаций прошли онлайн-обучение. Для широких слоев населения через портал kurslar.huquqiyportal.uz организованы юридические курсы онлайн по ряду направлений (права женщин, трудовое право, брачно-семейные отношения, предпринимательство и ведение бизнеса, ипотечное кредитование).

По результатам мониторинга правовой пропаганды, проведенного Министерством юстиции, образцовыми признаны Министерство внутренних дел (95,4 балла), Министерство обороны (73,8 балла), Министерство по поддержке махалли и семьи (73,5 балла).

Вместе с тем отмечались некоторые проблемы, связанные с состоянием правовой пропаганды и просвещения.

Так, неудовлетворительной признана работа Инспекции по контролю за качеством дорожно-строительных работ, Агентства по развитию государственно-частного партнерства, Агентства по развитию страхового рынка по повышению правовой культуры в обществе.

Сенаторы отметили, что для повышения правовой культуры в обществе необходимо прежде всего укреплять правовые знания государственных служащих, которые должны быть примером для населения.

В ходе обсуждения также проанализированы и приоритетные планы на будущее.

В частности, подчеркивалась необходимость повышения правовой культуры и сознания населения, совершенствования эффективного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и образовательными организациями.

По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

На пленарном заседании Сената обсуждены также результаты проведенного мониторинга состояния исполнения законов, правоприменительной практики и принятия подзаконных актов.

Как отмечалось в докладе, в целях кардинального повышения качества законотворческой деятельности, правового обеспечения осуществляемых реформ комитеты Сената провели мониторинг 13 законов.

Анализ показал, что прямое функционирование отдельных законов не обеспечено, отсылочные нормы в основном регулируются подзаконными актами, а также нормы отдельных законов на практике создают несоответствия, что в свою очередь требует пересмотра законов исходя из требований сегодняшнего дня и принятия их в новой редакции.

В частности, отмечалось, что в законы не включаются базовые термины и основные понятия, не определяется специально уполномоченный государственный орган и его полномочия, не предусмотрены нормы о международном сотрудничестве, отдельные нормы повторяются, отсутствуют нормы по предупреждению коррупциогенных факторов посредством широкого применения информационных систем.

Наряду с этим отмечалось, что в результате мониторинга, проведенного комитетами Сената совместно с Институтом проблем законодательства и парламентских исследований при парламенте и другими заинтересованными ведомствами и организациями, был разработан ряд предложений, направленных на совершенствование законодательства, устранение проблем, встречающихся на практике.

Принято постановление Сената, предусматривающее направление в Кабинет Министров рекомендаций по разработке указанных законов в новой редакции.

Парламентарии заслушали также информацию сопредседателя Национальной комиссии по вопросам детей о деятельности в течение прошедшего периода.

Как известно, Указом Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка» от 9 августа 2021 года налажена деятельность Национальной комиссии по вопросам детей и территориальных комиссий.

Налажена деятельность сектора Кабинета Министров по вопросам защиты детей как рабочего органа Национальной комиссии и территориальных комиссий, секретариатов по вопросам защиты детей при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента, центров защиты детей при районных (городских) хокимиятах. В целях повышения квалификации специалистов сферы организованы адресные учебные семинары.

Прекращена деятельность 10 домов «Мехрибонлик», 4 детских городков и 2 детских домов в связи с тем, что 1392 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитывались в домах «Мехрибонлик», детских городках и «SOS»-детских деревнях, переданы на воспитание в свои семьи и близким родственникам.

Министерством народного образования создана платформа mu.maktab.uz с целью сокращения человеческого фактора и цифровизации процесса усыновления.

Соответствующим постановлением правительства утверждены Положение о порядке внедрения системы «Мехр дафтари», направленной на всестороннюю поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Положение о Фонде поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в «Мехр дафтари». В этот Фонд поступило более 18 млрд сумов.

Сенаторы обратили внимание на то, что наряду с проделанной работой существуют и проблемы, которые необходимо решать.

В частности, нельзя сказать, что Национальной комиссией на должном уровне выполняется задача координации деятельности государственных органов и организаций, а также территориальными комиссиями – в сфере защиты прав, свобод и законных интересов детей.

В целях совершенствования деятельности семейных детских домов не принят нормативно-правовой акт по расширению системы выплат, льгот, компенсаций семьям и родителям, принявшим детей, а также пересмотру и совершенствованию деятельности Республиканского центра социальной адаптации детей.

В связи с тем, что специалисты районных (городских) секторов по защите детей не имеют навыков пользования платформой «Мехр дафтари», не в должной мере организована работа по внедрению данной системы. На платформе mu.maktab.uz, созданной с целью сокращения человеческого фактора в процессе усыновления, не налажена электронная очередь кандидатов, желающих усыновить.

Не разработаны минимальные нормативы для семей, принимающих под опеку и попечительство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не налажена работа по выявлению семей (фостер) с профильным профессиональным потенциалом и размещению в них детей на основе опыта развитых зарубежных стран.

В регионах не обеспечена регулярность и продолжительность занятий при индивидуальном обучении на дому детей, нуждающихся в длительном лечении. Директора и учителя большинства школ не знают нормативные документы по проведению индивидуальных занятий, отсутствует табель оценки (усвоения), не сформированы дела учащихся. Не приняты меры по содействию социализации данной категории учащихся.

По итогам обсуждения сенаторами принято постановление, в котором закреплены меры, направленные на устранение перечисленных проблем, а его исполнение взято на контроль.

На этом первый день работы двадцать пятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан