17 марта 2022 года в Ташкенте начало работу двадцать четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В пленарном заседании, прошедшем в формате видеоконференцсвязи, приняли участие члены правительства и руководители ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате, а также представители отечественных и зарубежных средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире по телеканалам «O’zbekiston» и «UzReport», а также через официальный сайт www.senat.uz и страницы Сената в социальных сетях.

Сначала сенаторы заслушали информацию Министерства иностранных дел Республики Узбекистан о деятельности в 2021 году.

Отмечалось, что в отчетном периоде министерство в соответствии с внешнеполитическим курсом Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева осуществляло свою деятельность по продвижению интересов республики на международной арене, обеспечению благоприятных внешних условий для развития страны, укреплению взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, координации деятельности государственных структур в сфере международных отношений.

В 2021 году организовано 8 зарубежных визитов и около 150 различных встреч на высшем уровне, онлайн-бесед и телефонных переговоров. Благодаря растущему авторитету Узбекистана на международной арене в рамках ООН и ОБСЕ приняты 5 специальных резолюций по более 50 международным инициативам нашей страны.

В ходе обсуждения подчеркнута высокая оценка международной общественностью политики и инициатив Узбекистана по ситуации в Афганистане.

Приоритетное внимание во внешней политике страны в истекшем 2021 году уделялось «экономической дипломатии». С целью повышения результативности и своевременного решения проблем, возникающих у зарубежных партнеров, дипломатическими представительствами создана индивидуальная система работы с каждым инвестиционным проектом. Организовано свыше 1 100 визитов деловых кругов зарубежных стран в Узбекистан.

Одним из значимых достижений внешней политики страны стало предоставление Европейской комиссией Узбекистану с 10 апреля 2021 года статуса бенефициара системы «GSP+».

Благодаря системной и скоординированной работе министерства и дипломатических представительств страны за рубежом в 2021 году заключено 912 торговых соглашений на общую сумму 686,3 миллиона долларов.

Вместе с тем в процессе изучения, проведенном Сенатом с участием депутатов местных Кенгашей и экспертов, отмечен ряд сохраняющихся недостатков в работе диппредставительств в регионах страны.

Сенаторы отметили недостаточную проработанность инициируемых посольствами инвестиционных проектов, ввиду чего существенная их часть признается бесперспективной — в среднем около четверти проектов не доходят до стадии реализации. Так, по Каракалпакстану из 54 предложенных дипмиссиями проектов 13 были признаны бесперспективными. По Ташкентской области из 41 проекта 11 не реализуются.

Указано также на недостаточный уровень взаимодействия ряда дипмиссий с регионами республики. К примеру, несмотря на заключенные соглашения и договоры, по ряду стран-партнеров отсутствуют практические результаты межрегионального сотрудничества.

По итогам всестороннего и открытого обсуждения принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Далее сенаторы рассмотрели Закон «Об утверждении Трудового кодекса Республики Узбекистан».

Сенаторы отметили, что действующий Трудовой кодекс, принятый в 1995 году, не соответствует современным реалиям и не учитывает ответственность работодателя, активное развитие новых, разнообразных форм вовлечения граждан в трудовую деятельность в процессе развития частного предпринимательства, а также не создает достаточных условий, позволяющих работодателям, в частности, выбирать более простые формы привлечения дополнительных работников к труду.

Подчеркивалось, что при разработке Трудового кодекса в новой редакции глубоко изучен опыт зарубежных стран и международных организаций, в том числе Германии, Швеции, Норвегии, Великобритании, Латвии, Эстонии, Японии, Южной Кореи и стран СНГ.

Кодекс посвящен отдельным институтам трудового права и включает новые нормы, такие как занятость, индивидуальные трудовые отношения, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, защита трудовых прав работников, рассмотрение трудовых споров.

Также в ходе предварительного рассмотрения нового кодекса в комитетах Сената широко обсуждены предложения, поступившие от соответствующих государственных и негосударственных организаций, социальных сетей и граждан.

В частности, особое внимание уделено основным принципам правового регулирования индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними общественных отношений, факторам дискриминации в трудовых отношениях, нормам, включенным в отношении служебных расследований и коллективных трудовых споров.

Отмечалось, что принятие Трудового кодекса в новой редакции служит обеспечению баланса интересов работников и работодателей с учетом требований рыночной экономики, упрощению внедрения трудового законодательства в сферу малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, а также учету особенностей правового регулирования труда наемных работников в указанных сферах, приведению положений Трудового кодекса в соответствие с нормами международного права, в том числе с международными договорами, ратифицированными Республикой Узбекистан.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

После этого рассмотрен Закон «О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности».

Данный закон разработан во исполнение Указа Президента «О Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020 — 2025 годы» и Государственной программы «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения».

Законом систематизируются нормы, регулирующие деятельность микрокредитных организаций, ломбардов и организаций по рефинансированию ипотеки, имеющих право на осуществление отдельных видов финансовых операций банков.

Отмечалось, что на сегодняшний день нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность небанковских кредитных организаций, являются разрозненными, не существует единого законодательного акта, содержащего непосредственно действующие нормы, регулирующие отношения в области создания и деятельности этих организаций.

Законом устанавливается перечень финансовых операций (услуг), осуществляемых (оказываемых) небанковскими кредитными организациями, с учетом специфики их деятельности.

Конкретизируются также требования, предъявляемые к учреждению небанковских кредитных организаций, в том числе их организационно-правовая форма, учредители и участники (акционеры), руководящие работники (члены наблюдательного совета и исполнительного органа, главный бухгалтер), а также требования к уставному фонду (уставному капиталу) и его минимальному размеру.

Законом предусмотрен порядок направления ломбардами в Центральный банк уведомления о начале деятельности, а также единый порядок прохождения учетной регистрации микрофинансовых организаций и организаций по рефинансированию ипотеки. При этом вместо лицензирования вводится прохождение учетной регистрации, устанавливается перечень документов, необходимых для прохождения учетной регистрации, порядок их рассмотрения и принятия соответствующего решения.

Вместе с тем определяются правила по защите прав потребителей услуг небанковских кредитных организаций, в том числе такие обязанности, как раскрытие информации об оказываемых ими услугах, неизменение в одностороннем порядке условий договора, а также гарантирование конфиденциальности информации по финансовым операциям заемщиков и кредиторов небанковских кредитных организаций.

В результате принятия закона будет достигнуто расширение спектра услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, удовлетворение потребностей субъектов малого предпринимательства в финансовых ресурсах, в том числе в услугах, связанных с исламским финансированием.

Вместе с тем функционирование небанковских кредитных организаций в качестве агентов банков и других финансовых организаций способствует достижению охвата финансовыми услугами населения и субъектов малого предпринимательства труднодоступных и отдаленных районов республики.

Данный закон имеет также важное значение для обеспечения потребностей населения и субъектов предпринимательства в финансовых ресурсах и развития деятельности небанковских кредитных организаций.

Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы обсудили Закон «О кибербезопасности».

Закон состоит из 8 глав и 40 статей, в которых изложены цели, задачи закона, основные понятия, принципы, направления, методы предупреждения и борьбы с киберпреступностью, ответственный государственный орган и его полномочия, принятие мер по инцидентам кибербезопасности, а также вопросы международного сотрудничества.

Так, целью закона является регулирование отношений в сфере кибербезопасности в нашей стране, его основной задачей служит защита интересов личности, общества и государства в киберпространстве от внешних и внутренних угроз.

В законе используются такие понятия, как киберпреступность, киберугроза, кибербезопасность, киберзащита и кибератака, определены основные принципы обеспечения кибербезопасности и основные направления государственной политики в этой области.

Также законом Служба государственной безопасности Республики Узбекистан определяется в качестве уполномоченного государственного органа в сфере кибербезопасности и закрепляются ее права и обязанности.

Кроме того, законом предусматриваются права и обязанности государственных органов и организаций по обеспечению кибербезопасности.

Вместе с тем законом определяются права и обязанности субъектов кибербезопасности, проведение в обязательном порядке их экспертизы на соответствие требованиям кибербезопасности или по инициативе субъектов кибербезопасности.

Закон закрепляет ряд мер, направленных на расследование инцидентов киберпреступности, принятие мер по их предупреждению, раскрытие информации о произошедших инцидентах.

Принятие закона имеет важное значение прежде всего для обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Во-вторых, закон вносит существенный вклад в государственное регулирование кибербезопасности, совершенствование системы правового, организационного, научно-технического и нормативно-методического обеспечения, обеспечение целостности информационных систем и ресурсов.

В-третьих, это послужит предупреждению несанкционированных действий, уничтожения, изменения, искажения, копирования, блокировки информации и других форм незаконного вмешательства в информационные системы и сети страны.

Закон одобрен сенаторами.

После этого обсужден Закон «Об органической продукции».

Отмечалось, что документ направлен на регулирование отношений в области органической продукции (производство, переработка, хранение, транспортировка, маркировка и реализация органической продукции, а также оценка и авторизация соответствия).

Настоящий закон устанавливает права и обязанности производителей органической продукции, согласно ему они имеют право использовать свое фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания при производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации органической продукции, самостоятельно выбрать вид услуг (работ), необходимых для производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции, в том числе органы по оценке соответствия и организации, оказывающие консультационные услуги.

Кроме того, законом устанавливается соблюдение производителями органической продукции требований законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования в рамках своей деятельности.

Настоящим законом закрепляются условия и требования по производству органической продукции, порядок ее ввоза на территорию Республики Узбекистан и вывоза с территории нашего государства.

Кроме того, раскрываются механизмы авторизации органа по оценке соответствия, оценки эквивалентности в области органической продукции, маркировки органической продукции.

Принятие закона будет способствовать созданию правовой основы формирования отношений в системе производства органической сельскохозяйственной продукции и сырья, развитию деятельности по производству органической сельскохозяйственной продукции и сырья, а также правовому регулированию отношений хозяйствующих субъектов.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании также рассмотрен Закон «О рекламе» в новой редакции.

Необходимость в Законе «О рекламе» в новой редакции заключается в том, что в действующем законодательстве есть нормы как общего характера, так и неработающие нормы, не охватывающие в полной мере отношения, связанные с рекламной деятельностью.

В частности, недостаточность требований к рекламной деятельности, отсутствие четкого определения полномочий государственных и негосударственных организаций в сфере рекламы становятся причиной совершения большого количества правонарушений.

Действующий Закон «О рекламе» принят 25 декабря 1998 года, и на сегодняшний день в него 15 раз вносились изменения и дополнения. Кроме закона сфера регулируется еще 3 ведомственными актами.

В закон в новой редакции включены и нормы этих подзаконных актов, благодаря чему он стал целостным документом, регулирующим рекламную деятельность.

Отмечалось, что конкретизированы некоторые понятия, которые были причиной неопределенности в применении норм, а также что закон дополнен новыми понятиями.

На территории Республики Узбекистан реклама распространяется на государственном языке, кроме того, ее перевод может дублироваться на других языках.

Закон определяет права и обязанности рекламодателя, изготовителя и распространителя рекламы.

Также устанавливается, что схема размещения объектов (конструкций) внешней рекламы и информации должна соответствовать документам градостроительного планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

В частности, схема размещения объектов (конструкций) внешней рекламы и информации и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию на официальных сайтах Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.

Исходя из законодательной и правоприменительной практики, а также зарубежного опыта усиливаются требования к рекламе и вводятся новые нормы.

В частности, запрещаются размещение рекламы в учебниках и тетрадях, указание цен на рекламу в иностранной валюте, использование противоречащих общепринятым нормам морали и нравственности форм, фраз и образов, сокрытие от потребителя информации об основных свойствах товара.

Еще одним важным аспектом закона является то, что в него вносятся новые нормы о защите несовершеннолетних от рекламы, в частности от ее негативного воздействия, и об ограничении участия несовершеннолетних в рекламе.

Так, запрещаются использование показа несовершеннолетних в опасных ситуациях, дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних, рекламирование товаров, запрещенных для приобретения или потребления несовершеннолетними, на телеканалах, в теле- и радиопередачах, рассчитанных на несовершеннолетних.

Кроме того, в законе предусмотрены строгие требования к рекламе лекарственных средств. Отныне запрещается использование участия известных лиц, медицинских работников или лиц, внешний вид которых имитирует внешний вид врачей.

В ходе обсуждения сенаторы также обратили внимание на процессы, связанные с реализацией отдельных статей, изложенных в законе.

В частности, обстоятельно рассмотрены особенности распространения рекламы посредством отдельных видов рекламных средств, в том числе требования к рекламе, распространяемой на телевидении, радио, в печатных СМИ, телекоммуникационных сетях и всемирной информационной сети Интернет.

Отмечалось, что общая продолжительность распространяемой рекламы в эфире телеканалов не может превышать двадцати процентов времени вещания в течение часа, но не более пятнадцати процентов вещания в сутки. Не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой телепередачи продолжительностью менее десяти минут.

Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, направленных на совершенствование порядка возмещения причиненного вреда потерпевшим от пыток».

В ходе заседания сенаторы отметили, что в последние годы проделана большая работа по дальнейшему укреплению гарантий прав и свобод граждан, в том числе по недопущению применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Подчеркивалось, что данный закон является логическим продолжением этой позитивной работы, а также обсуждена необходимость принятия документа.

В частности, отмечалось, что обеспечивается оказание потерпевшим от применения пыток социальной, правовой, психологической и медицинской помощи и возмещение причиненного им ущерба, в том числе причиненного физического и психического вреда, материального ущерба или упущенной выгоды, морального вреда, при этом оплачиваются расходы на оказание юридической помощи, медицинских, психологических и социальных услуг, приобретение лекарственных средств.

Кроме того, говорилось о том, что Узбекистан ратифицировал в 1995 году Конвенцию ООН против пыток, на основе которой на постоянной основе осуществляются системные, последовательные и поэтапные меры по выполнению международных обязательств в области прав и свобод человека, в том числе по созданию необходимых организационно-правовых условий по недопущению пыток.

Кроме того, Президент Республики Узбекистан 22 февраля 2021 года на 46-й сессии Совета ООН по правам человека отметил, что совершенствование национального превентивного механизма является практическим результатом ратификации Узбекистаном Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток.

Закон одобрен сенаторами.

После этого рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О трансплантации органов и тканей человека».

Согласно изменениям, вносимым в часть первую статьи 133 Уголовного кодекса, устанавливается ​​уголовная ответственность за нарушение установленных условий и порядка изъятия и трансплантации органов и (или) тканей человека.

Однако действующая редакция части первой статьи 133 данного кодекса предусматривает уголовную ответственность за изъятие органов или тканей умершего человека в целях их трансплантации, консервации в научных или учебных целях без прижизненного согласия на это умершего или без согласования с его близкими родственниками.

На основании вносимых в кодекс изменений теперь может возникнуть уголовная ответственность за такие дела, если лицо дало согласие на трансплантацию своих органов в научных или образовательных целях либо такое согласие дал его близкий родственник после его смерти.

Поэтому говорилось о целесообразности пересмотра части первой статьи 133 Уголовного кодекса.

Статья 14 Закона “О трансплантации органов и тканей человека” также устанавливает запрет купли-продажи органов и (или) тканей человека, а статья 3 закрепляет необходимость наличия добровольного на безвозмездной основе нотариально заверенного согласия на изъятие органов и (или) тканей человека, которое должно быть в письменной форме.

Данное положение показывает, что сделка, указанная в части первой статьи 105 Гражданского кодекса, должна быть совершена в письменной форме.

Однако следует отметить, что в соответствии с гражданским законодательством существуют и другие формы сделок гражданско-правового характера.

Поэтому целесообразно установить уголовную ответственность за заключение таких сделок (договоров) в целях предупреждения незаконной трансплантации органов и (или) тканей человека.

Кроме того, статья 10 Закона “О трансплантации органов и тканей человека” гласит, что изъятие органов и (или) тканей человека из его трупа допускается при наличии его прижизненного нотариально заверенного письменного согласия.

В данном случае целесообразно привести статью 5 Закона «О погребении и похоронном деле» в соответствие с Законом “О трансплантации органов и тканей человека”.

Учитывая важность отношений ответственности, регулируемых законом, сенаторы сочли целесообразным пересмотреть этот закон, подойти к нему комплексно и усовершенствовать.

Закон отклонен сенаторами.

Затем сенаторы рассмотрели Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы исполнения судебных актов и актов иных органов».

Как известно, в нашей стране проводится последовательная работа по совершенствованию диалога государственных органов с населением, обеспечению надежной защиты прав и свобод граждан, внедрению современных механизмов решения их проблем.

В частности, принят ряд нормативно-правовых актов в этой сфере. Соответствующим указом и постановлением Президента Республики Узбекистан создано Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и налажена его деятельность.

В соответствии с данным законом вносятся изменения и дополнения в 3 кодекса и 4 закона.

Отмечалось, что законом вносятся следующие изменения в законодательство.

Во-первых, действующее законодательство не предусматривает альтернативных правовых механизмов исполнения судебных актов и актов иных органов без применения государственного принуждения, из-за чего предусматривается внедрить в Закон “Об исполнении судебных актов и актов иных органов” порядок принятия мер по обеспечению добровольного исполнения судебных актов и актов иных органов 7 категорий, а в случае безрезультатности указанных мер — обращения в органы принудительного исполнения.

Статья 1982 Кодекса об административной ответственности также дополняется нормами, предусматривающими ответственность за необеспечение исполнения отдельных категорий исполнительных документов до представления в органы Бюро принудительного исполнения.

Во-вторых, статья 1982 Кодекса об административной ответственности устанавливает ответственность за вмешательство в процесс принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов в связи с тем, что законодательством не предусмотрена ответственность за вмешательство в принудительный процесс исполнения судебных актов и актов иных органов.

В Уголовном кодексе также устанавливается уголовная ответственность за продолжение действий по вмешательству в процесс принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов после применения административного наказания.

В-третьих, устанавливается ответственность и в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов за неисполнение исполнительного документа, а также за нарушение законодательства об исполнении судебных актов и актов иных органов.

В-четвертых, статья 1982 Кодекса об административной ответственности дополняется нормой, устанавливающей ответственность за совершение крупных сделок без проверки наличия задолженности по исполнительным документам либо оказание отдельных видов финансово-кредитных услуг, международных пассажирских перевозок и государственных услуг.

Сенаторы отметили, что в результате принятия закона еще больше упростятся исполнительные процедуры и будет обеспечено безусловное и своевременное исполнение судебных актов и актов иных органов, применение государственного принуждения в качестве последней меры, создание необходимых условий для формирования культуры добровольного исполнения судебных решений гражданами и юридическими лицами путем мер стимулирования и правовых действий, а также дальнейшее повышение эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов.

По завершении обсуждения сенаторы одобрили закон.

Далее сенаторы рассмотрели Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы корпоративного управления».

Закон подготовлен на основе положительного опыта развитых стран и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Так, вносятся изменения в законы Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» и «О рынке ценных бумаг», предусматривающие предоставление Центральному депозитарию ценных бумаг права открытия счета в Центральном банке и осуществления расчетов в денежных средствах по результатам сделок с ценными бумагами на организованных торгах ценными бумагами.

В Гражданском кодексе предусматривается возможность введения наблюдательного совета в качестве органа управления унитарного предприятия. Реализация данной нормы обеспечит деятельность унитарного предприятия в интересах унитарного предприятия и его собственников, установит эффективный контроль за деятельностью руководителя предприятия.

Закон “Об акционерных обществах и защите прав акционеров” отменяет специальное право на участие государства в управлении акционерными обществами («золотая акция»), что положительно скажется на заинтересованности крупных потенциальных инвесторов в приватизируемых предприятиях.

Кроме того, в целях повышения эффективности корпоративного управления предприятий путем обеспечения реализации их среднесрочной и долгосрочной (3-5 лет) стратегии развития Законом «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» продлевается срок полномочий членов исполнительного органа и наблюдательного совета от одного до трех лет.

Исходя из этого в целях обеспечения прав миноритарных акционеров, повышения их роли в управлении предприятием и уменьшения случаев конфликта интересов в законах «О защите акционерных обществ и прав акционеров» и «Об аудиторской деятельности» закрепляется предоставление миноритарным (5 процентов) акционерам (участникам) права инициирования проведения аудиторской проверки.

В целом законом обеспечивается дальнейшее повышение эффективности корпоративного управления предприятиями с государственной долей за счет внедрения передового опыта, а также совершенствование деятельности Центрального депозитария ценных бумаг, являющегося основным инфраструктурным объектом рынка ценных бумаг.

Закон одобрен сенаторами.

Также на пленарном заседании заслушан отчет Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) о деятельности в 2021 году. По данному вопросу выступила Омбудсман Феруза Эшматова.

Отмечалось, что Омбудсман и его региональные представители осуществляли работу по 9 основным направлениям.

В частности, проводилась работа по таким направлениям, как рассмотрение обращений граждан, совершенствование законодательства и нормативно-правовых актов и проведение мониторинга соблюдения прав человека, предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, деятельность региональных представителей, деятельность Уполномоченного по правам ребенка, повышение правовой грамотности и правовой культуры населения, открытость и прозрачность деятельности Омбудсмана, а также международное сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека.

При этом сенаторами отмечалось, что хотя количество обращений, поступивших к Уполномоченному по социальным, экономическим и экологическим правам уменьшилось по сравнению с прошлым годом, возросло количество обращений, связанных с личными правами и свободами граждан.

Кроме того, подвергнуто критике, что из обращений, поступивших в отчетном периоде, 4 655, или 25 процентов, являются повторными обращениями в связи с тем, что обращения не рассмотрены всецело, беспристрастно и глубоко, имеется поверхностный подход к ним и несвоевременно направлены ответные письма авторам обращений. Этот показатель увеличился в 2 раза по сравнению с прошлым годом.

В 2021 году удовлетворены лишь 58 (61 процент) из 94 мер воздействия (заключений, представлений и исковых заявлений), направленных Омбудсманом в соответствующие государственные органы и организации. Однако отмечалось, что не обеспечена реализация остальных мер воздействия в полной мере. При этом Омбудсман недостаточно использовал институт парламентского контроля палат Олий Мажлиса.

В то же время указана недостаточность результативности проведенного мониторинга применения пыток и жестокого обращения в отношении лиц с ограниченной свободой передвижения.

Кроме того, сенаторами высказаны рекомендации по проведению мероприятий по сокращению количества повторных обращений к Омбудсману за счет объективного их рассмотрения, а также своевременному и обоснованному реагированию на них, осуществлению совместно с министерствами, государственными органами и негосударственными организациями мероприятий в махаллях по повышению правовой культуры и правовых знаний граждан, решению поднятых в обращениях проблем на местах.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

Затем сенаторы рассмотрели вопрос об изменении границ Чиракчинского района Кашкадарьинской области и образовании Кукдалинского района.

На заседании особо отмечались основные факторы, приведшие к образованию Кукдалинского района. По данным комитета, Чиракчинский район образован в 1926 году, его население составляет 420 тысяч человек, общая площадь земель 2,8 тысячи км2. Сегодня в районе насчитывается всего 2137 предприятий, в том числе 324 промышленных предприятия, которые в 2021 году экспортировали продукцию на сумму 7,4 миллиона долларов.

Кроме того, в районе действуют 230 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитываются свыше 45 тысяч детей, 234 общеобразовательные школы, в которых обучаются более 93 тысяч учащихся, а также 8 семейных поликлиник.

Отмечалось, что сегодня расстояние от районного центра до самого отдаленного села составляет 65-100 км, в том числе от села Тошли — 100 км, от села Сарсон — 93 км и от села Куруксой — 65 км. Это приводит к тому, что население пользуется 2–3 видами пассажирского транспорта, чтобы съездить до районного центра, а также теряет один день.

Кроме того, в Чиракчинском районе в 2021 году объем промышленного производства на душу населения составил 1,8 миллиона сумов (в области – 5,5 миллиона сумов), сельскохозяйственной продукции – 8,2 миллиона сумов (в области – 8,7 миллиона ​​сумов), а объем услуг – 1,8 миллиона сумов (в области – 3,9 миллиона сумов), и тем самым район находится на последнем месте в области.

В связи с этим в целях создания социально-бытовых удобств для населения Чиракчинского района и осуществления преобразований в районе, государственного регулирования урбанизации, особенно занятости населения, в одной части района планируется образовать Кукдалинский район и определить его центром поселок Еттитом.

Из 420 тысяч человек, проживающих в Чиракчинском районе, в Кукдалинский район планируется перевести 176,3 тысячи человек, проживающих в 32 махаллях.

Кроме того, Кукдалинскому району передаются 162 промышленных предприятия и 1 малая промышленная зона («Айритом»), объем производства в промышленности района составляет 151,9 миллиарда сумов, или 38 процентов.

На 7 га малой промышленной зоны «Айритом» будут построены инженерно-инфраструктурные объекты и созданы новые производственные мощности.

Будут организованы 150 объектов по оказанию услуг (516 рабочих мест) вдоль 94 км дорог международного значения, сервисные и торговые комплексы на 6 га земли вдоль трассы А-378, проходящей по территории Еттитома. Будут созданы сады и виноградники на 10 тысячах га богарных земель на основе технологии капельного орошения.

В результате будут обеспечены благоприятные условия для переселяемого в Кукдалинский район населения, что послужит повышению социально-экономического потенциала района.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

На этом первый день работы двадцать четвертого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса завершился.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан